Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Конституционное право в системе российского праваСтр 1 из 3Следующая ⇒
Конституционное право Российской Федерации Планы семинарских занятий для студентов 1, 2 курса очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Хабаровск 2011 ББК Х3 Х12
Конституционное право Российской Федерации: планы семинарских занятий для студентов 1, 2 курса очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») / сост. Ю. Н. Лебедева, В. П. Федорин. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. – 24 с.
Рецензент канд.юрид.наук, доцент А.Б. Литовка
Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов
©Хабаровская государственная академия экономики и права, 2011 Предисловие
Планы семинарских занятий подготовлены на основе учебной программы дисциплины в полном соответствии с государственным образовательным стандартом. Семинарские занятия на дневном отделении предполагают углублённое изучение студентами категорий и государственно-правовых институтов конституционного права, получивших научно-теоретическое и нормативное обоснование. Принимая во внимание значительный объём курса конституционного (государственного) права Российской Федерации, обширный массив нормативно-правового материала, студенты должны сориентироваться на систематическую и основательную работу. Структура изучаемой учебной дисциплины, рассчитанной в общем объёме на 252 часа, включает 89 часов семинарских занятий и 127 часов самостоятельной и индивидуальной работы студентов. Каждую тему семинарского занятия с предложенными для изучения и обсуждения вопросами сопровождает основная, преимущественно нормативно-правовая, литература и дополнительная (научная) литература (к большинству тем дисциплины). При отборе нормативных источников и литературы авторы исходили из их значимости и места в системе дисциплины. Предложенные для изучения законодательные, иные нормативные правовые акты, монографии и статьи учёных-конституционалистов отражают состояние правового регулирования и научного осмысления государственно-правовой материи в их проявлении на момент подготовки пособия к изданию. Тем не менее студентам необходимо учитывать последующие изменения в действующем конституционном законодательстве и теоретической базе курса и своевременно осваивать их. В ходе подготовки к семинарским занятиям не следует игнорировать и возможность обращаться к преподавателям кафедры, ведущим занятия в группах, за консультациями по изучаемым проблемам. Своевременно оказанная помощь способствует активизации работы на семинарском занятии, формированию прочных и системных представлений по вопросам дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации». Авторы выражают уверенность в успешном достижении целей, поставленных перед студентами в процессе изучения ведущей отрасли российской системы права. Форма работы на семинарском занятии – рассмотрение и обсуждение вопросов, данных в плане семинарского занятия. Для получения максимального результата студентам рекомендуется иметь краткий конспект по каждому вопросу темы семинара. Другой формой работы на семинаре является решение практических заданий, которые студенты заранее самостоятельно готовят дома. Преподаватель может предложить студентам решение других практических заданий, которые могут выполняться как устно, так и письменно. На семинарских занятиях по поручению преподавателя студенты могут делать небольшие доклады, по времени, как правило, не превышающие 10 минут. Темы докладов представлены после практического задания к теме семинара. Это вопросы наиболее сложные, требующие изучения дополнительной учебной, монографической литературы, анализа правовых актов, самостоятельных рассуждений и выводов, которые выносятся докладчиком на обсуждение всей группы. По этим вопросам может быть проведена дискуссия. По отдельным темам возможно проведение деловых игр, имитирующих конституционно-правовые процедуры, дебатов по заранее согласованному плану. По возможности преподаватели кафедры пригласят на семинарские занятия представителей государственных и муниципальных органов, практикующих юристов либо проведут такие занятия с посещением соответствующих органов, организаций, учреждений. На каждом семинарском занятии студентам необходимо иметь текст Конституции РФ, а также другие нормативные источники; нормативно-правовые акты, требуемые для изучения, студенты могут найти в СПС «КонсультантПлюс», «Гарант» либо в библиотеке, воспользовавшись официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов – Собранием законодательства РФ или «Российской газетой». Кроме этого, официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается и первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Однако, учитывая активное изменение российского законодательства, следует внимательно отнестись к поиску последней редакции нормативно-правовых актов. Как правило, преподаватель на лекции обращает на это внимание студентов, кроме того, можно обратиться за соответствующей консультацией к преподавателю, ведущему семинарские занятия, чтобы в результате не потратить время на изучение неактуальных по времени редакций нормативно-правовых актов. Планы семинарских занятий
Тема 1. Конституционное право в системе российского права (4 часа)
План
1. Понятие, предмет и методы конституционно-правового регулирования общественных отношений. 2. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, содержание. Виды. 3. Конституционно-правовые институты. 4. Конституционно-правовые отношения: понятие, природа (особенности), виды. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений. 5. Источники конституционного права: понятие, особенности и виды. 6. Место конституционного права в системе российского права; факторы, определяющие его ведущую роль.
Практические задания
1. На основе норм российской Конституции дайте их видовую характеристику, найдите нормы с различным количеством структурных элементов. 2. Предложите студентам несколько видов правоотношений, в том числе и конституционно-правовых. Выявите отличительные черты предмета конституционно-правового регулирования.
Темы для докладов
1. Соотношение терминов «конституционное право» и «государственное право». 2. Конституционно-правовые режимы. 3. Тенденции развития конституционного права РФ.
|