![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современный научный подход к проблеме
Соотношение биологического и социального в человеке Человеческая жизнь складывается (существует), благодаря взаимодействию двух групп факторов: 1. биологических 2. социальных Как существо биологическое человек обладает: 1) совокупностью видовых признаков, каждый из которых у различных индивидов может изменяться в очень широких пределах. Роль биологических предпосылок в развитии человека достаточно велика - в частности, в генотипе человека заложены элементарные психические процессы. По мнению ряда учёных, генетически предопределены: 1 альтруизм 2 одарённость к определённым видам деятельности. 2) помимо видовых признаков как биологическое существо человек характеризуется расовыми особенностями. Проблема соотношения биологического и социального в человеке сводится к двум вопросам: 1. какое из этих двух начал (социальное или биологическое) доминирует в процессе формирования способностей, характера и поведения человека? 2. как осуществляется взаимовлияние биологического и социального в человеке; какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между отдельными людьми и группами людей? В зависимости от принципиальной позиции, занимаемой по данным вопросам, все концепции делятся на 2 группы: Биологизаторские Определяющим в человеке является биологическое начало. Примеры: расово-антропологические (расистские) теории, социал-дарвинизм, социобиология (основатель - Уилсон). Социологизаторские Эти концепции имеют свой источник: 1 частично в христианской традиции 2 частично в вульгаризированном марксизме. Общие особенности этих концепций: 1. социальное начало в человеке противостоит природному началу как главное - второстепенному, как высшее, облагороженное - низшему, примитивному. 2. биологическое начало в человеке является сырым материалом, которым можно безгранично манипулировать во имя достижения заранее заданного социально значимого результата. Эти концепции сыграли значительную роль в формировании тоталитарных идеологий.
Современный научный подход к проблеме (основные тезисы):
1. Индивид в качестве природного существа наделён природными силами, которые существуют в нём в виде задатков и влечений. 2. Человек реализует свои задатки (превращает их в свои способности) только в системе общественных отношений, только в обществе 1) только в обществе человек обретает сознание 2) только в обществе развиваются специфически человеческие материальные и духовные потребности 3. В человеке биологическое начало всегда опосредовано социальным. Например: на проявление многих биологических параметров существенно влияют социальные процессы (например, на продолжительность человеческой жизни). 4. В человеке биологическое всегда преобразовано социальным. Например: биологическая основа половой любви - это половая физиология, однако сами феномены любви и сексуальности существуют исключительно как социокультурные феномены. В этой сфере человеческих взаимоотношений существует сложный синтез нравственных, эстетических, религиозных и правовых регуляторов. 5. Человеческое тело есть текст. Телесность человека не есть биологическая данность, а есть социокультурная и даже символическая реальность. Тело человека - это символ неких неприродных отношений, оно несёт на себе множество социальных знаков. Например: любое калечащее наказание не исчерпывается простой карой, оно имеет более глубокий смысл - нанесение на тело социального знака. Мишель Фуко («Надзирать и наказывать (рождение тюрьмы)», 1975 год): Знаковая функция человеческого тела очень ярко проступает в процедуре публичной казни (имеется в виду период абсолютизма).
|