Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальные страховочные системы (ИСС)






 

ИСС, или обвязка, являются первым элементом, соединяющим тело работающего на высотном объекте с остальными звеньями страховочной цепи. Исходя из назначения ИСС, можно сформулировать общие требования к их конструкциям.

  • В случае неконтролируемого зависания (например, срыва и падения), система должна обеспечивать физиологичное положение тела – вверх головой. Это возможно тогда, когда точка закрепления веревки к ИСС находится выше центра тяжести тела с учетом переносимого груза, его величины и расположения. Обычно эта точка находится в нижней части грудины. Варианты точки прикрепления веревки представлены на рис.17. На первых двух позициях она расположена ниже центра тяжести тела, что может привести к зависанию вниз головой в случае неконтролируемого падения при срыве.

Рис. 17

 

  • При задержании сорвавшегося система должна обеспечивать максимально щадящую передачу усилия рывка на тело, с учётом биомеханических явлений, происходящих в момент рывка. На левой позиции (рис.18) положение системы на теле таково, что при рывке возникают колебания нижних конечностей, уменьшающие воздействие рывка на тело, чего не наблюдается при использовании ИСС другой конструкции (правая позиция). Пунктирная линия на рис. 5 проходит через центр тяжести тела.

Рис. 18

 

  • При длительном зависании система должна создавать комфортные, эргономичные условия висения, не создавая проблем для функционирования кровеносной системы.
  • В некоторых случаях система должна предоставлять возможность удобного зависания в необычных позах – например, в положении, близком к горизонтальному, либо наоборот, в строго вертикальном положении при спуске или подъеме через сужения. Такие системы должны иметь несколько точек подвески работающего на высоте (в современных разработках – до 7).
  • Кроме того, система должна быть легкой, удобной для надевания, регулируемой по размеру, удобной для осмотра, абразивно-стойкой и т.д.

Конечно, можно воплотить все эти принципы в одной конструкции. Но нужно ли? В настоящее время ИСС конструируются в зависимости от области применения – от спортивных видов до промальпа, спасательных работ и действий спецподразделений.

Первые ИСС – это, пожалуй, пожарные пояса, которыми огнеборцы пользуются уже не первый век. Такими поясами, не отвечающими требованиям времени, снабжаются наши пожарные и поныне.

Альпинисты, используя веревку, прикреплялись к ней при помощи специальных узлов, завязываемых на самой веревке. Обычно это была петля вокруг груди с поддерживающими плечевыми лямками. Такая система получила название «грудная обвязка» (отсюда второе наименование ИСС – «обвязка»). На грудной обвязке можно было провисеть лишь несколько минут. По мере усложнения маршрутов обвязки получали дальнейшее развитие – появились «беседки» - поясной ремень с двумя петлями для бедер. Это уже прообраз современных ИСС. Если правильно сблокировать грудную обвязку и беседку при помощи отрезка основной веревки, полученная система будет отвечать большинству требований, предъявляемых к ИСС.

Современное развитие конструкций ИСС связано со специализацией обвязок применительно к различным областям деятельности человека на высотных объектах, причем во многих случаях используются только беседки. Это стало возможным как за счет усовершенствованных конструкций беседок, так и за счет развития страховочной элементной базы, особенно веревок. Обвязки, разработанные для скалолазания и альпинизма, близки по конструкциям и в большинстве своем могут использоваться в обеих областях. Если при достаточно крутых маршрутах груз приходится перетаскивать не на подвеске, а на спине, грудная часть обвязки будет не лишней. Обвязки (беседки) для спелеологии и каньонинга делаются из абразивно-стойких материалов, они не имеют регулировочных пряжек на «габаритных» частях тела (например, бедрах, определяющих возможности тела по прохождению узких лазов).

Профессиональные ИСС разработаны для промальпинистов, спасателей, спецназа. Они отвечают практически всем требованиям, предъявляемым к обвязкам, кроме, пожалуй, одного – веса.

Классическая альпинистская ИСС обычно состоит из 2-х отдельных частей – грудной обвязки и беседки. Грудная обвязка изготавливается в виде широкого пояса с регулирующими пряжками и двумя силовыми петлями и снабжена плечиками. Беседка также имеет широкий регулируемый пояс, силовую петлю для подсоединения веревки и две бедренные петли. Пояса изготавливаются из синтетической тесьмы шириной не менее 43 мм (стандарт УИАА). Все соединения поясов прошиваются прочными нитями специальными швами. Нити должны быть контрастными по отношению к цвету пояса для удобства контроля шва во время эксплуатации системы. Грудная обвязка и беседка блокируются друг с другом отрезком основной веревки специальными узлами (см. Приложение 2), образующими две петли, в виде восьмерки. Страховочная веревка включается в обе эти петли

Использование для блокировки частей ИСС карабинов не рекомендовано, кроме специальном для этих целей разработанных. Размер петель, сформированных блокирующим узлом, должен быть таким, чтобы свободно «сидящий» в беседке человек был наклонен к вертикали под углом ~20º (расстояние «веревка – лицо» ~ 30 см). При этих условиях в момент рывка грудная обвязка возьмет на себя ~1/3 нагрузки, а беседка – остальное. При этом следует иметь в виду, что рывок, приложенный к грудной обвязке, ведет к растяжению позвоночника, а будучи приложенным к беседке – к его сжатию. При таком распределении нагрузки при рывке сорвавшийся может выдержать рывок в 400-600 кГ. После окончания рывка вес тела прилагается к беседке.

Люди, профессионально занимающиеся работой на высотных объектах (промальпинисты, спасатели), довольно широко используют «спортивные» обвязки, хотя они не полностью отвечают требованиям профессии.

Ряд фирм в России и за рубежом разрабатывают специальные ИСС, предназначенные для спасателей и промальпинистов. Конструктивно одни из них состоят из постоянно сблокированных верхней и нижней частей обвязки, другие имеют «архитектуру», близкую к классике – верхняя грудная обвязка и беседка, сблокированные специальными ремнями. Такая структура позволяет пользоваться частями обвязки раздельно и совместно. На рисунке 19 показана одна из таких систем.

 

Рис. 19

 

Большинство профессиональных ИСС имеют примерно ту же конфигурацию, что и описанные выше. Есть системы не столь универсальные, узкоспециализированные, удобные для выполнения ограниченного числа операций.

ИСС в большинстве своем имеют регулировки размеров, для чего используются пряжки различного принципа действия. Некоторые ИСС для спасателей снабжены пряжками быстрого застегивания для оперативного надевания системы. Если вы знакомитесь с новой для вас страховочной системой, внимательно изучите инструкцию, особенно принцип работы пряжек – это жизненно важно!

При необходимости длительного зависания на рабочем месте многие отечественные и зарубежные фирмы выпускают так называемые «сидушки» – жесткие подвесные скамеечки. Большинство наших промальпинистов пользуются такими самодельными приспособлениями. Фирменные подвесные устройства изготавливаются либо как дополнение к обычной страховочной системе, либо как самостоятельная страховочно-подвесная система (Рис. 20).

 

Рис. 20

 

Заслуживают внимания системы быстроодеваемых бедренных колец, совмещаемых со стандартным поясом пожарного. Эти несложные и недорогие устройства существенно расширяют возможности пожарного-спасателя при работе на отвесах.

Особое место среди страховочных систем занимают системы для пострадавших (их правильнее назвать подвесными системами). Такие системы должны быть безопасными, простыми по устройству и доступными для использования непрофессионалами.

Есть подвесные системы, сделанные из ремней, подобно ИСС, но более простые и выполняющие одну задачу – надежное и быстрое закрепление пострадавшего для его эвакуации. Примером может служить одна из разработок ООО «Снаряжение». Набедренное кольцо (одно!) объединено с грудным поясом, к которому прикрепляется спусковое устройство или транспортировочная веревка (рис. 21). Всё объединяется простыми застёжками.

 

Рис. 21

 

Другое направление подвесных систем – так называемые спасательные треугольники («косынки»). Полотнище в виде равностороннего треугольника из прочного материала обшито по периметру и внутри укрепляющими лентами. В каждом углу ленты образуют петли разной длины для удобства подвески людей разного роста. Острый угол заводится между ног эвакуируемого, два других – подмышками. Петли состегиваются карабином, к которому крепится веревка. В некоторых конструкциях предусматриваются ленточные плечики. Для пожарных-спасателей треугольники должны быть выполнены из неплавящегося при повышенных температурах материала (например, хлопчатобумажный брезент), а укрепляющие ленты – из кевлара.

 

 

Рис. 22

 

По правилам УИАА ИСС, будучи надетыми на манекен, должны выдерживать нагрузку 1600 кг в течение 5 мин, а при висе вниз головой – 1200 кГ. Проверка работоспособности ИСС перед каждым использованием производится визуально – определяется наличие надрывов силовых частей системы, целостность швов. Загрязнения, химические и абразивные, влияют на прочность ремней обвязки точно также как на веревку. Поэтому уход за обвязками предусматривает те же операции что и при уходе за веревкой.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал