Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Режимы трения в подшипнике скольженияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Рассмотрим условия перехода от одного вида трения к другому в присутствии жидкого смазочного материала. Если количество масла ограничено, но достаточно для образования адсорбированного монослоя и граничной пленки, то при трении первичный слой на вершинах неровностей поверхностей быстро износится, и трение при граничной смазке перейдет частично в трение без смазочного материала. Правда, благодаря подвижности полярно-активных молекул адсорбированный монослой быстро восстанавливается, но на восстановление граничной фазы за счет передвижения масла из впадин неровностей потребуется значительное время. После восстановления граничной пленки условия трения улучшаются. Это может привести к колебаниям коэффициента трения. Весь смазочный материал через какой-то период срабатывается. Если же, помимо расхода на образование граничной пленки, имеется избыток масла, который заполняет впадины неровностей, то он служит для восстановления изнашиваемой граничной пленки. В этом случае трение при граничной смазке устойчиво. С увеличением подачи масла до необходимой для создания гидродинамического эффекта на выступах неровностей поверхностей или на макрогеометрических неровностях сопрягаемых тел трение при граничной смазке переходит в трение при полужидкостной смазке. Последний вид трения вне зависимости от скорости скольжения поверхностей и вязкости смазочного материала присущ любой паре трения при наличии достаточного количества смазочного материала. Рассмотрим более подробно подшипник скольжения. Пусть нагрузка, геометрические размеры, диаметральный зазор подшипника, вязкость смазочного материала сохраняются постоянными. Будем изменять скорость вращения цапфы. При малой скорости скольжения поверхностей гидродинамический эффект их полного отделения не наблюдается, так как масло выдавливается из зазора. Трение только полужидкостное. С увеличением скорости скольжения гидродинамические силы возрастают и взаимодействие поверхностей снижается, наконец, при некоторой скорости произойдет полное разделение поверхностей и наступит режим трения при жидкостной смазке. Дальнейшее увеличение скорости скольжения приведет к повышению внутреннего трения в слое смазочного материала, и коэффициент трения возрастет. Минимальный коэффициент трения соответствует началу трения при жидкостной смазке. Аналогичное явление наблюдается при изменении вязкости смазочного материала: при малой вязкости масла жидкостной смазки не будет, но после достижения минимального коэффициента трения с увеличением вязкости масла повышается сопротивление трению. Противоположно действует удельная нагрузка: при большом давлении на опору условия для жидкостной смазки неблагоприятны, снижение нагрузки до некоторой величины приводит к «всплыванию» цапфы: дальнейшее уменьшение нагрузки сопровождается увеличением толщины несущего слоя смазочного материала и сопротивления трению. Таким образом, режим трения в подшипнике определяется вязкостью η, скоростью скольжения v и давлением р, точнее, фактором . Наглядное представление об условиях перехода одного режима трения в другой дает диаграмма Герси (рис. 7.2), в которой коэффициент трения f связан с параметром , который называют характеристикой режима подшипника.
б а
На диаграмме Герси линия а-а, проходящая через точку минимума коэффициента трения, разделяет области трения при жидкостной и других видах смазки. Последняя является областью неустойчивого коэффициента трения. Допустим, что подшипник работает в режиме граничной смазки и по какой-либо причине повысилось давление. Тогда значение уменьшится, и начальная точка на диаграмме переместится влево вверх. Сила Р трения возрастет, температура поверхностей и смазочного материала повысится, вязкость смазочного материала понизится, и сила трения еще более возрастет. При граничной смазке с повышением нагрузки возрастает температура, и граничная пленка местами разрушается – трение будет происходить без смазочного материала. Линия b-b отделяет область трения при граничной смазке от области трения несмазываемых поверхностей. Фактор является характеристикой режимов трения при полужидкостной и жидкостной смазке. При других видах трения вязкостные свойства смазочного материала можно не принимать во внимание. Что касается изменения коэффициента трения при малых, близких к нулю, значениях характеристики режима, то в зависимости от материалов деталей и среды кривая от точки, соответствующей коэффициенту трения покоя (скорость скольжения v = 0), может монотонно убывать либо возрастать и, пройдя через максимум, снижаться вплоть до критического режима (минимального коэффициента трения). Диаграмма Герси пригодна также для анализа явлений трения в подпятниках и парах трения с возвратно-поступательным движением. В этих парах, как следует из диаграммы, на протяжении одного хода возможны различные режимы трения. В заключение коснемся вопроса о смазывании водой. Молекулы воды гидроксильной группы ОН способны прикрепляться к чистой поверхности металлов, пластмасс и резины. На неметаллах образуется прочный ориентированный монослой. В условиях отсутствия гидродинамической смазки в парах металл – пластмасса и металл – резина осуществляется адсорбционное смазывание водой. В парах металл – металл такое трение быстро переходит в трение без смазочного материала.
|