Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура принципов монтажа
(Имманентная поэтика)
Монтаж в театральном искусстве бывает четырех видов:
1. Нарративный монтаж. По законам логики высказывания, риторики и композиции драматургического текста. 2. Монтаж персонажей. Ассоциативный монтаж свойств человека, черт характера, поступков, логики и принципов поведения. 3. Монтаж сцен. Сцен жизни – героя, героев, чего-либо. Сцен визуальных – мизансцен, декоров, мест действия, пространственных структур и т.п. 4. Монтаж событий. Через столкновение (событийный). Через преодоление (обстоятельственный). Через борьбу (Рок. Судьба, случайности). Через постижение (причинноследственный).
Монтаж, как способ творческого мышления, подчинен логическим законам восприятия. Он направлен выражать ассоциативно-последовательное, понимаемое (угадываемое) развитие режиссерской мысли, художественной идеи. 1. Параллельный монтаж – чередование фрагментов двух развертывающихся событий, истории, точек зрения и т.д. 2. Тройной монтаж – смена смежных фрагментов. 3. Монтаж «собирание образа» - фрагменты монтируются в единую структуру, позволяющую воспринимать процесс формирования дискретности в целостный образ. 4. Ритмический монтаж – монтаж фрагментов создает или внутренний ритмический рисунок или выявляет скрытый внутренний ритм. 5. Монтаж аттракционов – чередование линий эмоций и страстей с линией логической, рассудочной. 6. Контрастный монтаж – монтаж сравнений или для сравнения. 7. Монтаж уподобления – монтаж фрагментов, создающий эффект ассоциативного расширенного смысла. 8. Монтаж одновременности – две параллельные линии стремятся к одной ожидаемой цели. 9. Лейтмотивный монтаж – принцип повтора для усиления жанра, а так же полускрытые лейтмотивы, направленные на подсознательное восприятие – созвучия, ритмы, экспрессивные параллелизмы, тематические рефрены, пластические повторы. 10. Образный монтаж – монтаж знаков в символ, элементов в модель и т.п. 11. Конструирующий монтаж – процесс соединения элементов в целое по возрастающему напряжению и создание эффекта ожидания скорейшего завершения процесса. 12. Перекрестный монтаж – сочетание последовательной линии развития с параллельной. 13. Монтаж торможения – создание эффекта приостановки, зависания процесса развития. 14. Монтаж «вторжение» - вторжение кого/чего-либо для достижения эффекта акцента зрительского внимания, расширения смысла или эффекта случайности, перипетийности. 15. Монтаж градациями – ступенчато, циклично, круговым приемом, спиралевидно. 16. Внутриэпизодный монтаж – монтаж элементов эпизода. 17. Причинно-следственный монтаж – смена последовательностей причин и следствий, ретроспекций следствий, цикличность возрастания/нарастания причин и, следовательно, следствий. 18. Монтаж беглого обозначения – смыслов, персонажа, обстоятельств и т.п.
Глава № 15.
|