Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наука и искусство как формы духовной культуры
Формы духовной культуры
Наука и искусство как формы духовной культуры
Форма духовной культуры
| Наука
§ сфера деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний
§ совокупность систематизированных знаний
§ совокупность социальных институтов, деятельность которых направлена на получение новых знаний
| Искусство
§ сфера деятельности, целью которой является самовыражение автора и отражение им окружающего мира в рамках эстетических представлений своей эпохи
§ совокупность результатов художественного творчества
§ совокупность социальных институтов, деятельность которых связана с художественным творчеством
| Его цель
| § получение теоретических знаний о существенных закономерностях окружающего мира
§ направлена на достижение истины
| § восприятие и выражение окружающей действительности
§ достижение эстетического идеала
| В чём выражен результат
| понятия
| целостные художественные образы
| Характерные черты
| ориентирована на сознание
| ориентировано на чувственно-эмоциональную сферу
| объективна
| субъективна
| креативность (творческий характер) – направленность на создание объективно нового, ранее не существовавшего
|
Функции
| познавательная
| культурно-мировоззренческая
| § непосредственная производительная сила общества (производственная);
§ управление процессами социального развития (социальная)
§ прогностическая
| § эстетическая, компенсаторная, катарсическая (произведения искусства способны оказывать на душу благотворное воздействие)
§ коммуникативная
| Система видов
| отрасли:
§ теоретические (фундаментальные) и практические (прикладные)
§ естественные, социальные и гуманитарные
| жанры:
§ пространственные /пластические (изобразительное искусство, архитектура, фотография);
§ временные/динамические (хореография, музыка)
§ пространственно-временные /зрелищные(театр, кино))
| Направления развития
| дифференциация: появление новых отраслей науки, жанров искусства
| интеграция: возникновение комплексных наук; слияние разных жанров искусства; синтез науки и искусства; интернационализация и глобализация
| | | | | Научно-техническая революция – этап научно-технического прогресса, когда наука становится источником развития материального производства (с сер.50-х г. ХХ в.)
Изменения
| Последствия
| Этика науки:
доказательность, неоднократная проверка, объективность инноваций
Гиппократ: «Не навреди!»
| Интеллектуализация труда
| Необходимость постоянного повышения квалификации
| Ускорение темпов развития производства
| Отставание развивающихся стран
| Интенсификация (экономия ресурсов)
| Сокращение рабочих мест на производстве
| Усиление возможности человека воздействовать на природу
| Глобализация последствий техногенных катастроф
| Ресурсосберегающие технологии
| 4.2. Образование – фактор социализации личности, обеспечивает преемственность социального опыта, закреплённого в знаниях и способах деятельности
§ ориентировано как на интересы личности, так и общества
§ сочетает обучение и воспитание
§ «компетентностный» подход
§ гуманизация
§ интернационализация
§ использование компьютерных технологий
| § система непрерывного образования
¾ дошкольное образование
¾ общее образование начальное; основное; среднее полное
¾ профессиональное (начальное, среднее; высшее)
¾ система повышения квалификации
§ разнообразие форм (дополнительное, семейное, дистанционное, экстернат; профильное обучение)
| 4.3. Мораль – форма общественного и индивидуального нормативно-оценочного сознания, регулирующего отношения людей в социуме.
Этика – наука о морали
Нравственность – реализация моральных норм в поведении
Совесть – способность личности к моральному самоконтролю
| Категории морали:
§ биполярные категории: добро и зло («золотое правило нравственности»: поступай с другим так же, как хотел бы, чтобы поступили с тобой); счастье и горе
§ долг – ответственное следование моральным нормам («категорический императив» И.Канта: «Поступай, как должно, и будь, что будет»)
§ честь – осознание личностью поведения относительно следования нормам морали.
§ достоинство – моральная самооценка личности.
§ моральный идеал – представление о совершенной системе моральных норм, воплощённых в поведении личности
| 4.4. Религия -форма общественного сознания, основанная на вере (психологическая установка на некритическое восприятие действительности) в существование сверхъестественных всемогущих существ (богов), от которых зависит жизнь человека, и возможность контакта с ними через культовые действа.
Структура: мировоззрение, культ, организация верующих
Формы объединений верующих:
§ Церковь –иерархическая организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культа
§ Секта – небольшая по численности группа верующих, исповедующая особый вариант культа и догматов
| Функции:
§ мировоззренческая
§ регулирующая
§ компенсаторная (эмоционально-психологическая)
§ культурная
| Первобытные верования:
§ тотемизм –вера в первопредка (природный объект)
§ фетишизм –вера в волшебную силу предметов
§ анимизм –вера в существование души
§ магия – вера в существование способов взаимодействия со сверхъестественными силами
| Виды религий:
§ По количеству обожествляемых сущностей: политеизм(многобожие, язычество) и монотеизм
§ По направленности:
¾ мифологические религии(описывали религиозную картину мира)
¾ религии спасения(предъявляли верующим социальные образцы поведения. следуя которым можно было достичь спасения)
§ По распространённости: национальные и мировые
| Религия
| Время зарождения
| Вид
| Особенности
| индуизм
| VII-VI в.
до н.э.
| политеистическая; мифологическая; национальная
| Соединение культов местных божеств. Общее: триада высших божеств(Брахма, Вишнуи Шива), учение окарме, сансареи варнах.
| синтоизм
| I в. н.э.
| политеистическая; мифологическая; национальная
| Обожествление солнечной богиниАматерасуи императора-микадо, её потомка
| даосизм
| VII-VI в.
до н.э.
| политеистическая; религия спасения; национальная
| Пророк: Лао Цзы
| конфуцианство
| VI в. до н.э.
| религия спасения; национальная
| Пророк: Кун Цзы (Конфуций). Проповедует соблюдение множества правил
| иудаизм
| I тысячелетие до н.э.
| монотеистическая, религия спасения; национальная
| Пророки: Авраам, Моисей, Давид, Соломон.Бог: Яхве
Священное Писание: Тора (Пятикнижие)
| буддизм
| VI-V вв. до н.э.
| религия спасения; мировая
| Пророк: Сиддхартха Гаутама (Будда). В основе: стремление освободиться от страданий путём освобождения от желаний. Цель - нирванна
| христианство
| I в. н.э.
| монотеистическая, религия спасения; мировая
| Пророк: Иисус Христос. Бог: Святая Троица. Священное Писание: Библия
Христианские церкви: католицизм, православие, старообрядчество, протестантизм (лютеранство, кальвинизм, англиканство, адвентизм, баптизм)
| ислам
| VII в. н.э.
| монотеистическая; религия спасения; мировая
| Пророк: Мухаммед.Бог: Аллах.Священное Писание: Коран и Сунна
| | | | | | | Тенденции развития религии:
§ снижение интереса к религии(атеизм – отрицание веры всуществование богов; светский характе р образования)
§ рост влияния религиозного фундаментализма
§ религиозная толерантность(веротерпимость); экуменизм – движение за объединение христианских церквей
§ соблюдение принципа свободы совести, свободы вероисповедания.
§ отделение церкви от государства
4.5. Мировоззрение – целостное представление о природе, об обществе, о человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Классификация типов мировоззрения:
§ по приоритетной ценности (теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, наукоцентризм)
§ по способу формирования
¾ обыденное (житейское) – формируется стихийно, на основе жизненного опыта, отличается субъективностью и узостью
¾ религиозное (теоцентризм, провиденциализм)
¾ научное – систематично, обоснованно, объективно
|