Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История возникновения детской журналистики. Специфика изданий для детей.






Типологические особенности периодических изданий для детей. Детская журналистика 2-й половины 19 века.

Введение. Цели и задачи курса. Понятие " детская журналистика". Характер восприятия ребёнком книги, периодического издания. Оформление детского издания. Детская литература и детская журналистика, характер взаимодействия. Место художественной, научно-популярной и научно-художественной литературы в детских изданиях. Зарождение публицистики для детей.

Издательская деятельность Н.И. Новикова. Первый детский журнал в России " Детское чтение для сердца и разума" (1787-1789). Появление группы профессиональных детских писателей (С. Глинка, А. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федотов).

Продолжение образовательно-просветительской традиции в детской журналистике. Журналы " Друг юношества" (1807-1815) М.И. Невзорова, " Библиотека для воспитания" (1843-1846) Д.А. Валуева, " Детский музеум" (1815-1829) И.Глазунова. Первые издания для девочек " Звёздочка" (1842-1863) и " Лучи" (1850-1860) А.О. Ишимовой.

1. Детская и юношеская пресса.

2.

1. Детская и юношеская журналистика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир. (1).

Для детей нужно писать по-особому. Это заметили давно. Связано это с особенностями детского восприятия и детской психологией. Детская литература и детская журналистика ориентирована на специфического читателя, постоянно меняющегося, формирующегося. Не секрет, что в 10 лет ребенок фактически другой, чем в 7 лет. Не случайно Маршак говорил, что для детей надо писать на 3 языках. Таким образом, специфика детской журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию, что определяет «особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией» (2).

Кроме того, для ДЖ, так же как и для ДЛ, свойственны познавательная и воспитательная (дидактическая) функции. Познавательная функция - одна из главных. Ребенок, читая, получает информацию, знакомится с окружающим миром; познает его.

Воспитательная, нравоучительная или дидактическая функция. Исследователи не раз подчеркивали, что детские и юношеские СМИ являются важным элементом системы воспитания детей и подростков. Поэтому они активно взаимодействуют и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой). Эта функция основная и для художественной и научно-художественной детской книги. Не случайно детская журналистика активно взаимодействует с детской литературой. Даже в своих истоках она обращалась к лучшим детским писателям и детской литературе. Объясняется это как раз способностью детской литературы образным, доступным ребенку языком и формой передать основные нравственные законы. С помощью книги ребенок усваивает образцы поведения, нормы, правила человеческого общежития, говоря элементарным языком, детские книги учат различать, что такое хорошо, а что такое плохо. Книга помогает ребенку, подростку обратиться к анализу внутреннего мира, собственного «я». И очень важно, какая дидактическая задача поставлена автором или редактором (часто, собственником) издания.

Вот пример из выступления обеспокоенного редактора одной из газет: «Десятки тысяч выпускников наших средних школ шевелят губами при чтении и не могут связно написать двух слов. Разве станет кто-нибудь отрицать, что наши кинофильмы сейчас непристойней, чем когда бы то ни было? Почему мы глубокомысленно киваем головой, когда нам внушают, что изображение грязи – это не больше как смелость в искусстве? … Из телевизора в общую комнату и даже в детскую хлещет поток передач, живописующих насилие, цинизм и садизм, в которых буквально тонут наши дети. Внуки тех малышей, что, бывало, пускали слезу из жалости к погибшей от холода Девочке-Спичке, теперь считают себя обманутыми, если ее не излупят, не изнасилуют или не сожгут в доменной печи…»

Это выступление очень ярко иллюстрирует значение воспитательной функции в прессе, так и в художественных произведениях, созданных для детей. Остается добавить, что редактор был американский, газета штата Оклахома, а выступал он на собрании журналистов Чикаго.

О значении воспитательной функции ДЛ говорили и писатели. Например, Анатолий Алексин: «Детские писатели – счастливые люди, от них во многом зависит будущее человечества. Они воспитывают тех, кому жить в грядущем мире». Дидактизм как специфическая черта изданий, направленных на детей, объясняется тем, что в основе ДЛ лежала и лежит нравоучительность. И по истокам, и по сути своей ДЛ дидактична. Она возникла во второй пол. 17 века в Европе в эпоху Просвещения, именно тогда, когда человечество осознало, что детство является особым периодом человеческой жизни, и что у детей есть особые потребности. Развитие ДЛ с самого начала шло рука об руку с развитием педагогических воззрений (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.И. Новиков), с укреплением буржуазной государственности и расширением системы образования.

Как видите, детская литература – явление сравнительно позднее. До этого потребностям детской аудитории отвечали жанры фольклора (на первом месте, конечно же, была сказка; а также легенды, сказания, прибаутки, колыбельные, пестушки и т.д.), затем житийная литература (Библия, Жития, поучения), которая давала пример для подражания, сообщала разнообразные сведения о мире, воспитывала.

По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, адаптированной для понимания детей.

Большинство детских книг в XYII в. были стихотворными, в которых излагались правила поведения и разнообразные сведения о мире.

На Руси собственно детская л-ра появляется сравнительно поздно. И первыми собственно детскими книгами были учебные книги: азбуки, буквари, азбуковники, которых уже в 12 веке насчитывалось несколько типов. Даже первая печатная книга была букварь (Федорова). Первый русский детский писатель появился лишь в к. XYII века – это Карион Истомин, монах Чудова монастыря. Из книг, написанных им для детей, известны «Полис» (род энциклопедии), «Домострой» (свод школьных правил) и «Лицевой букварь».

ДЛ развивается достаточно быстрыми темпами. В к. XYIII в. уже насчитывалось 296 названий детских книг, кроме этого в круг детского чтения стали входить произведения (после специального отбора) взрослой л-ры: Ломоносова, Державина, Сумарокова, Карамзина. Переводные книги Ж.Ж. Руссо, Яна Амоса Каменского («Мир в картинках» - 1-ая детская энциклопедия), Джона Локка.

Журналы для детей и юношества возникли в Германии во второй половине XVIII века и затем распространились по Европе. Считается, что первым периодическим изданием для детей был издававшийся в Германии в 1772 – 1774 годах журнал «Лейпцигский еженедельный листок». Уже через три года специальное детское периодическое издание появилось и в России.

В России1-ый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» выходит с 1785 г. (по 1789). И уже в начале XIX в. выходят несколько детских журналов. «Детский собеседник» (1823-1828) Н. Греча и Ф.Булгарина; «Для юношества и всяких лет (1807-1815) М.И. Невзорова, «Новое детское чтение (1821-1824) С.Н. Глинки, «Детский музеум» (1815-1829) Г.Ушакова.

3. Журнал Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789)

Журнал Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» выходил в виде еженедельного бесплатного приложения к газете «Московские ведомости» с 1785 по 1789 год. Именно он положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Журнал учитывал возрастную направленность и был рассчитан, адресован детям от шести до двенадцати лет. По мнению основателя, журнал должен был «служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан», с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Такие задачи редактор ставил, исходя из своих педагогических воззрений, одно из которых сводилось к тому, что в государстве все «сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства». Он и задумывал издание журнала с целью провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Просветительские функции периодики определяли ее характер. Основным содержанием журнала были научные (познавательные) статьи по разным отраслям знаний, беседы о явлениях природы, поэтому журнал отличался энциклопедическим характером. Также повести, рассказы, басни, комедии, шутки, написанные эмоционально и живо, и что не маловажно, хорошим русским языком. В журнале не было открытого, грубого дидактизма. Назидание облекалось в форму обращения к маленькому читателю или в поучительную шутку, прозрачную аллегорию. Новиков сумел привлечь к работе талантливых писателей, имевших литературный вкус. Например, одним из редакторов был Н. Карамзин, опубликовавший на страницах «Детского чтения для сердца и разума» первую повесть «Евгений и Юлия»). Для журнала отбирались лучшие переводные произведения: Вольтер, Лессинг, Томсон и многие другие.

 

Журнал Новикова выдержал испытание временем. «Чистые, нравственные правила, изложенные увлекательным для того времени языком, незаметно проникали в душу читателей, особенно читательниц, и мало-помалу дали совершенно иной колорит целому обществу», — отмечалось в одном из отзывов 1849 года. С. Аксаков в своих воспоминаниях тоже обращается к журналу Новикова: «В детском уме моем (после знакомства с этим журналом) произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее...». Через 60 лет после появления «Детского чтения» В.Белинский воскликнул: «Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова». В «Униженных и оскорбленных» (1861) герой (прототип Достоевского автобиографический герой-писатель) вспоминает «золотое, прекрасное время» детства, как достали нам тогда однажды «Детское чтение», как мы тогда убежали в сад, к пруду, где стояла под старым густым кленом наша любимая зеленая скамейка, уселись там и начали читать «Альфонса и Далинду» - волшебную повесть. Еще и теперь я не могу вспомнить эту повесть без какого-то странного сердечного движения, и когда я, год тому назад, припомнил Наташе две первые строчки: «Альфонс, герой моей повести, родился в Португалии; Дон-Рамиро, его отец» и т.д., я чуть не заплакал».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал