Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 29. Философские вгляды выдающихся русских врачей и биологов.
Среди врачей-философов России XIX—первой половины XX вв. наиболее примечательны Н.И. Пирогов (1810—1881), И.М. Сеченов (1829-1905), И.И. Мечников (1845-1916), В.М. Бехтерев (1857-1927) и И.П. Павлов (1849-1936). Н.И. Пирогов - выдающийся хирург, педагог, общественный деятель. Он не считал себя философом и не претендовал быть им, но у него имелось цельное и продуманное философское мировоззрение. Эволюцию миропонимания Пирогова характеризует последовательная смена религиозного мировоззрения на материализм и эмпиризм в науке, расширенный до «рационального эмпиризма». В конце жизни он отошел от последовательного материализма и пришел к убеждению о невозможности свести понятие жизни к чисто материалистическому объяснению. В.В. Зеньковский определил миропонимание Пирогова как «биоцентрическое». «Я представляю себе, — писал Н.И. Пирогов, — беспредельный, беспрерывно текущий океан жизни, бесформенный, вмещающий в себя всю вселенную, проникающий во все ее атомы, беспрерывно группирующий и снова разлагающий их сочетания и приспосабливающий их к различным целям бытия». Это учение о мировой жизни по-новому осветило для Пирогова все темы познания и он приходит к учению о реальности мирового мышления - вселенского разума, высшего начала, стоящего над миром, сообщающего ему жизнь и разумность. В гносеологии Пирогова все наши восприятия сопровождаются бессознательным мышлением (в самый уже момент их возникновения), и это мышление есть функция нашего «Я» в его цельности. По мнению Пирогова, само наше «Я» есть лишь индивидуализация мирового сознания. Он приходит к признанию ограниченности чистого рассудка, отделенного от моральной сферы. Наряду с познанием, выдающийся ученый отводит большое место вере, которая не стесняется знанием. Идеал, служащий основанием веры, становится выше всякого знания и, помимо его, стремится к постижению истины. И.М. Сеченов - основоположник русской физиологии и объективной детерминистической психологии. С I860 г. - профессор физиологии Медико-хирургической академии. Принцип материалистического монизма и детерминизма является методологической основой учения Сеченова, набросок которого изложен впервые в «Рефлексах головного мозга» (1863). Главная идея трактата: «...Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». В связи с этим принципиальной критике подверглись попытки обособления психических явлений от организма и внешнего мира, распространенные в философии психологии. Утверждалось своеобразие нервно-психических регуляций по сравнению с чисто физиологическими. Сеченов радикально преобразовал существовавшее прежде понятие о рефлексе. Механистическому взгляду на поведение, идущему от Р. Декарта, и интроспеционистскому — на сознание, Сеченов противопоставляет трактовку рефлекса как акта, состоящего из чувствования и движения. Он определяет его по объективной функции жизнедеятельности, выделяя два конституирующих признака чувствования: быть орудием различения условий действия и регулятором последнего. Стремясь вскрыть психофизиологический механизм логического мышления. Сеченов утверждал, что исходные логические операции заложены в чувственной деятельности организма, требующей приспособления к связям и отношениям вещей. В сигналах мышечного чувства представляемое и действительное совпадают друг с другом, поэтому мышца дает наиболее фундаментальное и адекватное отражение действительности. И.И. Мечников - биолог, антрополог, философ, - выдвинул ряд ценнейших идей, легших в основу современной геронтологии и танатологии. Усилиями Мечникова проблема изучения старения и смерти была выведена из рамок традиционного медико-гигиенического рассмотрения на широкий путь эволюционно-биологических и философско-гуманистических антропологических исследований. Философский анализ трудов Мечникова позволяет выявить методологическое значение идеи ортобиоза (от лат. orthos- прямой, bios - жизнь) для развития валеологии (от лат. valeo - стать сильным, здоровым). Исследование проблемы несовершенства организма человека и поиск оптимальных путей разрешения данного противоречия привели автора к формулировке закона ортобиоза. Сущность закона заключается в саморегуляции жизни, предполагающей правильный образ жизни, основанный на изучении человеческой природы и установлении средств к исправлению дисгармоний. Саморегуляция должна быть направлена на достижение долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей в конечном периоде к развитию чувства насыщения жизнью и желанию смерти, когда человек устает от жизни и начинает смотреть на смерть, как на полный и необходимый отдых. Изучением простейших и беспозвоночных Мечников внес неоценимый вклад в обоснование идей единства происхождения органического мира. Он стоял на позициях материализма. Им не признавалась душа и се бессмертие. В.М. Бехтерев оставил значительный след в изучении проблем невропатологии, психиатрии, психологии, морфологии и физиологии нервной системы. Его исследования имеют и философское значение. Особую ценность имеют работы, установившие роль различных отделов нервной системы в функционировании различных органов человека и высокоорганизованных животных. Бехтерев давал правильное направление в лечении психически больных, материалистически обосновывая, что психические расстройства находятся в прямой зависимости от нарушений в организме. Своими экспериментами ученый доказал материальную основу психологических реакций. В процессе научной деятельности Бехтерев разрабатывал рефлексологическое мировоззрение («эволюционный», «энергетический» монизм). В социальной жизни, по мнению ученого, мы встречаемся, в сущности, с теми же рефлексами в форме общественных движений и с тем же их развитием и течением, какие находим в деятельности отдельной личности. Основа общественной жизни - в «коллективных рефлексах», т.е. в реакциях коллективов людей на различные стимулы - воздействия среды. И.П. Павлов - выдающийся ученый-физиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине (1904). Окончил Петербургский университет (1875) и Медико-хирургическую академию (1879). Работал в академии и в лаборатории при клинике С.П. Боткина. С 1890 г. до 1925 г. — профессор Военно-медицинской академии. Одновременно (с 1891 г. и до конца жизни) заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины. Изучал закономерности высшей нервной деятельности, пищеварения, кровообращения. Развил учение о рефлекторном характере психической деятельности. Разработал принцип детерминизма в объяснении поведения организма. Обосновал концепцию второй сигнальной системы как физиологического базиса абстрактного мышления. Результаты исследований Павлова, его учеников и последователей нашли применение при разработке кибернетических систем, моделирующих некоторые аспекты работы мозга. Попытки канонизировать все без исключения высказывания ученого, в том числе и гипотетические, такие, как деление людей только на мыслительные и художественные типы, стремление рассматривать физиологические механизмы отражения в качестве сущности самой психики, недооценка социально-исторической природы сознания и ряд других, оказывали одно время неблагоприятное влияние на разработку некоторых фундаментальных проблем философии, психологии и психиатрии. Теория мозговой деятельности, разработанная И.П. Павловым для современной нейрофизиологии в части ее общих положений (например, концепция взаимоотношения корковых и подкорковых образований, идея подкрепления как основы условно-рефлекторной регуляции мозговой деятельности и ряд других), полностью сохраняет свое значение методологической основы объективного подхода к коренным «вопросам» работы мозга. Вместе с тем, отдельные ее частные положения, например, представления о движении тормозного процесса по коре больших полушарий, являются устаревшими. Как и всякая естественно-научная теория, учение И.П. Павлова не может рассматриваться во всех своих частях как абсолютная истина. Применение теории предполагает ее дальнейшее развитие.
|