Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особые формы общественной среды, основные направления ее развития






Для общественной среды весьма характерно еще одно размежевание средовых форм, впрочем, встречающееся и в других видах среды, прежде всего в жилой и городской. Речь идет о различении способов потребления средовых комплексов, которые условно можно назвать среда - состояние и среда - событие.

Первое понятие относится к подавляющему большинству средовых комплексов и означает стабильное многократное использование пространств и интерьеров для заранее известных, предусмотренных задачами проектирования функционально-художественных целей, предопределенных назначением (административное, школьное, торговое и т. д. здание). " Среда - состояние" имеет свой устойчивый эмоциональный климат, свою шкалу масштабных ощущений, закрепленных в характерных комбинациях параметров пространственной ситуации и предметного наполнения.

Среда-событие - явление эпизодическое, она возникает в границах пространственных ситуаций среды любого назначения при проведении разного рода временных мероприятий (фестивали, ярмарки, праздники, парады и т.д.) и обычно лишена специально предназначенной для нее капитальной материально-пространственной базы.

Проектирование среды для " событий" сильно отличается от порядков формирования " обычных" интерьеров. Здесь иначе ведется предпроектный анализ ситуации: она оценивается не только с позиций соответствия пространственных и архитектурных условий будущему действу, но и по возможности безболезненного приспособления к задуманному мероприятию при обязательном и желательно " безотходном" возвращении к первоначальному положению. Само мероприятие рассматривается как многоступенчатое движение во времени задействованных в нем людей и оборудования, т.е. как своего рода сценарий, разбитый на отдельные фазы, " мизансцены", для каждой из которых намечается свой набор действующих лиц, микропроцессов и нужных для них аксессуаров.

Здесь важным является формирование эмоционального климата среды (о понятии эмоционального климата среды мы говорили на предыдущих лекциях, см.). Эмоциональная структура может строится во времени (праздник, музей, выставка) и в пространстве (интерьер цеха, квартиры, городской площади).

В первом случае структурная последовательность средовых впечатлений будет формироваться «по законам театра», где существует два типа эмоционального воздействия – «узловой» и «линейный».

Одно – «мизансцена» - представляет собой относительно компактное пространственно-временное образование, концентрирующее возбуждения от восприятия обстоятельств средового действия и его прямых участников. Эмоциональная информация «мизансцены» воспринимается по принципу моментального кругового обзора впечатлений от предметно-пространственной ситуации, мгновенного вычисления среди них главных и второстепенных компонентов, оценки их выразительности и смысла в виде акцентно-доминантной системы данного «узла».

Другой тип – «фабула», цепочка подобных эмоционально-содержательных комбинаций, растянутая по пространственно-временной (если речь идет о движении вдоль улицы, о музейном маршруте и т.п.) или по временной оси (если проектируется праздник или митинг в границах одного пространства). Тут «театральность» композиционных приемов еще заметнее: художник (и зритель) рассматривает «перечисление» разных по эмоционально-художественному состояния узловых композиционных комплексов, где каждый последующий призван либо подчеркнуть, либо развить и усилить свойства предыдущего. И так – пока не будет создана «линейная» композиционная структура, собирающая в целостность узлы разного ранга и типа.

В «пространственных» вариантах эмоциональных структур роль «временных» сопоставлений чувственных состояний почти незаметна, особенно в небольших по габаритам помещениях (комната, квартира, класс и т.д). Но чем больше размер интерьерного комплекса, тем сложнее его визуальная организация, тем чаще и здесь приходится прибегать к приемам раздельного восприятия единичных узлов во времени.

 

Другими словами, проектирование среды для праздников, фестивалей, презентаций, вклинивающихся в рутину жизни постоянных средовых ансамблей, во многом строится по аналогии с формированием театрального представления, требующего не только архитектурно-дизайнерского обеспечения (реквизит и декорации), но и специальной драматургии и режиссуры, того, что называется емким термином " сценография".

Влияние приемов и методов театрального дизайна на средовое проектирование вообще - дело не новое. Архитекторы и дизайнеры, оценивая функциональные задачи, особенно в крупных общественных комплексах, всегда стремились представить себе в деталях, в какой последовательности будут протекать здесь те или иные процессы, где их эмоциональное напряжение будет достигать максимума, где течение процесса - по необходимости - будет вялым или " проходным", т. е. требующим либо маскировки каким-либо способом, либо искусственного оживления и т. д. Да и собственно среду для разного рода событий - коронаций, празднеств, ярмарок - всегда поручали " оформлять" ведущим зодчим своего времени.

Однако в наши дни внедрение " сценографической" технологии в средовой дизайн стало стойкой тенденцией - из-за тяготения современной общественной жизни к театрализации – яркости, условности, гипертрофированной выразительности ее проявлений.

Считается, что определенная инфантильность, непосредственность восприятия, " игра в жизнь" раскрепощают человека, снимают усталость от обязательного в быту насильственного распределения ролей и линий поведения, переводят быт в сферу шутки, условного, легкого отношения к своим обязанностям, а значит - ослабляют гнет тех напряжений, которые накладывает на нас бремя цивилизации.

Поэтому сегодня авторы даже заурядным средовым ситуациям стараются придать необычный, условно возвышенный, «устраненный», игровой характер - чтобы отличить свою работу от других, привлечь к ней внимание, сделать ее привлекательней, ярче. В результате интерьеры крупных общественных зданий становятся вместилищем разного рода сменяющих друг друга праздников, концертов, гуляний, оформление которых играет чуть ли не более важную роль в восприятии среды, чем ее собственные визуальные параметры. Утилитарно прагматическим процессам - торговле, учебе - навязываются приемы организации, взятые из шоу-бизнеса, из театральной, студийной жизни, что отражается соответствующим образом на оборудовании и взаимном расположении средовых пространств.

 

Тенденция театрализации общественной среды тесно соседствует с другой чертой нынешнего средоформирования -" сращивание" в одном пространстве разнородных исходных функций, создание единых крупных образований, обслуживающих казалось бы противоречащие друг другу процессы. Колоссальные торговые пассажи, гипертрофированные атриумные пространства гостиничных вестибюлей, сады-рестораны - все они за счет разрастания какой-либо одной средовой характеристики (чаще всего пространства) и специфического оснащения позволяют безболезненно разместить рядом функции, которые мешали бы друг другу в иных условиях. Или - если надо -вообще сменить назначение объекта (сделать склад выставкой, спортарену концертным залом и т.д.). Торговля, информация, отдых, выставки, элементы живой природы - мирно соседствуют, придавая общей атмосфере пассажей и атриумов неповторимую атмосферу " свободы выбора", комфортную и впечатляющую. А специальное оборудование (местное освещение, звукоизоляция, экраны, открытые подводки инженерных коммуникаций) снимает и те противоречия, которые иногда остаются даже после пространственного разобщения функциональных источников дискомфорта.

Больше того, в общественных сооружениях все чаще появляются нарочито обезличенные " универсальные" пространства. Специально задуманные и оснащенные, они соединяют свойства среды-состояния и среды-события, предусматривая технические возможности и специализированного " одноцелевого" длительного использования, и принципиальную смену ведущего средоеого процесса на определенное время, и неопределенно долгое совмещение независимых " параллельных" задач.

Не последнее место занимают средства прямой пространственной трансформации архитектурной оболочки среды раздвижные стены и покрытия, изменяемые конструкции пола, которые преследуют не только цели организации прямого " общения" внутренней и внешней среды общественного комплекса, но и многовариантное использование собственно внутренних пространств — то в виде единого многофункционального зала, то как систему " перетекающих" пространств, то — разделенных раздвижными перегородками отдельных помещений разного назначения. Разумеется, при этом трансформируются не только конструктивные элементы пространственной основы, но и комплексы инженерного и технологического оборудования. Хотя в принципе именно они, наряду с архитектурно-техническим обустройством вертикальных коммуникаций, являются сегодня наиболее устойчивыми, консервативными элементами средовой композиции. Что заставляет проектировщиков все чаще делать их доминантными и акцентными скоплениями художественных средств в общей средовой системе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал