Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ключевая цель Стратегии Казахстан-2030 остается прежней - наше государство к 2030 году должно войти в число наиболее развитых стран мира. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
И мы будем последовательно идти к этой великой цели нашего народа. В современном мире победа и успехи ожидают государства, которые внедрят инновации и достигнут инновационного лидерства. Поэтому Казахстан индустриальный должен стать Казахстаном инновационным. Мы должны стать страной, производящей высокотехнологичную продукцию, конкурентоспособную на ведущих мировых рынках. Одновременно стандарты жизни казахстанцев должны быть подняты до уровня передовых стран мира. Но для достижения всех этих целей нужно помнить о " трех китах", на которых основано не только наше сегодняшнее, но и будущее благополучие страны. Это - вера и доверие народа. Это - высокий уровень развития человеческого капитала. Это - внутриполитическая стабильность и национальное единство. И мы должны все вместе сохранить эти ключевые ценности и национальные достояния, которые составляют основу процветания страны. 4.Деятельность органов внутренних дел Республики Казахстан по реализации долгосрочных приоритетов Стратегии " Казахстан-2030" На первом этапе становления нашего независимого государства органы внутренних дел и вся система уголовной юстиции Казахстана столкнулись с заметным ростом преступности, обусловленным, прежде всего, негативными последствиями развала прежней советской системы экономических и социально-политических отношений, издержками реформ и определенной деморализацией общества переходного периода. " Болезненный переход от командной к рыночной экономике, - подчеркивается в Стратегии " Казахстан-2030", - породил острые, доселе не известные нам в таких масштабах проблемы бедности и безработицы. Они создают питательную почву преступности, наркомании, порождают общественную депрессию и наращивают потенциал общественной нестабильности". В условиях кардинальных и стремительных изменений, происходивших практически во всех сферах жизни общества, необходимо было осуществить глубокую структурную и качественную реформу всей правоохранительной системы. Сделать это было не просто. Отсутствовала надлежащая законодательная и нормативная правовая база, органы внутренних дел по известным причинам покинули сотни высококвалифицированных и опытных работников, ситуацию усугубляло отсутствие денежных средств, не говоря уже о финансировании развития, их едва хватало на выплату заработной платы сотрудников. Между тем, требовали к себе повышенного внимания совершенно новые для нашего общества явления в криминальной сфере: рэкет и вымогательство, " заказные" убийства и похищения людей с целью получения выкупа, теневая экономика, широкие масштабы незаконного расходования бюджетных средств, организованная преступность и коррупция. Преступления стали приобретать более дерзкий и жестокий характер, все чаще совершались с применением оружия. Наметился устойчивый рост преступлений, связанных с незаконным оборотом и употреблением наркотиков. В этих непростых условиях органами внутренних дел Казахстана осуществлялась активная деятельность по борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности и правопорядка. В условиях политической стабильности уже в середине 90-х годов удалось добиться заметной стабилизации криминогенной обстановки. Менялись формы и методы работы полиции. Концентрация усилий на наиболее важных направлениях борьбы с преступностью, проведение целенаправленных и широкомасштабных оперативно-профилактических мероприятий с максимальным использованием имеющихся сил и средств, укрепление низовых подразделений за счет сокращения управленческого персонала позволили добиться существенного сокращения количества совершаемых преступлений. Так, если в 1993 году, когда был отмечен самый высокий уровень преступности, в стране было зарегистрировано 175 тысяч преступлений по линии криминальной полиции, то в последние годы их количество неуклонно сокращалось и в 2001 году составило 124, 7 тысяч.Важное значение в соответствии со Стратегией " Казахстан - 2030" стало придаваться формированию положительной общественной репутации органов внутренних дел. С этой целью осуществляется постоянный мониторинг общественного мнения, по результатам которого принимаются конкретные управленческие решения. Проводится большая работа по информированию населения о деятельности полиции, в средствах массовой информации публикуются материалы, призванные обращать внимание общественности на различные проблемы укрепления правопорядка и предотвращения преступлений.Одним из ведущих приоритетов национальной безопасности в Стратегии " Казахстан - 2030" выдвинута сильная миграционная политика. В ее реализации существенную роль играет МВД. Служба паспортной и визовой работы МВД успешно решила задачу документирования населения суверенного Казахстана. С учетом новых требований совершенствовались законодательство и правоприменительная практика. Вместе с тем, с конца прошлого века республика столкнулась с проблемой массовой миграции. Органы внутренних дел ежегодно регистрируют более 100 тысяч иностранцев. Данная проблема приобрела особую актуальность в связи со сложной обстановкой, сложившейся в центрально-азиатском регионе. Поэтому в июле 1999 года паспортно-визовая служба МВД была реорганизована в службу миграционной полиции, призванную осуществлять контроль за въездом в страну иностранных граждан и соблюдением ими правил пребывания в ней. Важнейшей задачей этого подразделения МВД является борьба с незаконной миграцией. Обеспечению национальной безопасности отвечают и меры по повышению уровня профессиональной подготовки и боевой готовности внутренних войск МВД, созданных согласно Указу Президента Республики Казахстан в 1992 году. В последние годы правительство страны уделяет большое внимание укреплению материально-технической базы внутренних войск. Совершенствуется система управления частями и соединениями, формируется профессиональное ядро офицерского состава, ряды которого начали пополнять выпускники Петропавловского высшего военного училища МВД. МВД располагает целой сетью учебных заведений, что позволяет вести целенаправленную подготовку кадров для основных служб и регулярно повышать квалификацию действующих сотрудников. Кандидаты на службу в органы внутренних дел на должности рядового и младшего начальствующего состава проходят обязательный курс обучения в училищах, созданных во всех областных центрах. Ежегодно во все регионы и подразделения направляются на службу выпускники четырех юридических колледжей, двух институтов и Академии МВД. В этих учебных заведениях трудится немало высококвалифицированных специалистов, 145 из которых имеют различные ученые степени и звания. На рациональное распределение и использование имеющегося кадрового потенциала, исключение дублирования и параллелизма в работе, формирование структуры органов внутренних дел, отвечающей требованиям времени, были направлены все организационные изменения, осуществленные в указанный период. Остановимся более подробно на некоторых из них. В связи с образованием Комитета налоговой полиции в составе министерства финансов (ныне Агентство финансовой полиции РК) в МВД на базе прежнего департамента экономической полиции в июле 1998 года была создана специализированная служба (Девятый департамент), на которую возложена функция предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия коррупционных преступлений. Девятый департамент также осуществляет координацию борьбы с экономическими преступлениями, отнесенными к подследственности органов внутренних дел. Это направление работы рассматривается как одно из наиболее важных, поскольку экономическая преступность является базой организованной преступности. К тому же, доля экономической преступности, по мнению специалистов, будет неуклонно возрастать. В странах с развитой рыночной экономикой львиная доля преступлений совершается именно в сфере экономики. Мы должны быть готовы к этому.Чтобы придать системный характер борьбе с незаконным оборотом наркотиков, на базе управления по контролю за распространением наркотических средств и сильнодействующих веществ МВД и управления по расследованию преступлений, связанных с наркотиками, бывшего Государственного следственного комитета было образовано Главное управление по борьбе с наркобизнесом в составе департамента криминальной полиции МВД. Ныне это самостоятельный департамент со своими структурными подразделениями на местах, основные усилия которых направлены на выявление и пресечение фактов сбыта, контрабанды и транзита наркотиков.Успешное решение задач, определенных общенациональной Стратегией борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2001- 2005 годы, утвержденной Указом Главы государства Н.А. Назарбаева от 16 мая 2000 года, позволит предотвратить опасность, нависшую над страной. Для этого необходимо объединение усилий всех государственных и общественных институтов. Развернув активную работу по профилактике и лечению наркомании, мы должны придать масштабный и эффективный характер мерам прямого противодействия наркобизнесу во всех его проявлениях.Возвращение МВД в конце 1997 года функций расследования преступлений, находившихся ранее в ведении ГСК, выдвинуло на первый план проблему дальнейшего совершенствования следствия и дознания. Введение особого производства, предполагающего возбуждение уголовных дел с начала производства дознания, а не по его завершению, существенно расширило возможности соблюдения прав обвиняемых. Меры по укреплению службы дознания наряду с повышением требований к соблюдению законности позволили сократить количество возвращенных на дополнительное расследование дел с 2475 в 1997 до 825 в 2001. Сегодня в суды направляются 90 процентов оконченных дознавателями дел. Это самый высокий показатель за последние 10 лет. Следует отметить, что расширение компетенции службы дознания органов внутренних дел позволило освободить следователей от расследования преступлений, не представляющих особой сложности, и сосредоточить их усилия на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений. Удалось достичь лучшей за последние годы результативности следственной работы по оконченным уголовным делам. В 2001 году следователями органов внутренних дел направлено в суды 91, 5 процента уголовных дел от числа оконченных. Уменьшилось в два раза по сравнению с 1997 годом количество уголовных дел, возвращенных на дополнительное расследование. Существенное влияние на улучшение показателей работы следственных подразделений органов внутренних дел оказало повсеместное введение специализации следователей.Коренные преобразования, осуществляемые в органах внутренних дел, коснулись и пенитенциарной системы. Была проделана большая работа по улучшению порядка и условий содержания осужденных, приближение их к международным нормам и стандартам. В соответствии с Государственной программой правовой реформы и с целью отделения полицейских функций от функций исполнения наказаний пенитенциарная система передана с 1 января 2002 года в ведение Министерства юстиции. 5.Первые итоги реализации стратегии «Казахстан 2030» Любое государство, переживающее системную трансформацию, нуждается в определении основных ориентиров своего развития. Важно в начале пути обозначить направления и векторы движения, определить свою позицию по главным вопросам. При этом стране необходимо выразить свою точку зрения именно с позиций независимой государственности и национальных интересов. Без подобной комплексной программы движение вперед оказывается проблематичным.Долгосрочные программы развития принимаются, как правило, в переломные моменты истории, когда общество переживает кардинальные изменения сложившихся жизненных устоев. При этом успех любого начинания во многом зависит от готовности граждан принять его, понять, что оно несет в себе и какой отдачи требует. Современная история знает немало примеров модернизационного рывка, когда страны, находящиеся на периферии мировой экономики и политики, за несколько десятилетий становились весомыми игроками на международной арене: Япония, Китай, Сингапур, Южная Корея и т.д.Между тем в 1997 году экономика Казахстана переживала трудный период своего развития. Азиатский финансовый кризис 1997–1998 годов и последовавший вслед за ним кризис в России оказали негативное влияние на развитие экономики Казахстана. Рост ВВП по итогам 1997 года составлял только 1, 7%, уровень инфляции измерялся двузначной цифрой, наблюдался высокий дефицит бюджета. В расчете на душу населения ВВП в 1997 году составлял 1445, 9 доллара США и по классификации Всемирного банка Казахстан относился к нижней группе стран со средним уровнем дохода. В списке из 211 стран мира Казахстан по итогам 1997 года по уровню ВВП на душу населения занимал 119-е место. Наличие значительного дефицита государственного бюджета и низкого уровня благосостояния граждан являлось одной из причин низкого уровня внутренних сбережений в экономике – всего 16% к ВВП. В то же время в мире уровень сбережений в среднем составлял 23, 8%, в странах с переходной экономикой – 20, 1%, а в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии уровень сбережений превышал показатели Казахстана в два раза и доходил до 32, 3%.Так, если данный показатель для Казахстана в 1997 году составил только 3, 1% к ВВП, то средний показатель для развивающихся стран составлял 22, 3%, а для развитых стран – 63, 7%. В то же время по коэффициенту «открытости торговли», который измеряется как отношение суммы экспорта и импорта товаров и услуг к ВВП, показатели Казахстана были довольно высокими. Несмотря на завершение в целом процесса приватизации, доля государственной собственности в валовой добавленной стоимости в Казахстане оставалась довольно высокой и составляла 28, 1%. При этом доля малых предприятий в ВВП была незначительной и составляла только 7%, тогда как в развитых странах она доходит в среднем до 40–50%. За прошедший с 1997 года период в экономике Казахстана произошли значительные позитивные изменения. Благодаря целеустремленному проведению экономических реформ, созданию благоприятного инвестиционного климата, обеспечению стабильности в обществе Казахстан стал одним из мировых лидеров по темпам экономического роста. По размеру ВВП на душу населения Казахстан по класссификации Всемирного банка вошел в верхнюю группу стран со средним уровнем дохода и в списке из 211 стран мира переместился на 88-ю позицию, обогнав такие страны, как Сербия, Болгария, и вплотную приблизился к таким странам, как Турция, Бразилия, Малайзия.Достижение высоких темпов роста экономики стало возможным благодаря слаженной работе всех отраслей экономики. Высокие темпы роста были достигнуты как в производстве товаров, так и в производстве услуг. Особое внимание правительством и Национальным банком уделялось вопросам сохранения макроэкономической стабильности, которая является одним из главных условий успешного развития частного сектора и обеспечения высоких темпов экономического роста. Благодаря проведению взвешенной фискальной, денежно-кредитной и курсовой политики удалось снизить уровень инфляции и поддерживать его на уровне 6–8%, что является приемлемым показателем для развивающихся стран.Проведенная работа, произошедшие позитивные перемены в политической, экономической и социальной сферах доказывают правильность выбранных страной долгосрочных приоритетов и создают предпосылки для дальнейшего развития Казахстана как процветающего государства, обеспечивающего благосостояние своих граждан. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Стратегия " Казахстан-2030" стала для Казахстана чем-то большим, нежели очередным планом развития. Судя по результатам, можно говорить, что это было обусловлено ее своевременностью и адекватностью концепции, которая была заложена в данном документе. Действие стратегии выразилось прежде всего в изменении характера работы госорганов, которые вынуждены были перестраиваться в соответствии с новыми требованиями. Деятельность государства стала более прозрачной, в том числе для партнеров Казахстана, что существенно активизировало его взаимодействие с международными организациями Следует отметить, что " Стратегия-2030" стала первым опытом для стран СНГ. До Нурсултана Назарбаева ни один из постсоветских лидеров не прибегнул к созданию долгосрочной стратегии для выстраивания модернизационной модели государства. Возможно, политики опасались ассоциаций с плановой экономикой советской эпохи. Возможно, просто не были уверены в собственных силах и способностях претворить в жизнь хотя бы часть своих программных обещаний. . литература: 1. «Долгосрочна стратегия развития Казахстана «Казахстан 2030» 2. Интернет сайты.
|