Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Утверждение «культура личности» Сталина. Идеология и политика сталинизма. Массовые политические репрессии.
Идеология Подход первый – согласно этому подходу, у Сталина и сталинизма не было никакой особой собственной идеологии. По этой версии, Сталин не был политическим теоретиком или тем более философом, поэтому он и не изобретал каких-то особых идеологических положений. Сталин просто следовал направлением, которое заложил его предшественник, Ленин, и которое было сутью всего большевистского строя на территории бывшей Российской империи. Сторонники этого мнения полагают, что у сталинизма не было никакой особенной идеологии, потому что сталинизм ими воспринимается исключительно как построенная с опорой на партийную бюрократию и на репрессивные органы система личной власти одного человека. Сталинизм - это в чистом виде диктатура, которая использует для контроля над массами, помимо аппарата насилия, уже существующие идеологические лозунги и идеи. Так что вердикт данного мнения – у сталинизма не было никакой идеологии, разве что кроме идеологии личной абсолютной власти; Подход второй – его сформулировал потерпевший поражение в борьбе за власть в партии и в целом государстве наиболее яркий и влиятельный противник Сталина, Троцкий. Он также, по сути, отказывал Сталину в создании какой-то особенной идеологии, которая бы служила опорой его режиму. Троцкий полагал, что сам приход Сталина к власти и его поддержка со стороны большинства членов партии является ничем иным, как победой мелкобуржуазного сознания над чистыми социалистическими и коммунистическими идеями, которые якобы и совершили революцию 1917 года. Самого себя Троцкий считал блюстителем этих традиций, в числе которых на первом месте стояли лозунги интернационализма и приоритетности мировой революции. Сталинизм же с этой точки зрения был победой консервативного сознания, которым руководствовались многие члены партии, которые не могли подняться до теоретических высот мировой борьбы за глобальный коммунизм. Они мыслили мелкобуржуазными категориями, для которых построение коммунизма в отдельно взятой стране было понятной и осязаемой задачей, а мировая революция – чем-то далёким, размытым, неопределённым. Именно на такие умонастроения и опирался, по мнению Троцкого, Сталин, именно они и привели его к власти и помогли создать тоталитарное государство; Подход третий – противоположный мнению Троцкого. Сторонники этой гипотезы об идеологии сталинизма полагают, что Сталин как раз был куда более последовательным и непреклонным «романтиком» в отношении идей коммунизма и социализма, нежели Троцкий, многие другие руководители большевиков и даже Ленин. Так как именно Ленин выступил в начале 1920-х годов с инициативой начала НЭПа, новой экономической политики, которая возвращала в экономику многие рыночные элементы. Именно Ленин в последние годы и месяцы активной сознательной жизни фактически отказался от прежних сугубо теоретических представлений о построении социализма и коммунизма – потому что большевики считали, что с помощью мобилизованной и дисциплинированной партии, захватившей власть, и ряда целенаправленных преобразований «проскочить» капиталистическую стадию общественно-экономического развития и сразу перейти к социализму. Ленин понял необходимость хотя бы частичного отступления от подобных настроений, чем вызвал нешуточный кризис в партии. Сталин же, согласно этому мнению, напротив, вернулся к истокам, он как раз и строил свою систему, сталинизм, в расчёте на то, что построение социализма без капиталистических элементов возможно. Только для этого нужно, с одной стороны, разрушить все мешающие этому старые социальные, экономические, культурные институты, а на их месте построить новые, уже ориентированные на социалистические принципы. Именно поэтому, как предполагается, большинство большевиков с энтузиазмом поддержали Сталина и вознесли его на вершину власти – в нём они увидели человека, который вернулся к истокам после временного отступничества Ленина, идеи которого нельзя было критиковать. Политика сталинизма Принятую 5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов Конституцию СССР, которую принято именовать «сталинской», так как Сталин принимал в её создании непосредственно участие, некоторые историки небезосновательно называют одной из самых демократичных конституций своего времени. Например, советские женщины по этой Конституции обладали абсолютным равенством в правах с мужчинами, в том числе и в сфере политических прав – тогда как в большинстве западных стран подобного равноправия в то время не наблюдалось. Да и вообще граждане страны наделялись широким спектром всевозможных прав и свобод, в которые входили основные политические, экономические, личные права. По данной Конституции именно граждане страны путём голосования в рамках всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании формировали высший руководящий орган страны, Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат, Совета Союза и Совета национальностей. Однако в реальности эти права были лишь декларацией, с практикой не имевшей ничего общего. Гораздо важнее для сталинской системы была декларация в Конституции «в основном победы» социализма и прежде всего устранения частной собственности и замены её двумя другими видами собственности – государственной и колхозно-кооперативной. Это было политической основой сталинизма, так как давало системе повод для продолжения своих действий, в первую очередь репрессивных – так как социализм уже «в основном построен», нужно строить его дальше, а все, кто ему противятся, являются врагами народа, высшего носителя власти. Слияние партии и государства Пожалуй, ключевым элементом политической системы сталинизма стало слияние партийных и государственных органов. Этот процесс прошёл три основные стадии. Первая состоялась ещё при жизни Ленина, когда советское государство фактически перешло к однопартийной системе – в ходе Гражданской войны, по мере развития успехов борьбы с белыми, большевики вытеснили различными способами и под различными поводами всех своих политических союзников. Потому как Октябрьский переворот 1917 года и начальная стадия Гражданской войны ознаменовалась достаточной широкой коалицией нескольких левых политических сил – большевиков, меньшевиков, эсеров. И лишь затем в стране фактически осталась одна партия. Второй этап уже проходил при непосредственном участии и даже руководстве Сталина, когда в середине 1920-х годов партийные органы взяли под контроль не только государственные, но и административные, и местные органы управления. Довольно быстро сложилась ситуация, когда без санкции партийных структур государственные органы не могли принять никаких решений. А уж потом произошло и непосредственное сращивание, когда и партийные деятели, и государственные чиновники стали одними и теми же лицами. Третий этап связан с развитием бюрократической системы: контроль над государством требовал от партии наличия всё большего аппарата чиновников, которые постепенно стали отдельной социальной группой населения – партийно-государственной номенклатурой. Именно появление мощного бюрократического аппарата, который и определяет всю деятельность государственной машины, в отличие от ничего не решающего населения, и выделяют как наиболее характерную черту сталинизма. Всё зависит от центра Наконец, политическая система сталинизма характеризуется отчётливым централизмом, то есть таким типом построения всей политической и государственной системы, когда все решения исходят из центра и их повсеместное и обязательное исполнение обеспечивается мерами принуждения. В этом отношении можно выделить два момента: во-первых, печально знаменитые репрессии сталинского времени были ничем иным, как способом заставить страну выполнять принятые высшим руководством страны решения. Без репрессивных мер Сталину просто не удалось бы подавить то социальное недовольство, которое вызывали коллективизации, индустриализация и другие меры. Наглядным же проявлением централизма сталинской системы явился знаменитый «культ личности». Во-вторых, ориентация на центр в политической системе сталинизма отчётливо проявилась в отношениях между государственным центром и национальными республиками СССР. Формально советские республики имели довольно широкие права и полномочия, на бумаге они мало чем отличались от независимых государств. Но на практике власть в национальных республиках осуществлялась при непосредственном и жёстком контроле из центра, руководители республик назначались из Москвы и контролировались партийными органами. При этом Сталин проявлял определённую гибкость, давая возможность занимать часть руководящих постов на местах представителям местных национальностей, однако их самостоятельность никогда не становилась слишком значительной.
|