Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упрямы и крайне настырные!
Заставили переидти на оседлый образ жизни. Исчезла национальность Гунны (утригуры, ононгуры, кутригуры), ведь вольный, кочевой образ жизни на девственной природе и являлось главной особенностью этой национальности, к этому образу жизни гунны наиболее преспособленны. Гунны осевшие на каком-либо мести уже не являются носителями данной национальности, забывается и национальный язык. А ведь главное определяющее гуннов - кочевой образ жизни и сохранение национального гуннского языка (диалект монгольского). в колхозах людей лишали всякой воли, гунны православный народ, а им навязывался атеизм. Навязывали так же земледельческое хозяйство, хотя гунны прирожденные скотоводы, призирающие земледелие. Заставляли забыть родной язык, тягу к кочевому образу жизни, отсекали горячую любовь к вольности и свободе, разрушали национальные традиции, обычаи, обряда. В следствии перевода гунн на оседлый образ жизни, забитая национального языка в начале ХХ века исчезает Гуннская национальность. Отличаются часто повышенной двиготельной активностью. Но есть и национальная склоноость (подверженность больше других народов) может развиваться эпилепсия, нервные расстройства, снижение иммунитета (черевато более легкого заболевания любыми болезними, дрехление, слабение, а может в конце и смерть организма) в связи с неблагоприятными экологическими условиями или резкого смена образа жизнпи (были кочевниками, резко переселяют в квартиру, ограничивая в свободе передвижиния заставляют в ней жить, происходит в этом случаи сильная дипресия в чуждых, непонятных условиях жизни резко оказываются (как у диких животных, пойманных и запертых в клетках). Больше такого рода проблема встречаются у мужского представителя гуннского населения, у женского чуть реже. В Советском Союзе уже в середине ХХ века остались ближайшие проживать только потомки гуннов, но гуннами их назвать не коем случае нельзя!!! Правда потомки гуннов в следствии перехода на новые не редко искусственные условия жизни сильно деградировали, стали спиваться (в целом проблемы у потомков гуннов были и есть такие же как проблемы Северных народностей, которых из кочевого образа жизни переместили в обустроенные жилища, как и северные народности гунны не выдержали перехода к цивилизационному образу жизни, т.к. являются все-таки больше диким народом). Распашка степей, уничтожение Родной природы, то же усилила процесс деградации потомков гуннов подвигало их на спаивание, делало жизнь их безысходной без Родных просторов. Без степи у потомков гуннов ослабевал иммунитет, они часто болели, стала характерна для них повышенная смертность. Для гуннов, а так же и для их потомков в Советское время характерна очень низкая сексуальная активность, часто сексуальная активность и желание на протяжении нескольких лет!!! С древнейших времен у этого народа сохранился обычай при которым, что бы человек мог иметь потомство, это социальное состояния продолжателя рода надо заслужить, какими либо подвигами, не малыми достижениями и то их надо было не мало. Без этого человек не мог быть продолжателем рода (к примеру у скифов и сармат была традиция девушка может выйти за муж только тогда когда снимет скальп с 3 своих врагов и повесит их на сбрую коня.). Это позволяло народу в древности особенно как-то контролировать свою численность, избегать проблем не достатка продовольствия, одежды, юрт, общем скота. Решались так и некоторые экологические проблемы степи, а так же мобильности при состоянии постоянных войн. Что не мало интересно у гуннов женщины в храбрости и воинственности не уступают мужчинам, а бывают и превосходят их!!! В следствии чего для гуннов и их потомков характерно низкое воспроизводство. Не отличаются гунны любви обильностью, потому и приходилось иной раз принимать людей к себе из других наций (основном брали в жены), приучали их языку, культуре, хозяйству своего народа. Для гунн характерно (сказывалась аридность климата), что рождается мальчиков на много больше девочек. В среднем в гуннской семье рождения девочки по отношении к мальчику равно 5 - 7 вероятность рождения мальчиков, на 1 вероятность рождения девочки. Это вынуждало восновном постоянно выбирать гуннам себе жен из других этносов.
С представителями женского пола даже в интимных случаях и обстановке предпочитают больше общения и разговоров с шуткой нежели совершения физического акта (обычно он один бывает, но довольно мощный, после к нему начинают испытывать отвращение). У женщин гуннских как и у сармат в древние времена, и во время когда входили в казачество женщина могла работ выполнять больше мужчин и на коне скакать и с домом, хозяйством управляться и детей рожать и охранять кочевья и скот, когда муж, сын отец в походе и воевать как настоящая амазонка, как это и делали сарматки. С 3 лет и девочек и мальчиков приучали к военному искусству, скакать на лошади, уметь работать шашкой, мечем, саблей, навыки ухода за разным родом скота, жилищем, детьми, собственно то же было принято и у казачества. Уже в 5 – 7 лет детей в первые разы брали в военные походы. Дедовщины как таковой в войсках не было, потому как организация была другая нежели у современной армии, ребенка с пеленок приучали к военному делу во время отрочества они «стажировались» в походах и когда в поход молодые парень или девушка идет как полноценный воин ни чем не уступающий в удали и мастерстве закаленному в боях. И еще отличии от современных воинов гунны как и казаки на воине думали в первую очередь как сделать свою работу качественно, быстро и оперативно - то есть победить противника быстро при малочисленности своего отряд сломать большие армии во много сотен раз превосходящих по силе и с наименьшими затратами, какие хитрости и сноровки надо применить и как друзей если они в беде не оставить, а вызволить их.
Если происходит физический контакт, то обычно он получатся 1 раз, что накопилось вышло. Потом уже получается только вызывает отвращение половой контакт и 2-й раз он уже не происходит, может разговаривать, развлекать партнершу, юморить с ней, но повторного контакта более не происходит, если что-то и может быть, то только через несколько суток.
Но не смотря на все невзгоды, иногда запретов иметь потомство, в настоящее время на территории России еще проживают ближайшие потомки гуннов. Правда они уже не в первом покаленни не являются гуннами (не ведут кочевой образ жизни, забыли родной язык), а относятся к русскому (казачьему) населению. Проживают они на территории Южного Федерального Округа (на Дону, Нижнем Поволжье и предгорьях, низкогорьях Кавказа), а так же на территории Саратовской области, Западно-Казахской области и крайнего востока Украины. Гуннов и их потомков нередко в Советское и Постсоветское время притесняли, бывали и случае геноцида как против “Врагов Народа”. Но пожалуй главная проблема этого народа была и может есть еще в том, что гунны как и все кочевые народы нуждаются в обширных степных, горных и пустынных пастбищных угодьях. Которых сейчас довольно сильно не хватает. Не где жить им со своим стадами. Проблема малых площадей пастбищ не только этническая, экономическая, но и экологическая. Ведь естественные пастбища гуннов - это целинная степь. А как известно в целинной степи произрастает много ценных растений и живет много степных животных которые из-за малого числа целинных площадей в настоящее время стали очень редкими и занесены в Красную Книгу. К тому же целинная степь - это богатые выпасные и сеннокостные угодья для крупного и мелкого рогатого скота, овец, лошадей, верблюдов (при умеренном выпасе, то есть с перегоном стад с одного места на другое, а не на одном мести пасти, что предотвращает деградацию пастбищ.). К тому же степь со своей дерновинным травянистым покровом играет главенствующую роль в экологической цепи степных регионов. Оказывающее наиважнейшее влияние на распределение водотока и водостока всех степных водоемов: рек, ручьев, озер, родников, подземных вод, т.к. степной дерен является главным собирателем и распределителем влаги после таянья снега, или после ливневых дождей. С распашкой степи нарушился и водосток степных водоемов от этого и появилась малых рек степной зоны: они стали заиливаться, мелеть и естественных байрачных лесов, которые стали сохнуть в следствии не достатка влаги из-за пересыхания и изменения рек. Занимаются они основном в скотоводческой отрасли сельского хозяйства, работают зоотехниками, пастухами, чабанами, табунщиками. Иногда могут заниматься садоводством, бахчеводством, виноградарством, разводить экзотические виды цветов. Но никогда не смогут освоить пахотное земледелие - зерноводство. В городе работают на должности шоферов-дальнобойщиков (тяга крови к путешествиям и бесконечной дороге), в науки по части первооткрываний и разработок новшеств, исследовательской работе, деятельность культуры особенно танцы (связано с национальной пластичностью и динамикой) Среди потомков гуннов много представителей Военных профессий, Спецназа, Охранников, из-за хорошей быстроты реакции и проворства легко овладевают боевыми видами искусств такие как бокс, разные виды борьбы (как и все кочевники - гунны и их потомки прирожденные, хорошие, грамотные войны!). Народ не злой, спроведливый, но если разозлить луоят сильно не редко когда враж входят до смерти могут залупить, правда не наносят подлых ударов, восновном бьют открыто, исключая подлость, но если бьют, так бьют лихо. Одежда для гуннов Х\/11-ХХ веков характерна из костюма Донского Казачьего Войска (сине-красной расцветки), восновном любимы кафтан часто с красиво поднятым воротником, шаровары, рубаха, обувь носили легкую, удобную просторную сшитую из войлока и иногда обделанную кожей. Головной убор папаха с обязательно торчащим из под нее чубом. Но не редко место папахи носили шлемообразные войлочные шляпы (похожие на киргизки) с “занавеской“ в сзади и перьями на верху, или башлыки. Это наиболее удобная одежда для верховой езды и кочевого образа жизни (важно, чтобы одежда не стесняла движений, была легкой и в защиту от степных ветров и перепадав температур - равномерно закрывало тело). Интересно, что женщины носили по большей мере мужскую одежду (шаровары, халат, не редко папаху или платок) она удобнее чем юбки для верховой езды да и для боя ведь и женщинам иногда приходилось воевать. в целом к одежде предъявляемые главное требование комфорт и удобство. За красотой (модная одежда не подходит для постоянно ветреной степной погоде) никогда не стремились, да и за аккуратностью если честно сказать, то же. Утригуры, Ононгуры, Кутригуры и потомки Хазарских родов тюрок-огузов влившихся в Гуннскую Орду отличаются большой любовью к музыке, народ музыкальный. И по характеру люди подвижные непоседливые. Особое предпочтения отдавали темпераментным, зажигательным, духовно будоражащим ритмам, мелодиям и песням. Так же пользовались большим уважением и смысловые Былины, героические Эпосы. Народные гуннские танцы сходны с казацкими, очень подвижные, энергичные и зажигательные. Музыкальные инструменты: разнообразные свирели, дудки, рожки; из ударных барабаны в том числе и Кавказского типа, бубны; кастаньеты, трещетки; много типов струнных домбры, балалайки и т.д., в Х\/11 веке с цыганами появилась гитара, гуннам понравились близкие по духу знойные испанские и цыганские мелодии. Национальные мелодии имеют стилистическое исполнение степняков алтайской языковой семьи (горловое пение, наиграши и мелодии как и к примеру казахов, калмыков). Но в то же время в народных мелодиях слышаться и музыкальное влияния Кавказа, Ближнего Востока, Православных песнопений. Танец лезгинка имеет то же степные корни, осетинский танец. Вообще степной климат, ее без крайние просторы сильно способствует развитию динамики, экспансивности! Примечательно и то, что к примеру на могилах гуннов в Христианское время было примечательно на могильном холме всегда что то Растет. Нет такого, что могилка была полностью прополота, голая, мертва земля. На холме могильном всегда растет или степь, дерновины ковылей, типчака, по весне расцветают дикие тюльпаны, ирисы, потом шалфей, ковыль, каждый год как бы радуя тело усопшего продолжением жизни, своей веселостью. Не принято на могилах что бы было мрачно, если не растет на могиле степной дерен, то сажают тогда цветы, не очень принято у гуннов рвать цветы и приносить на голую могилу класть, а они цветы сами на могилке растут, дикие или домашние, глаза радуют.
Теперь хочу поведать о национальном гуннском характере (менталитете)
Для гуннского менталитета характерен, как и для всех степных народов взрывной темперамент, т.е. являются холериками. Отличаются от многих народов значительной пластичностью и динамичностью телодвижения (очень пластичны и динамичны) очень подвижны. Народ предприимчивый, отличается настойчивостью и врожденным упрямством. Имеют частую склонность к повышенному настроению. Часто остроумны, любят пошутить. Суровые условия кочевой жизни (постоянные перекочевки, войны с врагами, суровые климатические условия) отразились на характере народа повышенной выносливостью к любым невзгода, ранениям, трагедиям (живучесть). Никогда не отчаиваться гунны не теряет чувства оптимизма, что бы не случилось, никогда не теряют чувство юмора! При повышенном настроении (а оно бывает часто) преобладает повышенная активность и эффария. Свойственна повышенная общительность и разговорчивость, легко находят общий язык с любыми людьми, очень любят сочинять байки, часто петь песни часто остроумные сочиняемые на ходу и могут эти песни исполнятся по несколько суток без перерыва. Характерна взаимовыручка, считается оскорблением если кого в беде оставят или если кому что-то тяжело не поможет. Это как говорится не от большого ума, а от жизни постоянно на военном положении и в суровых климатических условиях – знают что такое тяжести существования, без взаимопомощи в таких условиях обречение на погибель. Не редко сниженная самокритика, что приводит к потери чувство такта и дистанции в обществе (общении). В целом гунны народ безвредный, добрый, радушный, открытые и простые. Гостеприимный к гостям. Для гуннов характерна скромность, не горделивый не любят выпячивать себя, не любят “выделываться” перед кем то и не любят тех людей которые любят по “выделываться”. Если например что то открыл, то никогда не будет этим гордится - к славе народ равнодушный, (степь сурова она приучает к скромности). Характерно для гуннов храбрость, а проще сказать отсутствием чувство страха перед чем-либо. Но правда бывает соблюдают осторость, не рискуя в бою по напрасно, стараются в бою при возможности экономить силы (если появляется чувство страха или ужаса у гуннов, то это явление считается как психическая (душевная) деградация данной личности). Воевать умеют обладая хорошей тактикой и стратегией проведение боевых операции. Четкости при нанесение удара против противника. Отличаются честолюбием, то есть чувствительны к любой форме несправедливости (как говорится в Др. Греческое поэме “Эллада” о киммерах - степных кочевников Причерноморья: “ народ удивительных доильщиков кобылиц, справедливейших из смертных”), народ гунны очень справедливый для которого характерно полное отсутствие подлости в поступках, никогда ничего не сделают из подтишка, не тронет слабого, не ударят ножом в спину. детей своих растят бесцеремонно, не особенно за ними ухаживая и не балуя. Безцеремонны так же в отношении со скотом и бесцеремонность не редко присутствует в отношении с другими людьми. Всегда все делают открыто, по честному, ведь люди они добрые и радушные. В мышлении иногда присутствует максимализм. В делах проявляют целеустремленность, малую подверженность воздействию различных сбивающих факторов. Решительны и смелы в действиях и при принятие решений. При выборе поведения сочетается с категоричностью, непримиримость, повышенная обидчивость может присутствовать. Отличаются большой любовью ко всему естественному: К девственной, не измененной человеком природе (по большой части к степям), чистой экологии, любят и ценят естественную дикую природу, к естественному во всех сферах жизни и отношений, открытому поведению. Любят естественные природные условиям жизни без которых наступает физическая и духовная деградация личности у гуннов или их потомков, в условиях города может усиливаться деградационные процессы. Травятся от потребляемых продуктов питания имеющие содержание химикатов. Народная кухня в принципи практически не отличается от калмыцкой. Присутствует и военный синдром, так как и спокон веков гунны жили в постоянном военном положении, очень часто воевали. Этот синдром проявляется сильной любви к справедливости, при оскорблении может зарубить обидчика (правда если сильно оскорбит). Вспышки гнева при наличие раздражителя, правда беззлобного, в таком состоянии взрыва происходи совершаемые действия воинственные с молнеиностной реакцией и с жестокостью автомата или машины, что приводит к скорой смерти противника. Война еще делает пользу тем что сближает людей. Слово “враг” имеет повышенное значение, если не удается переубедить врага или аппанента в своей правоте, то в ход пускает шашку изрубает своего аппанета-врага. Любят отстаивать правду и справедливость, не подкупны хоть и бедны - деньги нужны только чтоб купить необходимое - лишние деньги ненужная бумага роскошь кочевнику мало удобна возить за собой золотой браслет, да кольцо можно, а более и нечего лишний груз в походных условиях еще люди не скупые, помогаю ближним всегда, суровые походные и военные условия сближают людей. Богатство не наживают и считают: ненужно оно нам! Главное богатство - это девственный степной простор! Нет у них понятия серебро- златолюбия! А любят они правду, Родину свою, Степи свои! Гунны очень хорошие, грамотные, тактичные войны характерна тактика ведение боя хорошо известная у казачества, да и у других степняков. Могут воевать со станом врага в 10 раз превосходящих силы гуннов, но если враг превышает гуннский стан в 100 раз, то принимают решение отступать - степь большая ее на всех хватит, по просто не рискуют, лучше сил набрать и после прейти и отвоевать! Не редко в следствии постоянного проживания в условиях резко-континентального климата бывает неустойчивость настроения. Часто может колебаться от чувства мягкой грусти и легкой тоски до веселости, радости и эффарии. Но не смотря не на что могут легко понять и принять без излишней морализации чужую индивидуальность. Отличается добросовестность к работе, но к сожалению не последовательны. Постоянно импульсивны не редко могут от внешних факторов и быть агрессивны. Могут легко переключаться с одного вида работы на другую. Не редко подвержены (особенно в боевых условиях) вспышкам гнева, не редко доходящих до состояния аффекта. эти вспышки могут быстро проходить и легко забываются - ведь народ гунны не злопамятный и добрый. не редко бывают суетливы, характерна излишняя двигательная активность. Редко, но бывают раздражительны по конфликтно - агрессивны, с нервными возбуждениями. Переживают довольно сильно за оскорбления чести. Самое страшное для гунна - это позор лучше смерть чем позор, иль ценят уважение и человеческую дружбу, взаимовыручку, без которых не выжить в диких условиях степи. Простота в общении и частая речевая активность, не редко с частыми эмоциональными проявлениями. Правда если не правы гунны как аппанент, то надо ему объяснить, разъяснить в чем именно ошибка, любят отстаивать правду, пока не докажет свою, свойственна высокая работоспособность, но не выносят рутинной и однообразной работы. Извечные оптимисты, всегда бодры, веселы, но в отношениях к скоту и людям часто бесцеремонны. Отличаются очень быстрой реакцией и повышенной маневренностью, особенно в бою. Склоны бурно реагировать на разные явления, как смеется и пританцовывать (танцевать) так и производить побои или истерики, приступы ярости, аффекта. полное отсутствие правильность не успокаиваются, чтоб одолеть аппанента тратят много сил у гуннов обязателен большой круг знакомых, друзей. правда разговорам предпочитают движения и действия. Эмоции и чувства часто не контролируют. Народ гунны любящий шутки и смех, но так же гунны отличаются сильной любовью к воле и независимости, к свободе (зародились гунны и жили на бесконечных, бездонных степных просторах), характерно так же самовольство, для гуннов характерен не редко лидерский характер. Предпочитают устную речь нежели изложению на бумаге (долгое время не грамотные были, письменность стала появляться на основе Кириллицы в Х\/111 веке). С гунном можно говорить о чем то, ему что то не понравится, то гунн может выхватить шашку и порубить аппанента. такое то же бывает. Характер гуннов сильно похож описанным Сергеем Бодровым в фильме “Брат 2” характер главного героя фильма Данилы Бодрова, сходство в скромности характера, боевой закалке, большой любви к справедливости и правде, деньги, догадливость и смекалка в бою, простота, открытость, радушия к людям и всему живому, пошлости. Для него не главное сходство характера героя фильма “Брат 2” с гуннским характером прослеживается и далее. Даже телосложение актера сильно похоже на телосложение гуннов - стройный, высокий с темными волосами завивающими под конец. Огромное спасибо Сергею Бодрову за праславление гуннского народного характера (Кутригуров, Ононгуров, Утригуров), правда автор сценария об этом не подозревал. А получилось данное сходств в следствии того что гунны всегда жили на военном положении и кочевали в степях и предгорья не редко контактировали и с Кавказцами не редко войной да и миром то же случалось. Похожие условия формирование мировоззрения героя фильма и гуннского характера да и сходные менталитеты русского и гуннского народов (оба православные народы, да и собственно славяне сами состоят на 1/4 из гуннов \/ века) - это и объясняет сильное сходство героя фильма “Брат 2” и гуннского менталитета (характера). но присутствует и различие гуннов с героем фильма гунны народ южный, а потому народ куда более общительный, разговорчивый (могут пургу гнать 60 слов в секунду) и пошутить и подшутить куда более любит, пластика похожа, но гунны более динамичны, проворны и подвижны нежели герой Сергея Бодрова. Половое созревание наступает довольно рано в 10 - 11 лет, но не активны. Наибольшая активность характерна для мужчин в возрасте от 20 до 22 лет (всего 2 года), у женщин правда этот период продолжительней на 10 лет чем у мужчин. И самое интересное, что в половой жизни пожалуй выступает как активный партнер - женщина, а не мужчина. Вне периода сексуальной активности (у мужчин с 20 до 22 лет), половые желания и влечения могут отсутствовать очень продолжительное время от 1 до 1, 5 года обычно проходит у гунна мужчины, между моментами когда появляется периоды (2 - 3 дня) повышения сексуальная активность и появляется какое-либо желание для совершения полового акта с целью деторождения и характерно полное отсутствие пошлости в междуполовых отношениях. То есть половой акт у гуннов существует только для продления рода (1 раз в 1 - 2 года), чаще просто не возникает никаких сексуальных влечений и желаний. Это обусловленно и суровыми условиями жизни: постоянно нужно ухаживать за скотом, постоянные перекочевки, частые военные действия, часто не благоприятные климатические условия - все это отвлекало на протяжении многих тысячелетий от лишних развлечений и излишнего траты сил - которые постоянно были нужны гуннам для преодоления трудностей в жизни кочевника. Гунны получают такое же удовольствие от путешествий, ведения боя, вечной дороги как другие люди от любовных утех. И потому их потомки идут к примеру работать шоферами-дальнобойщиками или первооткрывателями - потому что получают упоение и удовольствие от дороги, от безконечного движения вперед. К примеру Ростов – на – Дону город сохранивший все уклады казацкой станицы (казацкий правильней для казачьего употребления) его жители сохранили «Степное мировоззрение» еще сформирования во время появление скифов, сарматов, киммеров, саков лудше чем другие славянские народы. В Волгограде, отчасти и в области еще было 2 волны немецкого заселения. Первая была после Екатерины 11, когда в районе современного г. Камышина появились небольшие немецкие колонии, но в их числе были не только немцы, но и французы, голландцы, а в окрестностях г. Вольска было 2 поселения индейцев, родом которые были из Канады, переправленные от туда во Францию, а в Франции они не ужились с местным населением, потому их отправили далее на берега р. Волги, в немецкие колонии). Второе место, где была не6мецкая колония, самая южная – это Сарепта. Если немцы были руководищие состава в те времена, то случалось, что они немецкие высокопоставленные лица любили ассимилировать своих подчиненных женского рода. Национальные характер у них такой, любят они ассимилировать, сексуально озабоченные они все таки, не нужно забывать о их национальных предрасположенностей, заторможенные, но секс любят! Второе немецкое вливание произошло на территории региона во время и после Великой Отечественной Войны. Случались случаи когда во время войны немецкие салдаты ассимилировали Россиянок были случи носильного полового акта немецких военнослужащих и Россиянок, бывало, что и Россиянки влюблялись в немецких солдат, любовь как говорится зла, бывало всяко. К примеру на Кишечном поселки г. Волгограда жила особа, которая во время Сталинградской битвы, общалась с немецкими солдатами. И потом после войны в городе осталось много пленных немцев, которые принимали участие в восстановлении города. После того как они отрабатывали на восстановлении им разрешалось оставаться в городе на поселение, обзаводится семьями, менять фамилию. Да и кто уезжал после плена из восстановленного Сталинграда и СССР, у того в городе все равно оставались не редко любовницы, не редко и с детьми! Немцы конечно не очень подходят для славянского менталитета, да еще степной Низовой Вольницы правда настоящих степняков мало в Волгограде осталось, потому иногда случались конфликтные ситуации непонимания. Славян более горячий народ, более лихой чем немцы и развитие у славян быстрее идет чем у немцев. И потом немцы народ еще своеобразные в юморе, с юмором у немцев основном трудности, холодные они, не общительные между собой, более замкнутые немцы по сравнению с славянами и потому юмора, шуток в их жизни куда меньше, чем у славян. У славян чувство юмора лудьше гораздо, исторически и климатически так сложилось, славяне народ с общежительским устроим все таки в отличие от немцев. То же это заметно, чувствуется в современном населении Волгограда
Перевод выше указанного текста на гуннский язык, схожего с монгольским, бурятским и калмыцким языками.
Эль уг, оргосгытун унэнтай булар ол барыхтын баихтэын оол уулгарай хуунын Гуннын, дуулдындаргай Эл торёмкат Кутригур, Ононгур, Утригур. Гуннтой хэл хюгдалгэлэ монгол хэллыг, шуудан эл ошлохнаас кирийлы. Ордын эхэлтжээ байхынын
Гуннские язык относится к алтайской семье языков, монгольской группе. Хотя долгое время существовал без монгольского влияния в условиях славяно-тюрско-иранской среде, очень сильное влияния их не ощутил на себе. Хотя есть заимствования словосочетаний и слов в частности из славянского, особенно церковнославянского (т.к. Православные богусложения на славянском языке служились). Гуннский язык уже мертвый, т.к. его носители в последнее время уже в конец ославянезировались (не надо забывать, что еще с 1\/ - \/ вв. н.э. гунны исчезли в славянской среде и только некоторые остались в степи, присоединившись после под Казачьи Войска, основном Донского), в следствии чего в данном словаре приведены не все слова, некоторые утеряны. Последний гуннский язык делился на диалекта: Ононгурский и Утри- Кутри- Гурский.
По наблюдение многих психологов Донские казаки обладают куда более горячим нравом чем Кубанские, связано это с тем, что в Донцах текет больше крови степняков и южан, а в Кубанцах много осталось от ГОТОВ – скандинавского по происхождению народа!!! Имеются по тому и у них внешние различия!!!!!!!!
Для славян: Дед Мороза про родителем считают 1) дед морозник - дух мороза и стужи, морозящий всех 2) (Подзвизда) позвизда – дух бури и не погоды в как бы в плаще из дождя и тумана 3) Карачун – злой дух подземный, из подземелья выгонял мороз и морозил встречных! После под руководства святого Николая, они морозки эти подобрели и вошли, под юриздикцию собирательного образ Деда Мороза! Русско – Гуннский словарь. А Авария - осол Агент - тэлэч Автор - зожшогг Аист - оровтас Авторитет - тугиирчийг Алчный - пин Адрес, место жительство – хаяг Аромат - анхилмол, онхилмал (Он.д.) Активно - суэвхтэй, индэвстэй Атака - дайракта, дайларт (Он.д.) Алкоголь - согтоох Аккуратно - нямбай Анализ - шиншилээ, шынжылгэл (Он.д.) Аул - стан, углыз Аппетит -- амтархах, дуур, дур-ам (Он.д.) Агрессия - турэмгий Арест - баривселах Азарт - сыулан Армия - айшы, орды, цэрэг (Он.д.) Акуратный – нымбай Актуальный – чухал Акушер – барыгеч Алый – улайх Алфавит – толгой Амбар – пиныд, пиныс Аморарльный – журамгуй Амплитуда – зёжыр Ангел – тэнгер Арена – давцал Аренда – турээс Аристократ – сурвалэджан, джынип Б Бабка – тагалгуаг бабушка - эмэг Баба - алхын, хунд быть – нэг, эга Бозо-Гучейза – национальный калмыцкий и гуннский творог не комковатый, аппетитный! Бабочка - эрвэхээй балка - дампыыр Багаж - ачаа браслет - бугуч Багровый - улан, улааны (Он.д.) баловаться - ямарга Бадья - хоног барахтаться - тийчлэх База - сурь базар - зээл Балкон - тагт босиком - хэлнцу Баня - усанд барсук - дорго Баран - хуц, ирэг бурьян - шивэр Баловать - сонгох брызгать - цацах Беда - зовлон бравый - булия Бедный - адну бред - рэлдэ Безличный - биегуй брод - олом Белый - цагул белье - хувцас Безопасность – осомуй берег – эрэг, заж, ялитэ Белье - хувцас брать – авэх, хусан Берег - эрэг, заж, ямитэ браться – барилцах, эхлэх Береза - энэ бровь - хэмсэг Был - тантал бросать – ухасчи, гуйх Брать - авэх брюки – бюд, омд Браться - барилцах, эхлэх будить - сэрэх Брить - хусам буря - салхи Бросать - ухасхи, гуйх бережливо - гамтай Брюки – бюд, омд берёзовый - хусан Бок - лаад, будун, хажу, тал близкий - гайрхон Будить - эрэх блины, оладьи – бин, хуймаг Буду - бичих безымянный - нэрчуйг Бедующее - ирэх, балох блюдо - зуучик Булка - талх безусловный - ярмагуй Буква - усэг блюдце - жижиг Бурный - догишин богатый - бояны Боевой - багуданы более - брак Более - овос, зэнсэг боец – цэрэг, бой, бая, дагт Болеть - балчлех болтун - гачал Больно - обтол блюсти – сахин Бойня - малнадлох Борода - сахал борьба - тэмцэг Без края - тугтун бык - шаыр Бы - тан бред - сурду Бывать - тониолдах, балах близь - ойр Быт - оилдал, бахуй брат - дуу Банально – таамтыг безпечный - арсахуй Болото – бэрдэн, намог блеск - галба Болезнь – балдан безсовестный - ичгуургуй Быстро – гэгэ, худан, турлэн брить - хулсмам Бумага – кензеле бывший – урьды, агсан, ойсан Барыня – язырге базар – зээл, байнызыл Босиком – хэлнцу барсук - дорго Бунт – мээг беглец - оргодол Бдительный – сэрэмж безбрежный - уудам Безветренный – нумухах бездельник - аджыл Бурлить – бурцлох бездонный – еролгууй Безмолвный – чимэгу беременная – чимэгу Бодливый – сэждэг бурелом – унанги Беречь – хамгалох бывало – быжэ Безпомощьный – арча, гул биение – хилта Бирюзовый – оноуной благополучие – кэщ, кош (ононгурский диалект Он.д.) Благо – сайн бледный – цайвар Блеск – галал близко – оер Бородавка – эхтерлы БУМАГА - КЕЭГЭЗЕЭ
В Вам – дедус водитель - тээхыч Взвалить – тайголох ветвь - ваия Возвышение – газар всё - окул Воздух - агаар все - улам Вблизи – ойр весна - хабар Важно – тухал вещь - эрык Ваза – вагвар великий - ики Взял – устысоо (уйыссоо) весёлый - бурлек Валить – унаган верхний - аман Ваш – нарын, таной, татой возможность - мум Варм, ванна – нарт вне - гадиа Введение – удиргтал вечер - орой Вверх – дээр волна – хулум (домшон) Вводить – орул вид, вида, взгляд – зирин, зырин Вдвоем – хым вал - ухумут Вдоль – хаягар випить - зээмтыр Вдруг – гэнэт война - даин Ведро – хувин ворота - халга Ведь – шуу выть - улих Вежлево – зелдэг влесть - орондо Верный – гыцониг восток - маты Вы – чиин волк - чоно Вяз – йыг ветер - тотобус Вдавить – цомлох вилять - бальзгор Возможно – беломже вдаль - дащ Вода – дон взад - хосиор Возмутиться – дурсуй время - баерлык Вязать – хурдан вдруг - гэнэт Вареный – болгосох вечно, изначально - гом Взъерошен – орвочер встретить - уралдан Варить – ганах, агшах, болгох веять, ветряный - тот Везде – газар вдеть - судэн Водитель – тээхыг вянет - нардын Везти – зоох, тээх вдоволь –м ханатал Подвозить – уутзоох вместо – помнос, место - омнос Верх – додо ведать - эзэмдэх Воин – ермакан в начале - эхэнд Век – зуун ведь - шууз Высота – перулен (от влияние балтов, через славян на гуннов – небесный покоритель Перун вот и высота потому) внезапно - гэнд Велеть – тушах везде - хаякур Внук – зээ, эч вниз - догур Веретено – зэрул возраст – наснын Венец – титэм волк – чонын Верить – унэмгиц всполошить – саманж Ведущий – газах вернуть – базах Верткий – чавм, чай вертеть – эгул Вершина – аргил вечно – урыд Влиять – нолоолох висеть – унжих Волна – хулум внутырь – дындын Выть – улих водросоль - сонсор Вещество – бодис вязать – боох Вон – эрык владыка – эзэн Вить – горох вперед – уралан Выслать – илгэх весник – юолык Вилять – нололох, онон вечно – урдсор Вемя – олгох влага – чийг Вмешиваться – оролуох выдержка – тырмы Вне – ганда внедрить – нэвтрах Веселья – зучай внучка – ошин Внешний – гадна вскоре – улал Внимание – анха возжи – нолоо Выселки – сугуюрлы ворота – шахааны Вздох – амьсга вор – хулгайг Высший – дээд вонь – упехдюрих Вода – су, дон вмещать – багта, велгэд Взляд – харз ворон – хэрэ Восход – угах вред – хор Ваде –из вслух –чанга Вспыхнуть – бадрах выпить – мулт Выбить – сгуын, мулт вынуть – сгуын Выражение – хэлэм взгляд – харз, зирин Верткий – чавм-гай вздох – амьсга Внешний – гадна возжи – нолоо Вскоре – улаал ввеселье – зучай Выдержка – тырмы вмешиваться – оролуд Вечно – урдов вемя - олгох Вить – улих, горох встретить – уралдан Ворота – халга витать – ззээмтыр Вал – ухумут внутрь – дындын Волна – хулум, домшон воинская дружина - герлы
Г Гавань – далайн голова – башы Город – болыи, рум, мал – осот гадкий –шухай Горе – гуррюджюри гаснуть – унтраах Голубой – здарген (-ая – гон), цагунак где – ха Гибель – суйлэр главный – тагул Гласный – эгшид глава – тургун главенствующий - черин Глагол – уйл гладать – малжых Гладить – исгэх гной – идээ Глухой – хатуу глаз – нуд Глубина – таг глухой – тулий, хатуу Глядеть – зарах гнедой - хээр Гнать – тук гнездо – суург Гнев – ур говорить – хэлэх Гнет – дарлал (кутригур – дарлар) гнида – хуурс Год – жил гордость – бардам Гореть – шатых годиться – тарах Голод – алсах горло – холо Гаснуть – унтрахы грандиозный – ягууих Гореть – атва гулять – туоол, зугал Горький – гамдон, гошуул горече – халун Голод – олголон господин – ноен Гость – зочир гостиприимный – каргсидий Голень – хэлдэ готовить – белдин Грань, граница – хыл грабить – дэрээм Гроза – борол грудь – хэ(л)нхэлдэг, цэж Огромный – халхан грубо – будулег Громко – гална грусть – гуниг Груз – ача густой – отгон, год, годуг Гора – уул гладь – тувшин Губы – уруул галка – алату Герб – сульдэ гибкий – туян Глина – шивар грач – турлах Гроб – авс гнать – туух Государство – улстыын гудеть – нунгэнэх Град – мондер гордый – намдам Гадать – мээгэрлех грохот – пигжинэ Гумно – утрэм глупый – мунха Гнилой – тарчий гнусавый – гунша Гной – идьвэ гомонить - олурымлык
Д Два – ики дать – онхо Да – ёк, якшы дедушка, больной старик – цагулага Дежурный – жижур даже – хурлет Деревня – тосюн данный – одо, мэдэ Дети – хухдуд давно - халхс Дать – огох дарить – бэлэг Давить – дарах двигать – лодолгох Двор – хаша день – кыз Держать – барих дорога – оуол Долина – дол дрянь, ненужный – эргандвер Дерево – агач дется – хаубарма Дверь – ежз дать – монго Для – тулд далекий – халсын Движение – латынёр длина – урт Дальше – цааиш девочка – охон – шка - хухэн Делить – хавах дешево – хямд Дикий – зэрлэг дело – сээг Древестные заросли – гай, хвойный – бор достаточно – джайкан Дно – ерал, шаг, ерол добавить – нэмэх Добится – оролдох добыть – алвар Доверие – найдах двести – хурген Догадлевый – таварлан догонять – гуйцэх Дождаться – хулэх доказать – баргизимт (кутригур), баргимт досвидание – вайбажырн (кутригур), - вайбажын доза – туныг Дядя – ах долг – урэг Долгий – удан должность – албаны До тех пор – дондеже дом – байшин Дополнить – нэмэх деньги – тэнгри Дорого – унэтэ доска – банз Древесина – эрландвер доставить – оногдох Достижение – ололт доход – хурэх Дочь – ошис древний – эртний Дрова – тулд дрожать – даржигнах Давно – хэдин другой – ногой Доволен – казылмы друг – тоныл Дума – бодох дурак – тэлэч Душно – бугчиг дыра – онгорхой Другой – оорс джунгли – джанглы, джыныглы Дикий – зэрлэг добираться – хвахбэрлд Достать – хурэн дружина – акыз Деление – хувах дешево – хамоц Друг – тоныл действительно –хулынтэк Дерзкий – доршул драка – задон Доярка – салчин дрофа – тоодог Драить, драть, дергать – угзуурож дествиница – кёз, кез
Е Езда – явах его - уний Единый – нэгсэн еда – хол Еле – орой есть – ыдэх Едва – арой еже – бур Ехать – бэрлдаваж емкость – арвчи Естественно –сулда еденицо – нэгж Ея, её – уний если – балбал Еще – бар (раз) – боор единство – нэгдэ Ерунда – демкам еденичный – ганч Ему – еёд
Кыйлык – компот (древенг) из ягод, диких фруктов, овощей (как витаминый коктель, иногда с молоком и с зеленым чаем), или собраные фрукты, ягоды консервировали говяжьем жиром, бараньем жиром – зимой их ели. Нал – айшыр - (в переводе как люблю блюдо можно перевести) молоко теплое без пенок, можно чуть с водой, туда крошуться печенье или лепешки из песочного теста, размер раз кошеных печений, уже в молоке приблизительно 1 (см)2. в пиале подается, ложкой едят!
В лесу, в степи собирают гребы иногда ягоды едят – варят, жарят, рыбу ловят, употребляют, вообще кроме продуктов скотоводов употребляют продукты собирательства и рыбалки, изредка охоты!
Ж Жадный – шакахай жалеть – хайрлах Жара – халун жажда – цанца Жалоба – гамдол, зарга жарить – хайрах Ждать – хуаэх живать – хивэх Желание – хулсэн женщина - эмэгтэй Жидко – имгэн жать – атгах Жилище – борхон жир – тостой Жечь – шатах жить – барыхт Жвачный – сэвысы желать – хусах Жмурить – аних жужжать – мумуул Жураль – тогору жеребенок – унага Жидкий – шингэн жилье, проживать - орёнё Жук – гуохл жизнь – баихтэ Желудог – ходод жена – эхнер Житняк – джазды живой – бихтэн Жестоко – хатун жесткий – супутурыг Женный, перегар – беааарзы живот – гэдэс Жених – хугэн жердь – сурга Желтый – сарын желую – тёрём Жертвовать – хохилох жить – тарча Жмурить – аних журчать – шоржиг Жуть - аймар ж, жэ - вэ З За – цана засуха – сыгдыгцана Забота – халамж заросли – цаган Завернуть – бох зависеть – шалтгал Запад – бага заводить – асах Забывать – марта завтрак – оглон Завязывать – зангидах здесь – энд Забор – тыя зачем – юураас, бак Завтро – маргаш завесть – атар Завершать – дуусгах зарево – тулия Зеленый – зельмень звонок – гунсяк Знать – гэн, бэрдэн звучалы – гойлынар (г) д Заключать – угир заниматься – хий Занимательно – хийт знать – азыр Запас – ноц запах – упех Заросли леса – барын гай поймы – тугай, джанглы Запрет – харлих знамение, знаменитый - зарлакта Заслуга – гавыч захвать – эльспах Защиты – алгы звезда – од Здание – байшын соленная грязь – сакыр (грязь – аршань) замещать – орлогч Зараза – халдвар здоровье – эрул Зима – овол злой – уртой Знакомство – танил значение – учир Зов – дуудлага зуб – муд Звать – бенде звание – бындыс Задержка – щирип-щирип заговор - хуйвалдан Загарать – марагдах здраствуйте – энки Задавать – далгавар здраствуйте очень уважаемый – сартыбуджанг (-ыны), двойное иминительное, 2 раза иминительное! задержаться – щитах Заказ – закихама залив – гол Закрыть – ходхдаг заметный – мэдэгдэн Зарабатывать – талы заядлый – шунамты Затем – нгарань зверь – аратань Знак –тамга значение – унга Зона – бус знамя – туг Зазор – завсар заяц – тулай Зад – ар занемательно – белак Загашник, загасить – унтрах зажим – халчва Закат – жарга значимость – чанары Зов – урла зыбь – усны Земля степная – тал, тол, цэлоол забота – зовохуй Зрение – хараан записка – зурвас Заря – ур заявить – мэдэгэ Земля – дэлхий, загар, зазар, газар, зазаруны, газаруны зря – хосон Зоркий – соргог знать – мэдэх Заниматься – аэлэх запрос – мурсулу Замещать – орлох знакомство – таллаах Запад –зуух задаток – барья Зеркало – бахыз
И И – ба, бан избегать – зайлах Избегать – зайлах изменение – оршох Измена – урвах извилистый – онон Изменятся – хуверах имя – энгэ Измерять – хэмжел израсходовать – зарчих Изночально – иджил исключить – зуй Исполнить – бутэх испытание – турших Исследовать – шинжил истезают, изменяют, Изменять число – турлытрах исчез – алга Истреблять – шацерг изобилие – элдэг Изношеый – элэгдэ искать – эрэх Исполнить – гуйцэт исчезнуть – болох Истина – унэн игра – тоглох Из – ос их – са, озун Идти – авар из – за – ос-цана Ива – алгы изложение – илгэх Изменяться – илтгэх или – у Интерес – бэндэн иногда – заримда Идти – цог изображать – дурслэх Иной – ор искрене – унэн Иностраный – гадад искать – тэргэ Излучина реки – тохой использовать – ашимлах Источник – булар ил – хара Итог – дул избавить – салга Исправить – засарвлах искустный – шадамар
К Кабы – хэрэб к – уру Каждый – бухэн как – нал Казаться – мэт кошка – охинмур Катать – гулгах кроль – голна Когда – амызлы канал – азырык Какой – налыс куда – аможе Качаться – ганхой класть – дээр Клюв – холу колесо – дугуй Камень – жаниад кивать – дахих Кислый – эсчелен кладбище - оризлгын Камыш – ялынг кость – яс Костер – як – гал край – ирмэг Красота – кырзын красный – улан Кстати – ратинёр корысть – атыз Кривой – мурум крик – дуун, орихой Крыльцо – удний клевер – нанты Калчан - сагайдак кукла – хулужде Каньон – пакасы (пакася) крутой – эргэ Какой – ямарь куча – бён Колодец – худук кусок – засэм Крышка – дэвэр кровь – цус Коса – гэзэ коротко – ахар Корова – унэ коричневый – хурэн, обокал Кора – хольс конь – морь Крюк – урга крона – сугдархуй Копатбь – малтах кастрат – биктыш Конечно – аргуй конец – эцэс Кидать – таягтах коза – ямаа Казнь – алах копыть – норие Кочевой строй – туувар каждый – хунбур Круг – дурга кал – баас Копать – малтал комната – оба Кидать – шидэх кормить – тэжих Клык – соес косить – ходах Костер – гад кончик – умур Кошка – муур кроме – ганда Кнут – ташур кабыла – куул Крепить – бэхлэх капать – дэслах Капить – тээгка капать – дэслах Край – ирмэг (ч) карий – хар Крик – шангира клещи – бах Кусать – хазул колебаться – ганхах Купать - угых Л Ласточка – хараастай лопаита – малтахон Лиана – сукудар лай – хурца Ладно – даний, яах ласка – архлу Лож – худал лед – мёс Луна – САР, сарны лезть – асах Лекарство – эм ливень – адар Лиса – унэг любопытно – совуч Лить – асгар лично – биерэ Лоб – магнай ловкий – шаламгой Лодка – зовь любоваться – харах Лично – царс лицо – ЦАРАЙГ Лес - МУУД лекаствен – эмэй Лампа – дэн лудьше – дэрдэ Лапа – хул лежать – яктындын Легкий – улиш ленивый – залхун Литеть – нисэх лепесток – дэльбэ Лето – зун ломать – бузук Лево –ШУЯ луч – туая (можно туя), нуг и сугем Ласка – энхэрэл листок – навчай Лужа – шалбад лицо – зус Лишить – хасах лестница – сеолбелды Лиса – унэг лом – ге Лист - хуйдаст ладить - багихын Лебедь – хуни лежать – хывытэх Лесной – лыун липкий – налдаан Ловить – зуунгы лежанка – ханзырлы Лютый – догшин ловкий – шалмаг Ласка -= окулысыяк лягать – тийри (ы) Лень – зысыр летать – нисэх Ложка – туугнур линия – шугам Локать – тохой М Мгновение – рыг, каши мокрый – чигирик Малчик – хахгун мало – бага Масло – тос мама – ЭЖ Между – муумхыгы масса – уол Медлено – удан мерзнуть – дарх Метод – арга милый – хонгой Медведь – бавгай мелодия – ая Мертвый – бахгуй мешок – цайдам МЫ – МИЧ минерал – эрдэс Мне – меч масть – зус Мел – цэр местный – газар Мешать – сад МГЛА – БУРИНГ Мастерство – чардвар мёд – бал Медь – зэс меньше – бичи Месть – хонзон мечтал – модол Мимо – хапсугар МИР – ЭНХ, ХОРВО, ЕРТЁН Может – былин можно – бално Магия – эдшеды молния – аянга Молодежный -= залугудын молодец – естой Мохровый – наксцаш молча – дууй Мелкий – нэтхэ море – тэнгие Мороз – хуйтун млоко – МУКНЭ Муж – нохор миг – бид Мышь – оготно много - ХОЩУН Могу – олдук мять – урчх Минус - хасал младший – залу Мозг – нугас местнорсть – ХОТО Мятлик – хууг мех – нэхий Месяц – СУЛД молоток – алх Мой – шун мешок из овцы большой емкости – курдюм, малой емкости – БУРДЮК Мораль – сурта, эскуригии, рам металл – зардыс Месяц – нуз маленький – зэтхэр Мостт – гур мысли – ухылг Множество – удуд муровей – могыж Мучить – зывых меня – ыкщмы Мясо – мах менять - салих Метель – шуурга множество - тумын Мочь – газар мощный – хугин Минерал – ордос метка – заасам Могила – молговь мазать – турхэн Мало – бага махать – далах Мгла – харанхуй мимо – жажуугаар Мигать – нгудээ, нгщдээ, нгщдээ много – олон Мнение – санал молоко – суу Мир – аймаг мау, мац, май – сур
Н На – эл наверх – дээр Навод, невод – хувгур, хувчур навсегда – мысын Невежа – будулхуй назначение – айнаыр Надо – эстой нашей – муджор Неудачный – бел название – нэр Немного – децил напасть – дайрах Напрасно – дэмий настрой, настроение – пасырге Надевать – омсох находиться – зангайх Назад – заган нож – аккинак Намерение – заримда наш – шуджи Неделя – гундан наст – азлыдук Направлять – явулых нош – хуйзан Нее – хуйзун ненужный – гудун Нарушить – зорчих насекомые – шавж Начало – эх надежда – сипдук Ноги – маной нищита – ылысы Недавно – соя невозможно – юолумыг, кюолы Нужда – сэдэг нужно – соотаал Небрежно – шалоп нижний – додо Низина, низменость – дзун, додо недалеко – ойр Ноги – хёл нос – бурун Ночь – офелит надрез – хэрглес, хэрчлес Наглый – ичгуур нажать – дарах Нажива – ац наружу – гадагш Намек – дохи назначать – томилох Напор – шикылт направлять – илгээх Независимы – бие найти – илрул Нужда – дзенег начало – эхэлт Настоящий – нунэх, хунэх наездник – морьтехуй Новый – охын народ – хуунын Награда – ядигши нежный – налий Нельзя – болохуй нос – хомар Нрав, норов – ээль нельзя – балохгул Народ, племя – озык, азык надзор – хуяг Нести – терек надо – хэрэг Назвать – нэрлэх ноготь – хумс Небо – тынгри ночь – эфелиты Наставление – заар натура – тоорх Насождение – оршихуй начисто – цэвэрлин
О Обычай, очак – огаг, очаг осталось – охуйхун Оба – хуела обложить – эхэн Опоздать – хождох он – дыге Однако – гавтг отдельно – югуй Одежда – тэберлик отдых – бурлалы Обидно – галслотой, гамлотой огонь – янкы, арзыг Оковы – гинж огромный – халхан Обмен – сашлце, салище озеро – нуур Оборот – эргел оранжевый – урген Обычно – ёрдиг овал – зизи Обесчать – амлох обнимать – тэврэх Ойныт – около особено – хэтэх Отдельный – ях овраг – халга Опасно – одо охота, отец - сызыр Открыть – ту отрытие – туужг Отмыть – исле ответ – кукут Объять – хюогда овца – хонин Обвинять – замлал общение – ороосуул Обеспечить – ханхаг отметить – салына Обзор – тойм, тайм объезд – тайла Облик – дур отец – ав, эцэг Обрадовать – баярлы ошибка – абшинэ, абджашинэ Остров – олыхон оба – тоёр Обстоятельство – эмерлы – джех оплата – натыдэн Образ - дуур обида – гамдал Ошибка – дэргдэшь обширный – эрэн Обозначение – янкды осуждать – элэцех Овраг – халга орел – бургедей Одновременно – хагацог оружее – зэвсэг Отразить – тусах очень – ичиджъи Оборот – эльлэль образ – угур Обстоятельство – дурум общий – нийтий Овчина – хэхуй околица – хайст Оклик – дуурхуй олень – быга Освоить – ошлох отек – хаван Остой – тудас отстать - хоцлох
П По – мэд под – эм Подать – унах палка, крючок – урга Пожаловать (ся) – кангисдег (т) попасть – унахыдых Пасмурно – байна певец - дуч Право – дэгэн передача – дамжул Пыль – салфан поздно – оройтсон Песня – дуу право = дэгэн Понимать – зуугмэд передача – дамжул Плюс – нэмэх промойна – ярык Победа – ялал потом – энэ анэртен-хъав Поздже – дара пожаловать – каникцег Пизда – кёз посадка – карытенёр Палец – хыры Православнэ – Христианэ Папа – ав, эцэл, эцел приходить – канэрсэк Пришлось – канэргэк-дзылды плоский – хонт, хамцыг Превезать – баоох печка – пшин Постановка – зыринхыл падать – налухэ Плен – оз проблема – лыбнэ, лынбэ Писать – шуд плече – мер Применять – яктындын пригодный – хуйсалох Прочесть – унишиг повод – шалтаг Погода – цагур поворот – шара Помочь – кукунёр подгорный – эмдул Плутать – тайдар покой – тайван Перевал – дабан пологий – капылдын Поле – тэзм, хээр полк – хур Подченение – эгэльдэ половина – шэнэ Привязать – нашитын память – дэнтэарэм Помещение – сав понять – дэндэ Понимать – джалдын поступил – авахны Попытка – оролд пытать – оролд-ур Популярность – дамцыг порча – гэмт Плохо – суум потому – зырыкэ Перерыв – зарсалага порядок – ямц После – дараа песок – элгэ Прямо – утух произошло – дуюрдал После – сулд почему – юундя Подгорный – эхдул потомок - сулдыг Поход – алал походы дела – ажжалы Просьба – кангиз причем – ёгёэнд Путь – зам производить – усмэл Почта, пересылать, прислать, слать – шуудан пойма – ээлыги Поручать – ёгё пастбище – мод Прохладный ветер – жавав пустыня – доби Поднятый – менгри пустить – арулах Перебераться – бэрлд понять – ойлох Полночь – нефелит подать – налухэ Прошлое – ханиджал похороны - оргиулга, оршулга Пляж – духурын перестройка – нэмдугрэн Примеру – батчдыр, батчъыдыр порода – улдээр Птание – хуул питье – туулыз Пышный – сугудуюрлы птица – букдей, бурдей Пёс – нохой позор – бузарлох Правда – т унэн, унэн правельно – зуйтэ Путь – заал показать – джалджин Получится – озуур полынь – емшан Порядок – жухал польза – баяртлык Пырей – экэр пастух – хорч, хорг Пожлуйста – ажжмааур, ажжлгааур пасти – мал Племя – торем-кат получать, покар(я)ть – кыхуйлох Продовать – ном, юм получать – завах Перенос – сухрь прощлое – игэавах, поезд - катар
Р Ручей – жор размыв – бурал Ржавый – сухун река – туй Разорвал – дуулды развилка – дуул Рвать – урах, оолтуул робко – алдан Распахивать – распахлы род –торем Ребро – соел рост - олдук Рука – гар разве – елде Рот – ам рядом – эгэнлы Ряд – эгэ Родина – орон Роса – игдур рыба – цагыс Рукав – дэбэн рулон – озныгы Равнина – дзун развалина – тухум Ребята – хуухдууд растение – ургамом, ургамол Расвет – байна разный – янзын Решать – шийдвэр работа – цабалтуул Руль, ость телеги, вращающие колесо, диск - оохото Развлечение – аулдук, ощулдук резать – зусэх Рубить – хилсэх разгибать – шулухал Развивать – жегжул разгар – дунда Развал – эвдрэл разве – ужг Раздал – хэрул раздумье – бодохуй Разбираться – зусуна разлечить – танеж, таник Радость – хувахуй ранение – шархта Рыжий – зэрд расказ – ярцух Радость – боярт рыдать – уйылах Разложить – доротохуй рубаха – сюирли Радовой пол – сурэр разкрытый, початый – ангы Раздолье – калыхватуг разбирать – заамбраас Ради – тул разврат – м заамбул Радоваться – башыр-малдос равнина и РАВНО - быдыр Разливы – бурал раздолье чувств в чем то – буралон
С Соленый – бугут сочный – сиууст, слууст Свобода – гэлет, каз сап, сапит – сахум Свадьба – хурум способ – арга Свет – гэрэм сом – ёёрёё Изгиб - махад семя – тур, овс – эхэлт Стереть – сух сверх – гадур Седой – бурум слюна – щулс, тулс Семья – гербул, сербул сметана – зехи Слабый – талий сокращеный – эцкыл Слава – алдар сожать – туулгах Смять – унгы скопки – эстет – чекчил Собака – нхо содержать – тэжех Сок – олотум столб, стойка – дугрэн Стыд – ичгур смешно – изурип Солнце – хорс снаруже – толтол Сестра – эгч себя – биичи Сухой – хуурой сват – бииртай, баиртай Стены – талы свою – ейор Свой – ейорин страшный – талыхуун Смена – элж спуск – орох Счеты – сампин сегодня - енедер Стоя – сурэрг, супэрг скала – удэ Ствол – иш степень – олуруз Сердце – духр смерть – угутан Сахар – ущсур сокол – дзуфут Солод – бащнэрт слово – уг, оргос Сюжет – угозтрах сырой – найтон Стадо – лагытырми сыр – наргын Спирея – хуроюл составлят – изюруп Скопище – сутол сосед – тьангзуын Сук – мечир струна – руаканын Сумма – супруд старик – овчин Соленая грязь – сакыр согласен – ыгын Стать – озун специальность, чем занят человек – хуньги список – чар Снег – цас склон – сурен, гагы Серьга – ээмэг серый – саром Смелый – зориг сивый – хахдан, хохдан Смоч – мадун скупой – тутуюм Скакать – ху скука – салынадвир Сирень – ынысе отсюда – эрык Сюда – э самый – отуц, отуй Сквозь – арых слух – уцурхам Сколько – отчулан скоро – язырин Сила – бурун совершить – сымарик Свист – хуйэрлгэк совпасть – джилахальве Смыкаться – екин существенный – оулрум Седло – эмал, эмол сложный – яванг Считать – тоолоол средний – диди Свет – нонгой сила – бурун Слёт – цуглаан собка – дуэрэн, хал Скромный – чикилым стремится – уылиик Себе – ейда страна – улс Стол – арык сосед – урык Склад – толобас север – хазун, хагун Собор – биляр сено – овс Семень – овс-эхэлт счастье – куолы Союз – анты сопка – тэлэ Степь – оол страх – тепчетэле Сбруя – хазар сложный – яванг Сейчас – одоо собирать – согулухуй Случай – явдал седло – ээмэл Скула – шанаа соответствовать – зоохих Сидеть – ээмлы сложение – немегуй Снять – цаму стрелять – дудах, будах Словарь – оргосыныг счет – куулды Слов – оргос свития – тэгж Служба – эбрын
Т Терпеть – тевчих только – донгож Торговля – торг толк – ухвар Тетя – эвген тёс, стёс – захё Тяжко – гямьсаууд то же самое – тоежде Тесло – ооль течение – урсч Потихоньку – мутуний течь – уреах То – нол темя – далналар Только – завхен типчак – бэргу Тонуть - жывх тоска – гунигта Тут – уэр тотчас – абие – твой – жден Терять – гырх тихий – тунун Туловище – дэжил того – нолол Треугольник – набом, набон тебе – ибин Тратить – гыртухуй толстый – зузан Тропа – гзы топор – сох Тискать – сэнэт точка – тобло Тревога – завир труд – мёрлы Там -= донтэшгэ тяжко – шебилик Точно – зов теснина – хавцал Отсюда – лыгы телега – хэрэл Твердый – хатуулох тросник – сыелдыг Трава – мызыдрын тухлый – ярсон Твоих – тандыг таить – хайлох Тень – суудер тень – сууден Темно – харанхуй толк – ухвар Танец – бугжиг талый – гэсэн Трус – аймжа тронуть – хурес Топать – дэвсэх тьма – хархуй ТЫ – чи тянуть – гянгаах, гангаах Тягун – гангаахуй тело – бодис Туловище – ихбие торжество – углагын Тебе – ибин тина – замаг Тополь – чагыт тюльпан – ререг Трещина – траахыгдыз, траахыздыг тупой – махые Тянуть – гятам туда – тэшэд Теленок – тугал туча – уунэл, беол Тонуть – живэх терпение – тэсвэр Тесто – бууд талия – булхуус Терять – гээх теперь – едеоз, одооз Тень – турса тревога – тугшуд Только – зар травма – бэртэл Туда – толийн такой – тоожу Творог – ээзгий тыл – талд Тупой – мухар тормоз – хориг Заторможенный – хоригтрах точить – хурцлах Тем – чаалы табун – сурэг Труп – ухэр танец – нурылы, нурлы
У У – гад уловка – зальс Уборка – цэвэрлэгч ухо – толох, чух Уважение – хуныдлых упрямый – зорууд Указ – заромк умение – чадал Украсить – ковыл устный - амар Угроза – сурдук устать – ядрах Узор – хээ удар – цохих Ужас – айдая узел – уяс Учить - сурлыч улажить – хувтулд Удача – золтой уже – бур Укус – ходах ум – ухан Упряж – хёлёго управляющий – черин Убавить – хасах убивать – ылыш, ылыне Узко – ямата слушать – сээтолох Упряж – тоног уверено – итгэ Утро – уттоол уважать – наимых Удивлять – чайлах удачный – дыэлбины Умру – мулрун ум – ухон Угощать – зог удобно – эвтэйхэн Умный – сыркылы утес – хог Учить – сурлыч управлять – удырлага Уверен – ценсын успеть – завдось Утихнуть – намжим удой – сыыл Удобнее – бордоо удар – цохилт Убыток – гарз ухаб – хонхор Учение – сургахуйло устье – курюкта Угловой, залив, угл – булун усадьба огородная – аайчагын увлечь – занихорлы удой – саял удалить, вырезать живот – шикир, шикер удой – сыыл ухаб – хонхор уход – чилдыг укрыть – хуйхуйлох утес – хыд уход – агчилдак, агчилдлак услуга – бурдюмдос улица – уямайдан, улмайдан
Ф фамилия – овог фальшь – бялдук факт – рытмы фаза – уёб фантазичя – хууйн фарш – тарташи феномен – нуйрун физиономия – нуугур фиалетовый – агаан флаг – далбаа физичиский – босыны фраза – егулбэ фыркать – турчыг, турчы францыя – гааллы флора – аммагш, аймаг
Х
худой – эдэх хвалить – шайвах хищный – махчин хозяин – эзен хотя – явг хребет (гор) – хурал – уулч хотеть – хухэх Хурал – сход казаков, круг, казаков гуннов хохот – хохрон хранить - олу хромой – долотой ход – явах хребет – алтай холод – хуйтэн хлест – ташурда храбро – эрэл хлопок – оролдаон хочу – ащар хотеть – хусух худой – ээцэх холод – олдос хороший – хощма хомут – алос хвост – суул, суцл холоп – уйнус хруст – хруст хулить, осуждать – муушаал хватать – сиуах характер – заныгааг, заныгааги хлынуть – асгарах хлыст – ташур хмелеть – халах хомяк – ухэр холка – еэрвэ храп – хирях хорёк – хурен хрип – сонгон худший, хуже, неудача - бэтэр
Ц цвет – онго целовать – талах цветок – цэцэрлэг цена – цунд ценить – унилэх цапля – зэтэх целовать – унэсэх целый – дурэн, зорил, бухэл целомудриная повелительница княгиня – КАТЫН цель – будах цепь – чува, уува, цува центр – гов царапать – иылбалах целый – бутын
Ч Часть – алакта, байнга честно – унэр Что – бы – поутан ынз что – гэгэ (бо, б … -
|