Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тяговый расчет и устойчивость скрепера
Задачей общего расчета скреперов является проведение тягового расчета, проверка его устойчивости при работе и определение производительности. В настоящее время в практике проектирования скреперов наибольшее применение получил тяговый расчет, предложенный Е.Р.Петерсом. По нему определение сопротивления передвижению скрепера ведется для конца наполнения ковша грунтом: Р01 = Рр + Рт + Рн + Рпр, (2.7) где Рр - сопротивление резанию; Рт - сопротивление передвижению скрепера с груженым ковшом; Рн - сопротивление наполнению ковша; Рпр - сопротивление перемещению призмы волочения. - 41 Сопротивление (кН) передвижению скрепера ; тс + тг) • (f ± Г : 2.8) где тс - масса скрепера, т; тг - масса грунта в■ ковше, т; f - коэффициент сопротивления перемещению движителя; I - преодолеваемый уклон. Сопротивление (кН) резанию грунта Рр = Kt '-В-с (2.9)
- удельное сопротивление грунта резанию; - ширина ковша, м; - толщина стружки, м, для конца копания с - 0, 05...О, 2 м, соответственно для ковшей 3 и 25 м3. складывается из сопротивления Рп силы тяжести поднимаемого столба грунта и сопротивления Ртр трению грунта в ковше. Сопротивление (кН) силы тяжести столба грунта (Рис.2.5)
Рп = B-c-H-p-g, Рис. 2.5. Схемы к определению сопротивления наполнению где Н - высота ковша, м; - 42 - Сопротивление (кН) трению грунта в ковше обусловлено давлением со стороны прилегающих к нему с боков призм Ртр = X-B-H2-p-g, (2.11) где tg р sin р ■ 1 + tg2 р 2 (здесь р - угол внутреннего трения грунта). Сопротивление (кН) перемещению призмы волочения перед ножом ковша и заслонкой Рпр = yB-H2-p-/i'-g, (2.12) где у - коэффициент объема призмы волочения, у = 0, 5...О, 7 для связных и сыпучих грунтов; д' - коэффициент трения грунта по грунту, при аналогичных грунтах jli' = 0, 3... 0, 5. В данной" методике расчета так же, как и в аналогичной у бульдозера, неоднозначно может быть выражено сопротивление FTp трению грунта в ковше. Приведенная зависимость (2.11) свойственна поведению сыпучей среды. Рассмотренное же поведение грунта в ковше характерно для связных грунтов. На рис. 2.6 представлена картина наиболее вероятного взаимодействия ковша с малосвязным и несвязным -, сыпучим грунтом. Применительно к этому случаю сопротивление трению.грунта в ковше может быть представлено выражением - 43 - Ртр ' = (jti-cosa + since) • Gj, -cosa + Gn -cosp- (д' -cosp + sinp). (2.13) В соответствии с полученным сопротивлением передвижению скрепера Р01 ведется подбор тягача. Рис. 2.6. Схема к определению сопротивления трения грунта в ковше. Для самоходных скреперов без толкачей необходимо, чтобы максимальное окружное усилие Рк на ведущих его колесах было согласовано с Р01, т.е. Рк > Poi < рФ-- При использовании толкача с тяговым усилием Рт (Рк + Рт)-К0 > Р01, - 44 - где К0 - коэффициент одновременности работы тягача и толкача, принимаем при расчетах К0 = 0, 85...О, 9. Завершается тяговый расчет скрепера проверкой условия сцепления движителей машины с основанием. При нормальной нагрузке на ведущие колеса или гусеницы машины и коэффициенте их сцепления с грунтом фсц это условие имеет вид ^сц ' Фсц ^ Р(И • Значение Gcu зависит от распределения веса машины на оси ходового устройства. У прицепных скреперов при загруженном ковше на передние колеса приходится примерно 40%, а на задние - 60% общего веса машины. У полуприцепных машин на задние колеса передается около 60...70% веса скрепера. Остальной вес машины передается на сцепное устройство тягача. В самоходных скреперах вес машины распределяется по осям примерно поровну. На стадии проектирования, когда вес скрепера неизвестен, его ориентировочно принимают в зависимости от вместимости ковша q (м3). В прицепных скреперах Gc = (l, 0...1, 2)-q; в полуприцепных скреперах Gc = (0, 9...1, 3)-q; в самоходных скреперах Gc = (2, 2... 2, 6) • q. Вес скрепера с элеваторной или шнековой загрузкой больше соответствующего из рассмотренных случаев на 10...15%. - 45 - Устойчивость скреперов проверяется при движении их под уклон, на подъем, по криволинейным участкам пути и по косогору. Запас устойчивости машины во всех этих случаях должен быть не менее 1, 2.
При движении скрепера по косогору возможно опрокидывание всей машины относительно ребра опрокидывания, проходящего через опорные точки 0-0 (Рис. 2.7) ходовой части машины с одной из ее сторон, или только части машины, вероятнее прицепной, относительно оси 01 - 01, проходящей через шарнир сцепного устройства тягача и опорную точку одного из задних колес. В первом случае допустимый угол поперечного уклона tg ос = (0, 5В - a)/(l, 2h '). [2. 14) Во втором - предельный угол наклона косогора tg а = 1ц/(1, 2пц (2.15) - 46 -
|