Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социологический подход к изучению личности.
Элементами социальных систем являются люди. Вхождение человека в общество происходит через различные социальные сообщества: группы, институты, организации и системы принятых в обществе норм и ценностей (культуру). Вследствие этого человек вовлечена в многих социальных систем, каждая из которых оказывает на нее системообразующий влияние. Она становится не только элементом социальной системы, а системой, имеющей сложную структуру. Любые социальные образования невозможно представить без человека, его активной творческой деятельности, одним из последствий которой и являются социальные сообщества. Ведь человек как существо социальное на основе социальных связей и взаимодействия творит группы, коллективы, объединения, а впоследствии и сообщества. Именно личность соединяет все звенья общественной жизни: Макро-, мезо-и микросреды, делает их полем собственной творческой активности и центром развертывания внутренних потенций. В социологии личность рассматривается не как продукт природы, а прежде всего как совокупность общественных отношений, продукт общества. Личность как социальное качество человека является предметом социальных наук: Философии, социологии, психологии и др.. Социология исследует личность как субъект социальных отношений, выделяя в ней социально-типичные характеристики, которые развиваются под влиянием социальных институтов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальный мир. Итак, специфика социологического подхода к изучению личности состоит в том, что он анализирует ее чисто социальные характеристики. Разнообразные социологические исследования сущности, содержания и качественных характеристик личности пытаются определить, какие характеристики личности обусловливают ее социальную активность - биологические или социальные, рациональные или иррациональные, индивидуальные неповторимые особенности или набор социальных норм и ценностей общества, А также, что лучше представляет личность - ее сознание или поведение. Обусловленность социальной жизни человека биологическими факторами и закономерностями выдвигали на передний план социальный дарвинизм и расово-антропологический направление. Сейчас такие идеи характерны для социобиологии, которая считает человека типичным представителем животного мира. Критикуя подобные взгляды, социологи отмечают, что они возникли как протест против марксовой теории личности, которая интерпретирует человеческую природу как продукт социальных сил. Среди социологических учений является концепции, которые в цепи «естественное (биологическое) - социальное» в человеке абсолютизируют первую или вторую составляющую (социобиология - марксизм). Такое соотношение может быть одним из критериев построения типологии социальных теорий личности. Некоторые социологи рассматривают соотношения рационального и иррационального в человеке, что можно считать следующим критерием в классификации социологических взглядов на личность. Например, в теориях социального прогресса (А. Тюрго, Ж. Кондорсе, И. Кант, О. Конт) преобладает вера во всемогущество человеческого разума и интеллекта. Согласно этой концепции социальный прогресс человечества является продуктом умственного развития и деятельности человека, зависит от ее интеллектуальной основы. Позже М. Вебер развивает идею растущей рациональности общественной жизни, отталкиваясь от убеждения в переходе от аффективной и традиционной деятельности личности в ценностно-и целерационального поведения.
|