Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация автотранспортных средств






 

Автотранспортное средство- это устройство, приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Снаряженная массаопределяется как масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т.п.) автотранспортного средства, но без груза или пассажиров, водителя или другого обслужающего персонала и их багажа.

Известно несколько классификаций АТС, которые разрабаты­вались в интересах различных ведомств по соответствующим клас­сификационным признакам.

По назначению АТС делятся на грузовые, пассажирские и спе­циальные. К грузовым относятся АТС предназначенные для пере­возки различных видов грузов. К пассажирским относятся АТС предназначенные для перевозки людей, это автобусы и легковые автомобили. К специальным относятся автомобили предназначены не для транспортирования грузов или пассажиров, а щя монтажи специального оборудования с целью выполнения соответствующих работ.
По типу двигателя АТС делятся на бензиновые, дизельные, га­зовые, газогенераторные, электрические и другие.

По проходимости АТС делятся на автомобили обычной прохо­димости (непопноприводные), повышенной проходимости (полно­приводные), болотоходы, снегоходы, плавающие и другие, а полу­прицепы и прицепы делятся на имеющие активный привод и без активного привода.

По колесной формуле АТС классифицируются по общему чис­лу колес и по числу ведущих колес. Колесная формула. Для колес­ных автомобилей принято обозначение двумя цифрами, разделен­ными знаком умножения. Первая цифра - общей число колес, вто­рая - число ведущих колес (двухскатные колеса считаются за одно колесо). Исключение составляют переднеприводные автомобили и автопоезда с одноосными тягачами, где первая цифра - число ве­дущих колес, вторая - общее число колес.
Для грузовых автомобилей в основную колесную формулу мо­жет быть введена через точку третья цифра: «1» означает, что все колеса односкатные; «2» - что ведущая задняя ось (оси, тележки) имеют двухскатную ошиновку.
Таким образом, колесные формулы 4x2.2, 4x2.1, 4x4.2 и 4x4.1; 6x4.2, 6x6.2, 6x6.1 и 6x2.1; 8x4.2, 8x4.1, 8x8.2 и 8x8.1 означают, со­ответственно, двух-, трех- и четырехосные грузовые автомобили.
Сочлененные грузовые автопоезда с одно-двухосными тягача­ми имеют колесную формулу 2x4.1 и 2x6.1
По характеру исполнения АТС делятся на одиночные автомо­били, автомобили-тягачи для буксирования прицепов и автомобили седельные тягачи для буксирования полуприцепов.
По числу осей АТС делятся на одно-, двух-, трех-, четырех- и многоосные.

По климатическому исполнению АТС делятся на исполнение обычное (умеренный климат), северное (холодный климат) и жар­кое (тропический - влажный и пустынный - запыленный климат).
Кроме того АТС делятся на армейские, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, строительные и другие. По конструктивным признакам АТС подразделяются еще на капотные, безкапотные, ко-роткокапотные, длиннобазные, короткобазные, с различными трансмиссиями, по расположению двигателя, с передним, средним и задним продольным и поперечным расположением двигателя.
Большинство из перечисленных классификационных признаков практически имеют незначительное отношение к отрасли автомо­бильный транспорт. Поэтому разработана специальная транспорт­ная классибикация, основанная на принципе использования АТС.
По этой классификации, все виды автомобилей и автомобиль­ных поездов подразделяются на три группы, определяемые их мас­сой, точнее, наибольшей величиной осевой нагрузки на опорную поверхность. Этим характеризуется возможность их применения на тех или иных видах автомобильных дорог.

Все автомобили разделены на три группы:

группа А, нагрузка на ось от 6 до 10 т.;

группа Б, нагрузка на ось до 6 т.;

группа внедорожная не имеющая ограничений по нагрузке на ось (карьерные, аэродромные и т.п.).

К группе А относятся автомобили МАЗ, КрАЗ, а также некото­рые модели автомобилей КамАЗ, большегрузные автомобили ино­странного производства, многоместные автобусы Ликинского и Львовского заводов, автобусы «Икарус» и другие.
К группе Б относятся автомобили УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УралАЗ, КАЗ, а также некоторые модели автомобилей КамАЗ, автобусы средней размерности Ликинского, Львовского, Павловского и Кур­ганского заводов, все автобусы малой размерности и легковые ав­томобили.
К группе внедорожных относятся карьерные самосвалы БелАЗ и другие.
Все автомобили подразделяются на транспортные, используе­мые для перевозки грузов и пассажиров и на специальные - не транспортные. К последним относятся пожарные автомобили, авто­краны, автовышки, подметальные, снегоуборочные и другие.
Транспортные автомобили и автопоезда подразделяются на грузовые и пассажирские, а последние на автобусы и легковые. Каждая из трех разновидностей подразделяется по своим основным конструктивным схемам, размерности и виду перевозок.
Грузовые автомобили по конструктивной схеме подразделяют­ся на одиночные и автопоезда, последние могут состоять из борто­вого автомобиля с прицепом или седельного автомобиля-тягача с полуприцепом.
Для организации поточного движения по дорогам все грузовые автомобили и автобусы независимо от их полной массы должны обладать одинаковыми тягово-скоростными качествами, одинако­вой динамикой разгона и торхюжения. Для этого необходимо чтобы мощности двигателей были пропорциональны полным массам транспортных единиц. В противном случае снижается пропускная способность дорог и могут создаваться заторы движения. Поэтому на автомобилях-тягачах, используемых с прицепом или полуприце­пом, нужно применять двигатель более мощный, чем на одиночных автомобилях.
Грузовые автомобили по размерности (по грузоподъемности) раз­деляются на пять классов:

особо малой до 0, 5 т;

малой от 0, 5 до 2, 0 т;

средней от 2, 0 до 5, 0 т;

большой от 5, 0 до 15, 0 т;

особо большой свыше 15, 0 т.

Грузовые автомобили и автопоезда подразделяются по виду пе­ревозок, определяющему тип кузова на две группы:

универсальные - многоцелевого назначения с кузовом борто­вая платформа;

специализированные - конструктивно приспособленные для перевозки одного или нескольких определенных видов грузов,

Автомобили и автопоезда могут быть двух видов по дальности перевозок - для местных перевозок, на расстояние в пределах 50 км, а также для дальних, междугородн их.

Автобусы по конструкционной схеме подразделяются на три вида:

одиночные;

сочлененные;

автобусные поезда, то есть автобус с прицепом.

Одиночные автобусы применяются наиболее часто.Сочлененные автобусы применяются для улучшения маневрен­ности автобусов большой вместимости.Автобусные поезда применяются ограниченно. Возможно при­менение прицепов для перевозки багажа, а также применение при­цепов для обслуживания аэропортов.Двухэтажные автобусы в классификацию не включены, так как в Российской Федерации они распространения не получили. Их ос­новные недостатки: плохая устойчивость, затруднение посадки и высадки.

Автобусы по габаритной длине согласно ГОСТ 18716-73 подразде­ляются на пять классов:

особо малые длиной до 3, 0 м;

малые длиной от 6, 0 до 7, 5 м;

средние длиной от 8, 0 до 9, 5 м;

большие длиной от 10, 0 до 12, 0 м;
Для автобусов наряду с габаритной длиной необходимо также учитывать вместимость (табл. 3.1).
По виду перевозок автобусы подразделяются на следующие разно­видности: городские, пригородные, междугородные, местного сообщения, общего назначения, туристиче­ские, экскурсионные и школьные.

Таблица 3.1. Классификация автобусов

Легковые автомобили по конструкции кузова подразделяются на седаны, купе, универсалы, фастбеки. лимузины и другие
Легковые автомобили различаются по величине рабочего объе­ма двигателя, массе автомобиля и числу мест. При предельном ме­жду группами н классами рабочем объеме двигателя определяющей принимается сухая масса автомобиля. По виду перевозок легковые автомобили подразделяются на личные, служебные, такси и про­катные.
В отечественном автомобилестроении используется классифи­кация и система обозначения АТС, определяемые отраслевой нор­малью ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР.В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения АТС: каждой новой модели автомобиля, при­цепа и полуприцепа присваивается индекс, состоящий из ряда букв и цифр.
Перед полным цифровым индексом ставится через дефис бук­венное обозначение (марка) завода-изготовителя (аббревиатура или условное название, например: ГАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Урал, Москвич). Первая цифра обозначает класс АТС: по рабочему объему дви­гателя - для легкового автомобиля; по габаритной длине - для ав­тобуса; по полной массе для грузового автомобиля. Вторая цифра указывает на тип АТС: легковой автомобиль обозначается цифрой 1 автобус - 2, грузовой автомобиль или пикап - 3, седельный тягач - 4, самосвал - 5, цистерна - 6, фургон - 7, цифра 8 - резерв, специ­альное АТС-9.
Третья и четвертая цифры индексов указывают на порядковый номер модели, а пятая говорит о том, что это не базовая модель, а модификация. Шестая цифра обозначает вид исполнения: для хо­лодного климата - 1, экспортное исполнение для умеренного кли­мата - 6, экспортное исполнение для тропического климата - 7.
Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире при­ставку 01, 02, 03, 04 и т.п., что указывает на то, что модель или мо­дификация является переходной или имеет какие-то дополнитель­ные комплектации.
Две первые цифры индексов, присвоенных в соответствии с от­раслевой нормалью легковым автомобилям, автобусам, грузовым (специализированным) автомобилям и прицепам (полуприцепам) приведены соответственно в табл.3.2, 3.3, 3.4.

 

Для прицепного состава первая цифра 8 для прицепов и для по­луприцепов цифра 9.
Для прицепов и полуприцепов вторая цифра обозначает тип прицепного состава в соответствии с типом автомобиля-тягача, т.е. 1 - это прицеп легкового автомобиля, 2 - пассажирский прицеп к автобусу и т.д. (табл.3.5.).

Таблица 3.5. Индексы прицепов и полуприцепов (первые две цифры по ОН 025270-66)

Типы прицепов Прицепы Полуприцепы
Легковые    
Автобусные    
Грузовые (бортовые)    
Самосвальные    
Цистерны    
Фургоны    
Специальные    

Третья и четвертые цифры индексов для прицепов и полупри­цепов определяют их полную массу, а пятая цифра модификацию (табл.3.6). Таблица 3.6. Индексы прицепов и полуприцепов (третья и четвертая цифры по ОН 025 270-66)

№№ группы Индексы Полная масса, т
Прицепы и полуприцепы Прицепы-роспуски
  01-24 < 4 < 6
  25-49 4-10 6-10
  50-69 10-16 10-16
  70-84 16-24 16-24
  85-99 > 24 > 24

Так, например, легковой автомобиль с рабочим объемом двига­теля 1, 5 л, выпускаемый Волжским автозаводом, обозначается ВАЗ-2112; автобус с габаритной длиной 7, 00 м, выпускаемый Пав­ловским автобусным заводом - ПАЗ-3205; грузовой бертовой авто­мобиль-тягач полной массой 15, 3 т, выпускаемый Камским автоза­водов, обозначается КамАЗ-5320; прицеп грузовой бортовой пол­ной массой 12, 0 т, выпускаемый Ставропольским заводом автомо­бильных принципов, обозначается СЗАП-8355.
Базовые модели автомобильных двигателей, их узлы и детали обозначаются по той же нормали десятизначным цифровым индек­сом. Первая цифра индекса определяет класс двигателя, связанный с его рабочим объемом (табл. 3.7).Таблица 3.7. Классификация двигателей по рабочему объему (по ОН 025 270-66)

Рабочий объем, Класс
До 0, 75  
Свыше 0, 75 до 1.2  
свыше 1, 2 до 2  
Свыше 2 до 4  
Свыше 4 до 7  
Свыше 7 до 10  
Свыше 10 до 15  
Свыше 15  

 

Сказанная классификация обеспечивает единообразный подход при использовании технической докумен­тации на отечественные и зарубежные АТС по условиям безопас­ности дорожного движения.
В качестве пояснений к табл. 3.8 следует отметить, что полная масса седельного автомобиля-тягача состоит из его массы в снаря­женном состоянии, массы водителя и другого обслуживающего персонала, находящегося в кабине автомобиля и части полной мас­сы полуприцепа, которая передается на седельное устройство тяга­ча. Полная масса полуприцепа состоит из его массы в снаряженном состоянии и грузоподъемности.
До введения в действие ОН 025 270-66 индексация основных моделей отечественных автомобилей, прицепов и полуприцепов производилась следующем образом: вначале ставилась марка - бу­квенное обозначение завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, Москвич и т.п., после нее через дефис двух- или трехзначное цифровое обо­значение. Например, ГЛЗ-52, Урал-375, полуприцеп ОдАЗ-885. при этом каждый за вод-изготовитель применял цифровые индексы в определенных пределах. Для модернизированной автомобильной техники и модифика­ций добавлялись буквенные обозначения или через дефис двух­значное число. Например, МАЗ-200В, ЛАЗ-699Р, Москвич-412ИЭ, ЗИЛ-130-76.ГАЗ-24-10.
Кроме индексации прицепов, предусмотренной нормалью ОН 025 270-66, широкое распространение получило следующее услов­ное обозначение автомобильных прицепов, которое включает: П - полуприцеп (в сочетании с АПП - автомобильный полу­прицеп);
Р - роспуск (в сочетании с АПР - автомобильный прицеп рос­пуск;
Н - ннзкорамный; Б - бортовой; С-самосвальный; П - платформа; Ф - фургон; Ц - цистерна; К - контейнеровоз; Т — тяжеловоз; М-модульный и другие. через тире одна, две или три цифры обозначающие грузоподъ­
емность прицепа или полуприцепа в тоннах;
» далее тогда через тире условное обозначение по нормали ОН 025 270-66. Примеры условного обозначения некоторых прицепов и полу­прицепов:

В соответствии с данной классификацией АТС разделяются на следующие категории:
В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест в которых, помимо Сиде­нья водителя, не превышает восьми;
С - автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
Прицеп - транспортное средство, предназначенное для движе­ния в составе с механическим транспортным средством (включает и полуприцепы).
В отечественной практике, связанной с классификацией АТС, постепенно начинают использоваться обозначения, принятые в ме­ждународных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разработанных Комитетом по внутреннему транспорту Европей­ской экономической комиссии ООН.


 

Заключение

В ходе проведения занятий были изучены следующие темы: Устройство и работа двигателя, системы зажигания, питания, охлаждения и смазки.

Занятия проводили преподавательский состав: Байшубекова А.Ж., Айдикенова Н. К, Азимова Д. Н., Шарипов Т.

Учебно-ознакомительная практика проходила в следующих организационных формах:

1.теоретические занятия;

2.практическая работа студентов в лабораториях кафедры.


 

Список используемой литературы:

https://atxp.org/index.php

https://www.avtomash.sura.ru/prod.htm

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал