Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Важнейшие достижения образования и науки в 1930-е гг.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Развитие культуры в 1930-е гг. План 1. Важнейшие достижения образования и науки в 1930-е гг. 2. Технический прогресс, его милитаристическая направленность в период подготовки и ведения войны. 3. Основные идеи и направления в развитии искусства в 30-х гг. XX в. 4. Отличия в развитии культуры в демократических и тоталитарных государствах.
Важнейшие достижения образования и науки в 1930-е гг. Образование: Франция. В начале 1930-х гг. введено бесплатное обучение в государственных средних школах. Правительство Народного фронта в 1936 году продлило срок обязательного обучения до 14 лет. После установления нацистской диктатуры в Германии вся система народного образования была поставлена на службу нацизму. Образования стало крайне идеологизированным. В школах процветали расизм и антисемитизм. В СССР в 1930-е гг. вся система образования, как и вся культурная жизнь страны, была пронизана идеологическими догмами. Во всех видах деятельности на первое место выдвигалась преданность «идеалам социализма» и «мировой революции». В ходе осуществления «культурной революции» в начале 30-х гг. было введено всеобщее обязательное начальное 4-летнее обучение детей в возрасте 8–10 лет, в городах и посёлках – обязательное 7-летнее образование. В конце 30-х гг. в более чем 700 вузах обучалось свыше 600 тыс. студентов, а всего разными видами обучения было охвачено 35 млн. человек. В США в 30-е гг. среднее образование становится массовым. В 1933 г. в старших средних школах (3-годичных) обучалось 5, 1 млн. человек (20% от общего числа школьников). Наука: Физика: Энрико Ферми (1901 – 1954) – итальянский физик. В 1926–1938 гг. – профессор Римского университета. Эмигрировал из фашистской Италии, работал в Колумбийском университете (США), руководил исследовательскими работами в области использования ядерной энергии. В 1934 – 1938 гг. изучал свойства нейтронов и заложил основы нейтронной физики: в 1934 г. он впервые наблюдал искусственную радиоактивность, вызванную бомбардированием нейтронами ряда элементов (в т.ч. и урана), открыл явление замедления нейтронов и создал теорию этого явления (получил Нобелевскую премию 1938 г.). Разработал квантовую статистику. Один из основателей квантовой электродинамики. В декабре 1942 г. Ферми построил первый атомный реактор и впервые осуществил цепную ядерную реакцию. Принял самое активное участие в создании атомного оружия. В последние годы жизни исследовал физику высоких энергий. Фредерик Жолио-Кюри (1900 – 1958) – французский физик. Муж Ирен Жолио-Кюри. В 1930 г. защитил докторскую диссертацию, с 1935 г. преподавал в Сорбонне. В 1937 г. получил кафедру в Колеж де Франс, которой руководил до конца жизни. Возглавлял лабораторию атомного синтеза, работал в сфере физики атомного ядра. За открытие явления искусственной радиоактивности получил (вместе с И. Жолио-Кюри) Нобелевскую премию. В 1932 г. американский учёный К.Д. Андерсон в составе космических лучей «античастицу» и назвал её позитроном. Было установлено, что электроны и позитроны могут взаимопоглащаться, превращаясь в частицы электромагнитного излучения (фотоны), или возникать из фотонов. В том же году английский учёный Джеймс Чедвик (ученик Резерфорда) открыл ещё одну элементарную частицу – нейтрон, не обладавшую электрическим зарядом. Благодаря этому открытию физическая интерпретация периодической системы элементов была в целом завершена. Немецкий физик Отто Ган в 1939 году пришёл к выводу, что под ударами нейтронов ядро урана расщепляется на два ядра. Эксперименты показали, что при этом выделяется гигантское количество энергии и возникают 2-3 новых нейтрона, способных расщепить соседние ядра. Ферми предположил возможность цепной реакции деления урана. Мир оказался в преддверии создания атомной энергии и атомного оружия. Голландский физик П. Дебай расширил знания о связях между атомами и молекулами. Он разработал дипольную теорию диэлектриков, а также рентгеновский метод исследования поликристаллических материалов. Удостоен Нобелевской премии в 1936 г. Астрономия. В 1930 г. с помощью фотографии была открыта девятая планета Солнечной системы – Плутон, существование которой ранее было признано в результате соответствующих вычислений. Было открыто множество других Галактик. Химия. В области химии происходил неуклонный процесс создания искусственных (синтетических) веществ. В СССР и Германии был синтезирован каучук. В 1936 – 1938 гг. учёные США, Великобритании и СССР получили первые лабораторные образцы полиэтилена и нейлона. В 1933 г. в Германии Э. Руска конструирует первый электронный микроскоп с 12000-кратным увеличением. В 1932 г. была открыта белковая природа вирусов. Биология и медицина. В 1929 г. английский микробиолог Александр Флеминг открыл пенициллин – сильнодействующее антибактериальное вещество, выделяемое грибковой плесенью пенициллюм, хотя до 1940 г. учёным не удавалось выделить этот антибиотик в чистом виде, чтобы использовать его как лекарство. Экономическая наука. Крупнейшим достижением здесь стала теория государственного регулирования экономики в рыночном хозяйстве английского экономиста Джона Мейнара Кейнса (1883 – 1946), окончательно сформулированная им в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Главный упор в теории делался на необходимость всяческого стимулирования государством спроса на товары.
|