Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ответственность Правительства РФ.
Конституция предусматривает различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором. 1) Правительство само может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной, хотя для этого, как свидетельствует зарубежная практика, всегда имеются серьезные причины (кризис в экономике, всеобщие забастовки и т.д.). Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления (прошения) Правительства о своей отставке бывают редко. По действующему законодательству отставка Председателя Правительства влечет за собой отставку Правительства в целом, т.е. всех министров и заместителей Председателя Правительства. Правительство уходит в отставку в полном составе. Закон допускает также возможность ухода в отставку отдельных членов Правительства по личной просьбе. 2) Президент может самостоятельно принять решение об отставке Правительства. Отставка Правительства по решению Президента (п. 2 ст. 117) не требует соблюдения каких-либо предварительных условий (к примеру, предупреждения об отставке и т.д.). Она может быть осуществлена в любое время и независимо от отношения парламента к деятельности Правительства. 3) выражение недоверия Правительству Государственной Думой. Вотум недоверия - один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. По Конституции пределы этой ответственности фактически определяются Президентом. При выражении недоверия (или отказе в доверии) Правительству Президент принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы. Предложение о выражении недоверия Правительству вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов этой палаты. Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения. Процедура обсуждения в Государственной Думе предложения о недоверии Правительству предусматривает определенную последовательность, в частности: - право Председателя Правительства выступить с заявлением в связи с внесенным предложением о недоверии Правительству; возможность для депутатов задать вопросы Председателю и членам Правительства и лично высказаться за выражение доверия Правительству или против этого; преимущественное право на выступление представителей фракций и депутатских групп и т.д. О выражении недоверия Правительству проводится открытое голосование, причем палата вправе принять решение о поименном голосовании. Постановление Государственной Думы о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов, с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Оценивая значение вотума о доверии, нельзя не отметить его последствий для федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем обратим внимание на такой существенный факт. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, упомянутым в ст. 117, в течение года после ее избрания. Следовательно, в этот период у Президента нет альтернативы выбора - отставка Правительства или роспуск Государственной Думы. В течение первого года возможна только отставка Правительства. Выражение недоверия Правительству и его отставка - есть государственно-правовая ответственность Правительства перед Государственной Думой и перед Президентом. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. В случае отставки или сложения полномочий по поручению Президента Российской Федерации Правительство продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. Вопросы организации и деятельности судов РФ конкретизируются в ряде ФКЗ: «О Конституционном Суде РФ» от 21.07 1994 г.; «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 г.; «О военных судах в РФ» от 23.06.1999 г.и др. Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ», в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему РФ. К федеральным судам относятся. - Конституционный Суд РФ; - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, - Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся, конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Статья 17. ФКЗ регулирует порядок создания и упразднения судов. В соответствие с ней, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов. Федеральная судебная система 1) Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются ФКЗ. 2) Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и: - осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. - в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции. - является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. - дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются ФКЗ. В эту же категорию судов входят: а) Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа - в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. б) Районный суд - в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. в) Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба, в пределах своей компетенция рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. 3) Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Нижестоящими по отношению к нему являются: а) Федеральный арбитражами суд округа - в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. б) Арбитражный суд субъекта РФ - в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. 4) Статья 26 ФКЗ «О судебной системе РФ» регулирует порядок создания специализированных федеральных судов, согласно которой специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий ФКЗ. К судам субъектов РФ относятся: 1) Конституционный (уставный) суд субъекта РФ - создается субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. 2) Мировой судья - в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в РФ. Судебной власти посвящена гл.7 Конституции РФ. В системе разделения властей судебной власти традиционно отводится особое место, она является важнейшим компонентом правового государства и выполняет следующие функции: 1) обеспечивает реализацию принципа разделения властей, предотвращает 2) уравновешивает законодательную и исполнительную власти; 3) исключает применение силы при разрешении конфликтов; 4) способствует гражданскому обществу в осуществлении контроля над 5) обеспечивает принятие правовых законов и их реализацию; 6) гарантирует принцип верховенства Конституции и законов над другими 7) защищает права и свободы личности. Конституционные принципы деятельности судебной власти можно классифицировать на принципы организации судебной власти, принципы, определяющие статус судейского корпуса и принципы функционирования судебной власти. К принципам организации судебной власти относятся: 1) Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим ФКЗ, не допускается. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, 2) Самостоятельность и независимость судебной власти - Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. - Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. - Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. Принципы, определяющие статус судейского корпуса о пределены Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ» и Законом РФ «О статусе судей РФ» от 26.06.1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. К ним относят: 1) Независимость судей - судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и ФЗ; - в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей; - лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную ФЗ. 2) Несменяемость судьи - Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия, т.е. судьи назначаются на свои должности до достижения 65 лет, за исключением судей Конституционного суда, срок полномочий которых 15 лет, а предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. - Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по 3) Неприкосновенность судьи Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются ФЗ «О статусе судей в РФ». Неприкосновенность распространяется на жилище, служебное помещение судьи, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество и документы. Запрещается привлекать его к административной и дисциплинарной ответственности, предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности. Принципы функционирования судебной власти 1) Равенство всех перед законом и судом - Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно в по другим не предусмотренным ФЗ основаниям. 2) Участие граждан в осуществлении правосудия - Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. - Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. - За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. 3) Гласность в деятельности судов - Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных ФЗ (когда открытое разбирательство противоречит интересам охраны государственной тайны или когда необходимо предотвратить распространение сведений об интимной стороне жизни участвующих в деле лиц). 4) Состязательность и равноправие сторон - Разделяются функции защиты и обвинения, и стороны при отстаивании своей позиции имеют равные правовые возможности. Соблюдение вышеназванных принципов обеспечит демократичность судебной власти, ее самостоятельность и осуществление правосудия в рамках закона.
|