![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 74. Личность
Термин " личность" обозначает: во-первых, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; во-вторых, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Слово «личность» производно от латинского «persona» — маска, роль актера, а всё, относящееся к личности, можно называть персональным, личным. На русском языке понятие «личность» связано со словом «личина», что по «Толковому словарю» В.И. Даля означает накладная рожа, харя, маска, а «личный» — относящийся к лицу, особе, человеку. Действительно, слово «личность» изначально означает широко понимаемое «лицо», в значении — индивид с его человеческим свойствами, проявляемыми в поступках, деятельности. Как видим, понятие личности рассматривается в связке с понятиями: индивид и человек. Понятие «человек» обозначает как весь род людей (человечество), так и отдельных его представителей — единичных биопсихосоциальных существ (лиц, индивидов). Понятие индивид, часто отождествляемое с понятием индивидуальности, означает отдельный человек (лицо) в своеобразии его качеств и особенностей, относящийся к популяции людей (Homo sapiens). Личность предстает как человек в совокупности его социальных, в первую очередь качеств, формирующихся в разных видах деятельности и общественных отношений. Поскольку человек в своей жизни постоянно изменяется, его духовный мир, житейский и социальный опыт обогащаются, то логично заключить, что личность — это человек в процессе его становления и развития. По вопросу о свойствах личности, ее социально значимом содержании, также существуют разные мнения. Широко распространение получила так называемая ролевая концепция личности. Фрейдистские концепции (по имени австрийского врача и мыслителя XIX в. 3. Фрейда) ведущим компонентом в структуре личности считают могущественное «Оно», которое, как биологический инстинкт продолжения рода через стремления к удовольствиям полового общения, определяет главные особенности личности. В религиозных учениях (неотомизме, персонализме) главным в человеке признается душа, обладание которой делает личность самодостаточной, возвышающейся над низменным материальным и греховным миром. Человек оказывается личностью в качестве воплощения божественного замысла, как духовный феномен. Своеобразные представления о личности сложились в экзистенциализме — «философии существования». Ряд представителей этого течения считает, что большинство людей не могут быть личностями. Для них это — непосильная задача. В «философии абсурда» французского экзистенциалиста А. Камю (XX в.) человек становится личностью, осознавая абсурдность бытия как движения к смерти во времена катастроф и поднимаясь на бунт против абсурдного мира. Бунтующий человек не имеет надежды на успех, но обретает подлинное существование. В марксизме сущность личности раскрывается через деятельностный поход. Известна характеристика К. Марксом сущности человека как совокупности всех общественных отношений.
|