Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая сущность, классификация и задачи управления активами предприятия






Тема 10. Управление активами коммерческих организаций

Экономическая сущность, классификация и задачи управления активами предприятия

Состав оборотных активов предприятия и особенности финансового управления ими

Управление запасами, текущей дебиторской задолженностью и денежными активами

Состав внеоборотных активов предприятия и особенности финансового управления ими

Выбор методов амортизации внеоборотных активов

 

Экономическая сущность, классификация и задачи управления активами предприятия

 

Активы - это ресурсы, контролируемые компанией, возникшие в результате прошлых событий, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем.

По форме функционирования выделяют три основных вида активов - материальные, нематериальные и фи­нансовые.

Материальные активы характеризуют имуществен­ные ценности предприятия, имеющие материальную вещественную форму. К составу материальных активов предприятия относятся:

- основные средства;

- незавершенное строительство;

- производственные запасы сырья и полуфабрикатов;

- запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

- объем незавершенного производства;

- запасы готовой продукции, предназначенной к реализа­ции;

- прочие виды материальных активов.

Нематериальные активы характеризуют имущест­венные ценности предприятия, не имеющие вещной фор­мы, но принимающие участие в хозяйственной деятель­ности и генерирующие прибыль. К этому виду активов предприятия относятся:

- приобретенные предприятием права пользования от­дельными природными ресурсами;

- патентные права на использование изобретений;

- " ноу-хау" - совокупность технических, технологичес­ких, управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, опи­сания накопленного производственного опыта, являю­щихся предметом инноваций, но не запатентованых;

- права на промышленные образцы и модели;

- товарный знак - эмблема, рисунок или символ, заре­гистрированный в установленном порядке, служащий для отличия товаров данного изготовителя от других ана­логичных товаров;

- торговая марка - право на исключительное использо­вание фирменного наименования юридического лица;

- права на использование компьютерных программных продуктов;

- " гудвилл" - разница между рыночной стоимостью пред­приятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью, образованная в связи с воз­можностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднеотраслевым ее уровнем) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующей позиции на товарном рынке, примене­ния новых технологий и т.п.

- другие аналогичные виды имущественных ценностей предприятия.

Финансовые активы характеризуют имущественные ценности предприятия в форме наличных денежных средств, денежных и финансовых инструментов, принадлежащих предприятию. К основным финансовым активам предпри­ятия относятся:

- денежные средства в национальной валюте;

- денежные средства в иностранной валюте;

- эквиваленты денежных средств;

- дебиторская задолженность во всех ее формах;

- текущие финансовые инвестиции;

- долгосрочные финансовые инвестиции.

По характеру участия активов в хозяйственном процес­се с позиций особенностей их оборота они подразделяются на два основных вида - оборотные и внеоборотные.

Оборотные (текущие) активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслу­живающих текущую производственно-коммерческую дея­тельность предприятия и полностью потребляемых (видо­изменяющих свою форму) в течение одного операционно­го цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования
до одного года.

В составе оборотных (текущих) активов предприятия выделяют следующие их элементы:

- производственные запасы сырья и полуфабрикатов;

- запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

- объем незавершенного производства;

- запасы готовой продукции, предназначенной к реализа­ции;

- текущую дебиторскую задолженность;

- денежные средства в национальной валюте;

- денежные средства в иностранной валюте;

- эквиваленты денежных средств;

- текущие финансовые инвестиции.

Внеоборотные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе отдельных циклов хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использо­ванную стоимость частями. В практике учета к ним отно­сят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования более одного года.

В состав внеоборотных активов предприятия входят следующие их виды:

- основные средства;

- нематериальные активы;

- незавершенное строительство;

- долгосрочные финансовые инвестиции;

- другие виды внеоборотных активов.

Управление операционными активами представляет собой одну из наиболее комплексных управляющих сис­тем, в которой интегрируются методологические принци­пы финансового менеджмента, операционного менеджмен­та, инновационного менеджмента, бухгалтерского учета, контроллинга, логистики и других специальных областей знаний. В управлении операционными активами участву­ют менеджеры различных функциональных служб пред­приятия, а реализацию принятых управленческих решений в этой области осуществляет практически весь его персо­нал. Общая координация вопросов развития и эффектив­ного использования операционных активов предприятия возлагается на службу финансового менеджмента.

Управление активами предприятия пред­ставляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с их фор­мированием, эффективным использованием в операционной деятельности предприятия и организацией их оборота.

Управление активами подчинено цели роста рыночной стоимости предприятия. В процессе реализации этой цели управление активами предприятия на­правлено на решение следующих основных задач:

1. Формирование достаточного объема и необходимого состава активов, обеспечивающих заданные темпы развития операционной деятельности.

2. Обеспечение максимальной доходности (рентабель­ности) используемых активов при предусматриваемом уровне коммерческого риска.

3. Обеспечение минимизации коммерческого риска использования активов при предусматриваемом уровне их до­ходности (рентабельности).

4. Обеспечение постоянной платежеспособности предприятия за счет поддержания достаточного уровня ликвид­ности активов.

5. Оптимизация оборота активов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал