Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВСЕ КЛАССЫ 13 страница






В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним.

Стихотворение «И вновь я посетил...» очень личное. В каждой строчке пейзажа — одиночество хмурого леса, трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской

 

 

деревни, смерти детей. Настроение стихотворения перекликается с одиночеством самого поэта. В стихотворениях «Туча», «Осень» — та же тема безысходности: «Октябрь уж наступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей». Сама природа грустит вместе с поэтом.

В каждой картине Пушкин запечатлевает свое особенное лирическое настроение. Пейзаж у поэта не бесчувственный, он активен, символичен, наполнен смыслом.

В стихотворении «На холмах Грузии...» печален не только пейзаж. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» — в этих строках передана романтическая мечта о волшебном крае. Пушкин изображает мир сильных страстей и чувств.

В стихотворении «Деревня» на фоне поэтических зарисовок природы показана страшная рабская жизнь крепостных. Пушкин восклицает; «О, если б голос мой умел сердца тревожить!». Поэт чувствовал, что способен поэзией пробудить лучшее в человеке.

Лирические стихи Пушкина «Брожу я вдоль улиц шумных...», «Элегия», «Эхо», «В степи мирской печальной и безбрежной», «Не дай мне бог сойти с ума» — полны размышлений о грусти. И картины природы здесь призваны передать лирическое настроение, подчеркнуть глубину страданий человеческой души.

РУССКАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую прелесть родной природы, заставляет увидеть и глубоко почувствовать ее, так как от этого во многом зависит нравственный облик человека.

Читая великолепные стихи поэта, мы окунаемся в необычайный мир пушкинской лирики: совершаем путешествие к морю, лю-

 

буемся с высоты Кавказом, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звонколокольчика...

Природа в поэзии Пушкина оживает перед нами во всей своей пленительной красоте. У Пушкина все времена года прекрасны, но все-таки любимой порой у него была осень. В ней поэта особенно трогает картина увядания природы, исполненная грусти. К лучшим произведениям Александра Сергеевича об осени относится одноименное стихотворение «Осень», в котором он наиболее ярко и полно выразил свое отношение ко всем временам года.

Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Нельзя не улыбнуться, когда читаешь строки, посвященные лету:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Мы видим, что поэт не любит лето. Но и весна ему не по нраву:

...я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; еонь, гтрязъ — весной

я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр

и волен...

И несмотря на то, что весна всегда считалась самой прекрасной порой, все же Пушкину ближе осень:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод...

Поэт сравнивает это время года с нелюбимым ребенком в семье или с обреченной на смерть чахоточной девушкой:

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Мы видим, что только осень способна пробудить в Пушкине поэтическое вдохновение, породить в его богатом творческом воображении рифмы, образы, звуки, мечты:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

 

 

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. Картины зимней природы с удивительным мастерством рисует поэт в стихотворении «Зимний вечер». Пушкин передает нам особый уют теплого дома, и ощущение душевного комфорта еще больше усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства — няне Арине Родионовне: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Читая эти строки, невольно представляешь чудесный вечер — тихий и спокойный, несмотря на то, что за окном бушует вьюга; камин, в котором теплится огонь, а также как бы слышишь строки любимых сказок и песен, слетающие с уст дорогого сердцу человека. Но природа неповторима в своей изменчивости. Следы вчерашней непогоды исчезают с наступлением утра (стихотворение «Зимнее утро»):

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Пушкин также не забывает и о прелести морозной ночи. Это видно из следующих строк: Какая ночь! Мороз трескучий, На небе ни единой тучи; Как шитый полог, синий свод Пестреет частыми звездами. Но все же ни одно из времен года не очаровывало так Пушкина, как осень. Поэт подчеркивает богатство и многообразие ее красок в период увядания, которые при этом кажутся еще более прекраснее:

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса... В стихах Пушкина о природе замечаешь не только особенности восприятия красоты и оттенки вкусов поэта, но также и проявление

 

таких нравственных качеств, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм. Доказательством этому может служить стихотворение «Деревня», в котором перед читателем предстает неяркая, но пленительная картина природы средней полосы России. Этот прелестный сельский пейзаж вызывает чувство любви к родной земле и к тем, кто на этой земле живет и трудится:

Я твой — люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят...

Вся эта ТИПИЧНО русская красота и спокойствие «пустынного уголка» изменяют лирического героя, заставляя его отрешиться от суетного мира. В произведении звучит горячий призыв к свободе. Ведь свобода — самое ценное, чем может обладать человек.

Итак, мы видим, что природа у А. С. Пушкина — это волшебный мир, наполненный чарующими звуками, но кроме этого, еще и могучая стихия жизни, которая пробуждает в человеке самые лучшие качества — патриотизм, свободолюбие, милосердие, мудрость.

ПРИРОДА В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса... Зги чудесные строки, волнующие своей проникновенностью и музыкальностью, посвятил Александр Сергеевич Пушкин своей любимой поре года — осени. Все нравилось в ней поэту: и пышное убранство деревьев, и «редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы». Осень вдохновляла его на творчество, пробуждала новые силы; И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод <...>

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни поля ~ таков мой организм...

Но любил поэт и зиму. Иначе разве смог

бы он так тонко изобразить картины зимней

 

4 Зак. 269

 

 

природы, как сделал это в стихотворении «Зимнее утро»:

А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Читаешь и, кажется, чувствуешь запах зимнего утра, когда дух захватывает от мороза, а глаза слепит необычайная белизна снега, озаренного лучами яркого солнца, — великолепие зимней природы, думаю, никого не оставляло равнодушным.

Детально воспроизводит Пушкин колорит холодного зимнего вечера в другом стихотворении:

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Завывания вьюги, постукивания ветра в окно навевают автору воспоминания о детстве, о дорогом и близком человеке — няне Арине Родионовне. И здесь происходит невероятное: ощущение холода, которым проникнуто начало стихотворения, исчезает, а появляется, напротив, ощущение тепла и уюта, исходящее от теплой печки и тихого голоса няни.

Побывав на Кавказе, Пушкин не мог не отдать должное природе этого уголка земли. Яркая, величественная, торжественная красота Кавказа одновременно и зачаровывала поэта, вдохновляла на новые творения, и наводила на грустные мысли о вечности природы и кратковременности- человеческого пребывания на земле:

Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины: Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. Море для Пушкина — это воплощение свободы. К независимости поэт стремился всю

 

свою жизнь, поэтому и громадная водная стихия была ему по душе, и часто в своем творчестве он обращался к ее образу.

Но ни холодная и величественная красота гор, ни бескрайние просторы моря не волновали поэта так сильно, как незатейливые русские пейзажи — рощи, дубравы, холмы, озера, родные и знакомые, которые соединились с любовью ко всему русскому. Только неравнодушный ко всему окружающему, только по-настоящему любящий родину человек способен в своих воспоминаниях возвращаться не только к образам людей, но и природы:

Минувшее меня объемлет живо<... >

Па границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят — одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал.

ЛУЧШИЙ ПЕВЕЦ

РУССКОЙ ПРИРОДЫ

(природа в творчестве А. С. Пушкина)

Когда-то Федор Михайлович Достоевский сказал: «Красота спасет мир». В нашей современной действительности, в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не пасть духом не скатиться в пропасть бытовых неурядиц не замкнуться в самом себе.

Но где искать красоту? Где ее найти? Одна из дорог в этих поисках ведет к природе А в полном восприятии природы нам помогают наши великие поэты, и прежде всегс А. С. Пушкин.

Поэт чутко понимает, что душу можн< разбудить только тогда, когда человек смо жет радоваться каждому мигу жизни, суме ет найти поэзию в любом проявлении земны: радостей. В природе есть свое волшебстве своя чарующая прелесть, которая лечит ду игу, приобщая ее ко всей Вселенной.

 

 

Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты оставили прекрасное наследие. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новые миры.

Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов. Они могли в неброской, внешне неяркой русской природе находить смысл; природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. К своей родной природе надо относиться патриотично, то есть беречь ее.

Пушкин в своих отступлениях в «Евгении Онегине» дает чудесные описания природы. И вообще его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении. Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где он с изумительным мастерством рисует картины природы.

По мнению многих, литература — это слепок с жизни, но слепок тонкий, очень близкий реальности. Много творческих сил Пушкин отдал созданию реалистического пейзажа. Эта лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, чувства, переживания..

Поэтические страницы изображения природы в «Евгении Онегине» просто великолепны. Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови!

Это только один пример, а их много. В. Г. Белинский очень точно заметил, что Пушкин остро чувствует бег времени, выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. И эта богатая духовная жизнь самого Пушкина позволяла ему открывать в природе красоту.

Милые сердцу картины родной природы, нарисованные Пушкиным, не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство.

Пушкин очень любил осень. Он писал: «Из всех времен я рад лишь ей одной». Тем не менее чудесны его зарисовки в стихах посвященные зиме: «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»...

В этих зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивает -•ся на протяжении всей своей жизни. А стихи

 

Пушкина «Кто знает край, где небо блещет...», «На холмах Грузии» стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой.

Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и легкости изображения молчаливой красоты природы, Картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине.

Можно беззаветно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле немало экзотических стран с чудесными высокими пальмами и голубыми морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не столь близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.

В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним.

Стихотворение «И вновь я посетил...» очень личное. В нем можно найти одиночество хмурого леса, трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни... Настроение стихотворения перекликается с настроением самого поэта.

В стихотворениях «Туча», «Осень» та же тема безысходности. Недаром Пушкин любит это время умирания природы: «Октябрь уж наступил — уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей». Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом.

Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свою символику, свой смысл. В стихотворении «На холмах Грузии» поэт передает свое настроение через пейзаж.

На хблмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Если бы не было этих холмов Грузии и этой Арагвы, стихотворение прозвучало бы совершенно иначе, не было бы адресной направленности. Поэт вспоминает прошлую любовь, и это воспоминание будит в его сердце новое чувство, потому что «не любить оно не может».

 

 

В стихотворении «Деревня» на фоне поэтических картин природы показана изнурительная рабская жизнь крепостных крестьян: Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой if труб, и собственность, и время

земледельца.

Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина М. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит «больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звезд или в молчании пустыни». В этих'словах Горького прекрасно передано основное, что отличает лирику великого русского поэта, — ее подлинная человечность.

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа; это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». Эти хорошо известные слова Гоголя хочется еще раз повторить, ибо в них сказано главное о национальном своеобразии Пушкина, о богатстве и силе его поэтического языка, о высоком нравственном содержании его поэзии.

Пушкин больше чем поэт. Он историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Пушкин был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, особенно связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями? И почему понятие Родины сразу же и прежде всего вызывает в воображении картины родной природы?

 

Обратитесь с этими вопросами к А. С. Пушкину, и вы получите мудрый поэтический ответ.

РУССКАЯ ПРИРОДА

В СТИХАХ А. С. ПУШКИНА

И С. А. ЕСЕНИНА

Чем важна сегодня для нас русская классическая поэзия? Прежде всего тем, что она формирует в человеке любовь к родной природе, уважение к отчему дому. С этого начинается любовь к Родине.

Нашими поэтами создано много шедевров пейзажной лирики. Но можно уверенно сказать, что для большинства живущих в России людей первые поэтические образы природы связаны с именем А. С. Пушкина. Каждый ребенок в России со страхом и восторгом декламирует:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

Ж нам в окошко застучит, Поэт, используя очень простые, доступные образы, создает незабываемый эмоциональный настрой, который сохраняется на всю жизнь.

Сквозь волнистые туманы

Пробивается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она. Возникает ощущение тихой грусти, одиночества. А вот совсем другое описание зимы, доброе-и жизнеутверждающее:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит... Эти строки полны радости и оптимизма. Вершина пушкинской пейзажной лирики — стихотворение «Осень». Начало первой строфы, четыре строчки, всего четыре мазка, но сделанных рукой гения, и в нашем воображении возникает точная, узнаваемая и выразительная картина осеннего дня:

 

 

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей...

Осень была для Пушкина временем наибольшего творческого подъема. Поэтому еще поэт так любил это время года.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото о& етые леса...

Здесь в каждой строчке контраст и гармония, соединение, казалось бы, несоединимых красок. Эти строки хочется переложить на музыку и одновременно изобразить на холсте, «И с каждой осенью я расцветаю вновь...»

Знаменитой Болдинской осенью Пушкин завершил свое величайшее творение — роман «Евгений Онегин», написал маленькие трагедии и много других замечательных произведений.

Описание природы у Пушкина не самоцель, а эмоциональный ключ, создающий определенный настрой, позволяющий лучше понять переживания человека, который остается главным действующим лицом пушкинской лирики.

В стихотворении «Бесы» картина вьюги — это сложная метафора, отражающая чувства самого Пушкина. Они раскрываются в последних строчках:

Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне...

Поэт ищет в окружающей природе расшифровку своего внутреннего мира. С помощью образов природы Пушкин поднимается до больших обобщений, вопросов жизни и смерти.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое/ не я

Увижу твой могучий поздний возраст...

«Младое, незнакомое» племя, появление которого приветствовал Пушкин, унаследовало от него восхищение красотой русской земли и любовь к русскому слову. К этому племени относятся такие замечательные поэты, как Тютчев, Кольцов, Лермонтов, Фет, Некрасов и совсем близкий к нам Есенин,

 

Наиболее полно унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы С, А. Есенин. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние русского фольклора и язы-ческоймифологии.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутеменъ колдовная счастье мне пророчит. Это напоминает народную песню-заклинание. В творчестве Есенина сильно ощущается древнее, языческое отношение к природе, полное признание ее самостоятельности, одушевленности:

Схимник -ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником:

Позабыв людское горе, Сплю на вырубках сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья.

Поэтому у него нет чисто пейзажных стихов. Природа и человек существуют рядом: Кого жалеть? Ведь каждый в мире

странник ~

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Любовь к природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» делает лирику Есенина огромной поэмой о России. О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

В этих стихах Русь живая, способная тосковать, испытывать боль. Есенин — сын России, сострадающий своей «стране березового ситца»:

Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла.

Поэт понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, сознавая пагубность этого отрыва, он не смог < противостоять ему:

 

 

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком,, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвестъ и умереть. Творческое наследие С. А. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее.

Ощущение единства человека с природой завещано нам гениальными русскими поэтами А. С. Пушкиным и С. А. Есениным, Благодаря Пушкину мы останавливаемся в волнении и замираем перед прекрасной картиной осеннего дня или перед сиянием зимней дороги. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста, разного «зверья». Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.

Конечно, С. А. Есенин многому учился у А. С. Пушкина. Но в поэзию он принес столько свежего, неповторимого, самобытного, что поднялся до высот своего великого предшественника.

ОТНОШЕНИЕ А. С. ПУШКИНА К РУССКОЙ ПРИРОДЕ

А. С, Пушкин, будучи свободолюбивым человеком, всю жизнь был вынужден подчиняться. И он понял со временем, что человек может быть полностью свободен только внутренне, а во внешнем мире он находит понимание только в природе.

Природа для А. С. Пушкина не фон для

 

описываемых событий, а непосредственное действующее лицо. Невозможно представить поэта без его блистательных стихов о природе. Пушкин и русская природа нерасторжимы.

В каждом периоде творчества поэта описание природы различно. Это очень хорошо видно на примере двух стихотворений, написанных в разное время, но воспроизводящих одно и то же место. Я имею в виду «Деревню» (1819) и «Вновь я посетил...» (1835).

В стихотворении «Деревня» А. С. Пушкин соединил два начала: лирическое и гражданское. В первой части этого стихотворения он сталкивает развратный двор, от которого бежал, и мирную, вольную природу. Это весьма романтическое описание природы интересно сравнить с описанием той же природы, но уже в более позднем философском стихотворении «„.Вновь я посетил...». Здесь присутствует уже совсем другое настроение — тоска.

Если в стихотворении «Деревня» А. С. Пушкин испытывает радость от свидания с природой, с родным уголком, то в 'стихотворении «Вновь я посетил...» вновь увиденное Михай-ловское таких бурных чувств не вызывает: Плывет рыбак и тянет за собою Убогий невод. По брегам отлогим Рассеяны деревни — там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре...

, На примере этих стихотворений видно: поздний Пушкин склонен к более реалистическому описанию природы, к использованию обычной, неромантической лексики.

Самое значительное произведение А. С. Пушкина, посвященное природе и взаимоотношению поэта и природы, — это «Осень». Оно разбито на фрагменты. Первый фрагмент посвящен осени. Второй, третий и четвертый — остальным временам года: весне, зиме и лету.

Описание лета и весны, не любимых Пушкиным, занимает всего по две строчки, но в то же время у" читателя создается достаточно широкая и объемная картина природы.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Получается, что всего четырьмя существительными («зной», «пыль», «комары», «мухи»)

 

 

Пушкин не только создает картину лета, но и передает свое отвращение к нему.

Зиму же Пушкин описывает по-другому: Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр

и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа! Холод и страсть соединяются в этом описании. Это вам не скучное лето с его комарами да мухами!

Несмотря на столь явное предпочтение лету зимы, осень для поэта еще более любимое время года, и ей посвящается все остальное стихотворение. Эта пора года — кульминация Красоты. Исключительность осени состоит в том, что она воплощает одновременно два мотива: красоты и смерти (осень — пора увяданья, умирания природы). А. С. Пушкин сравнивает ее с чахоточной девой, чей багровый румянец (цвет осеннего леса) на щеках является признаком смертельной болезни и в то же время напоминает щеки красивой, полной жизни девушки.

В строчке «Унылая пора! очей очарованье!» наиболее ясно слышится присутствие в осени мотивов смерти и красоты. Причем ощущение красоты усиливается и наиболее остро воспринимается именно с осознанием ее недолговечности.

А. С. Пушкин от описания красоты и природного великолепия тут же переходит к бытовым деталям:

Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн — таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм). Процесс творчества, вдохновение, вызванное потрясающей красотой осени, оказываются связанными с прозаическими деталями. А. С. Пушкин никогда не отрывается от жизни, быта, даже при описании своего любимого времени года, от этого красота осени становится чем-то еще более реальным и действенным.

Остается лишь добавить, что осень была самым благотворным периодом в творчестве А. С. Пушкина, ведь именно осенью были написаны многие из лучших пушкинских про-

 

изведений, таких, как «Медный всадник», маленькие трагедии и многие другие.

И получается, что не только великий русский поэт любил родную природу, но и сама русская природа любила и помогала гению в его благородной работе.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПУШКИНСКОГО РОМАНТИЗМА

. Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма.

«Сколько я ни читал о романтизме, все не то», — писал он своим друзьям. В шестой главе «Евгения Онегина», написанной в 1826 году, Пушкин, «цитируя» унылые предсмертные стихи Ленского, замечал:

Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовем, Хоть романтизма тут нимало Не вижу я; да что нам в том?) Разъяснение этому ироническому замечанию поэт дал немного позднее, в 30-е годы, заявив, что романтическая литература это необязательно «все произведения, носящие на себе печать уныния и мечтательности».

Взгляды Пушкина на романтизм можно назвать антиклассическими, Те, что писали «по всем правилам парнасского православия», заслужили порицание поэта. Строгая система правил классицизма, считал Пушкин, слишком сковывает, не позволяет развить в достаточной мере воображение. Более того, он утверждал, что романтическая школа «есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства». Пушкин с презрением и осуждением относился ко всем литературным канонам. Отсюда и его слова, высказанные в послании «К Родзянке»:

Ты обещал о романтизме, О сем парнасском афеизме, Потолковать еще со мной... Пушкин рассматривал романтизм как отмену классических правил. И часто называл романтиками тех писателей, которые отказались от «классических» форм. С точки зрения его эстетических теорий отличительной


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал