![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет №1 Перечислите требования к проведению основных методов психологии.
Экзамен по психологии!!! 1 и 2 билет
Методы психологии-Это способы изучения психики. Они делятся на: Основные и Вспомогательные Основные методы: 1.Наблюдение-это систематическое, планомерное восприятие поведения другого человека с последующими выводами о его психике. Требование к наблюдению: 1. Точная фиксация(дата наблюдения, наблюдения поведения, анализ) 2. Побуквенная фиксация(пошаговая) 3. Наличие плана 4. Наличие цели 5. Система
2.Эксперемент-это метод при котором исследователь создает специальные условия при котором возможны проявления определенной психологической функции. Требования к эксперементу: (психологическая функция (5-6 человек в наблюдении (1 человек) 1. Быстрый 2. Фиксация 3. Должен быть знаком
Наблюдение –это субъективный метод Эксперимент -это объективный метод В эксперименте более активный исследователь, но нельзя вмешиваться в процесс.
2 билет!!! Перечислите дополнительные методы психологии.Вспомогательный метод 1. Изучение продуктов детской деятельности(рисунок, поделки, сочинил сказку) Требования: 1. Продукт создается самим ребенком 2. Выбор инструментария и материала должен быть самим ребенком. 3. Ребенок должен сидеть один в процессе творчества 4. В процессе создания продукта вы должны следить за этим процессом и все фиксировать. 5. После создания продукта провести беседу. 2. Тест-это стандартизированный метод при котором каждое задание оценивается в баллах. Достоинства теста: 1. Есть варианты ответа 2. Есть баллы 3. Многократное использование 4. Быстрый большое количество испытуемых 5. Объективность Недостатки теста: 1. Не все тесты подходят к определенной личности 2. Мало вариантов ответа 3. Не учитывается состояние человека (эмоциональное)
3.Социометрический метод (эксперимент, есть условие) Социометрия (изучение межличностных отношений в группе, социометрический статус каждого ребенка) Эксперимент с открыткой в раздевалке(посмотрите в тетрадке)!!!
Дополнение к методу Теста (социометрия) Виды теста: 1. Индивидуальные - исследование психики конкретного человека 2. Групповые – проводится с группой людей 3. Социальные – проводится с людьми разного возраста 4. Изолированные – исследование одной стороны психики 5. Батарея тестов –используется система тестовых заданий 6. Тесты достижений – выявляют степень овладения понятиями, умениями и навыками на данный момент. 7. Личностные тесты – исследование личностных особенностей. 8. Интеллектуальные – исследование умственного развития: · Оценка уровня умственного развития · Выявлений отношений умственного развитя · Определение умственной готовности детей к школе 9.тесты креативности – исследование творческих способностей 10.проективные – способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатом его продуктивной деятельности. (Рисуночный тест семья: васильева “Ты меня понимаешь”, ”Тест для детей” Брайн Шелби.
4.Метод беседа Беседа –это вопросно-ответный метод (с середины среднего дошкольного возраста) Разговор направлен на наличие ответа, а в беседе выявления знаний детей об окружающим и выявление нравственных ценностей ребенка. Требования к беседе: 1. Несет субъективный характер, встает в позицию ребенка 2. Вопросы должны быть короткие 3. К беседе надо готовится заранее 4. Варьировать вопросы (перефразировать) 5. Побуквенная запись 6. С одним ребенком в методе 7. Количество вопросов в беседе должно быть прямо пропорционально возрасту детей 8. Беседа не более 5-7 минут.
5.Метод анкетирования: 1.Зыкрытый 2.Открытый Анкетирование проходит пот Шнербеле.
ПРОСТО ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ПОЧИТАТЬ, Характеристика основных методов психологии
Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта
Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно Поэтому такие виды наблюдений - метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)
Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)
Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом Например, общее за объектом - наблюдение ведется за всеми членами коллектива Выборочное за объектом - до наблю ереження включены только отдельные члены коллектива Общее по предмету - в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля) Выборочное по предмету - у всего массива (в Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или памятьять).
Использование наблюдения регулируется следующими условий:
1) целеустремленность - определение цели, задачи исследования;
2) природные условия - типичные условия наблюдения (чтобы лица не знали, что за ними ведется наблюдение);
3) наличие плана;
4) точное определение объекта и предмета наблюдения;
5) ограничение исследователем признаков, являющихся предметом наблюдения;
6) выработка исследователем однозначных критериев оценки этих признаков;
7) обеспечение четкости и длительности наблюдения
Переваги і недоліки методу спостереження
Рис 124 Преимущества и недостатки метода наблюдения
Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности
Эксперимент - основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается
Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный
Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры
Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі.
Констатувальний эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений Как дополнительный метод в психологическом исследовании используются тесты.
Тест - это проба, испытание, один из способов психологической диагностики уровня развития психических процессов и свойств человека. Психологические тесты представляют собой определенную систему заданий, надежность которых испытывается на определенных возрастных, профессиональных, социальных группах и оценивается и стандартизируется с помощью специального математического (корреляционного, факторного и др.) анализа.
Различают тесты для изучения интеллектуальных способностей, уровня умственного развития личности и тесты успеваемости. С их помощью можно выяснить уровень развития отдельных психических процессов, уровни усвоения знаний, общего умственного развития личности. Тесты как стандартизированные методы дают возможность сравнивать уровни развития и успешности подопытных требованиям школьных программ и профессиограммы различных специальностей.
С целью избежания ошибок при использовании тестов как метода психологического исследования их содержание должно соответствовать исследуемому явлению (умственной деятельности, вниманию, памяти, воображении и т.п.) и не требуется для выполнения специальных знаний. Содержание теста и инструкция к его исполнению должны быть максимально четкими и понятными. Результаты тестового исследования нельзя оценивать как абсолютные показатели умственных возможностей личности. Они являются лишь показателями уровня развития определенных качеств на момент исследования по конкретным условиям жизни, обучения и воспитания личности.
В психологии, в частности в педагогической практике, широко применяют метод опроса, когда нужно выяснить уровень понимания подопытным задач, жизненных ситуаций, употребляемых в обучении и практической деятельности понятий (естественнонаучных, технических, социальных) или когда нужна информация об интересах, взглядах, чувствах, мотивах деятельности и поведения личности. К наиболее распространенным разновидностям опроса как метода психологического исследования относятся беседа, интервью, анкетные и социометрические исследования.
Беседа - это целенаправленная разговор с подопытным с целью выяснения представления или понимания ним явлений природы и общества, научных вопросов, взаимозависимости, причин и следствий, убеждений, идеалов, идейной направленности. Поставленные вопросы должны быть четкими и ясными, направленными на психологические явления. В беседе необходимо добиваться не только констатирующих ответов, но и объяснения, мотивации, то есть ответов на вопросы не только " что это такое? ", но и " почему? ", " как? ".
Одним из вариантов беседы является интервью, которое используют в психологических и социологических исследованиях. В интервью оказываются мысли, мнения, факты из жизни респондента, т.е. подопытного, его отношение к политическим событиям, ситуациям, социальных явлений и т.п.
Интервью может быть не стандартизированным и стандартизованным. В не стандартизированном интервью вопросы респондента формулируются не до конца и могут изменяться в процессе исследования, а в стандартизированном виде они представляют собой определенную систему и формулируются четко.
Анкетное исследование - один из способов психологического опроса. С помощью анкетирования исследуются литературные, художественные, спортивные, профессиональные интересы и предпочтения, мотивы, отношение к выбору действий, поступков, разновидностей труда, в тех или иных переживаний, их оценки. На поставленные в анкете вопросы анкетированные дают ответы в письменной форме. Причем вопросы ставятся так, что ответы на них будут описательными или альтернативными: " да", " нет", " не знаю", " затрудняюсь ответить", а потому так, что в них заранее дается несколько вариантов ответа, среди которых подопытному предлагается подчеркнуть один, который соответствует его личным взглядам и интересам. В анкете ставятся вопросы и констатируемого и мотивационного характера, как в беседе и интервью. Анкета может быть именной, когда подопытный отмечает свою фамилию и имя, приводит некоторые сведения о себе, и анонимной, при использовании которой получают более честные ответы.
С помощью анкетного исследования можно собрать большой объем материала, что дает основания считать полученные ответы достаточно вероятными. Недостатками этого метода является субъективизм, случайность ответов, сложность проверки их правильности и искренности.
Социометрическое исследование, или метод выбора, применяют для выяснения взаимоотношений в коллективе, оценочных отношений подопытных к другим, предания преимущества одним членам коллектива или группы перед другими при выборе руководителя, приятеля. Основанием для оценочного отношения и выбора является чувство симпатии или антипатии к другим. В психологии социометрическую методику применяют с целью изучения групповой дифференциации, когда членам группы предлагают ответить на вопросы типа: " С кем ты хотел бы дружить? ", " Кого ты выбрал бы руководителем группы? " Выбор может быть взаимно положительным, взаимно негативным или позитивным или негативным со стороны члена группы и отрицательным (положительным) со стороны того, кого он выбрал бы.
Количество положительных и отрицательных выборов фиксируется на матрице, после чего рассчитывают их процент. С помощью социометрического исследования можно выявить реальное место личности в коллективе с ее деловыми качествами, популярностью, межличностные отношения.
Метод анализа продуктов деятельности основывается на том, что в результатах работы человека оказываются его знания, умения и навыки, способности, внимательность и наблюдательность, черты характера. Следовательно, продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые разнообразные психические качества и свойства личности, уровень их развития.
Продуктами деятельности учащихся являются их письменные работы, изделия, рисунки, модели, фотографии и др. Сравнивая работы, учащийся выполняет в разное время, на разных этапах обучения, можно выявить уровень его развития, совершенство умений и навыков, аккуратность, мастерство, сообразительность, настойчивость и т.д. Именно это должно стать предметом анализа продуктов деятельности, а не, например, стоимость произведенного продукта.
Продукты деятельности ученика можно анализировать также в процессе их создания. Наблюдая этот процесс, можно выявить не только его качество, но и динамику, темп работы, сноровку в действиях, отношение к заданию. Данные наблюдения помогают глубже и всесторонне познать умственные, эмоциональные, волевые и характерные качества и свойства личности.
|