![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современное состояние профориентации в России
В 90-е годы в стране сложилась система профориентационной поддержки населения, ориентированная на разные категории населения от школьников до взрослых людей. Создаваемые центры и службы хорошо финансировались, активно осваивались хорошо себя зарекомендовавшие на практике зарубежные технологии, велась научно-методическая работа, оригинальные диагностические и активизирующие методики разрабатывались отечественными специалистами, была создана система подготовки и повышения квалификации профконсультантов. В начале XXI века в связи со значительным сокращением финансирования из государственного бюджета многие психологические центры и центры профессиональной ориентации были закрыты или вынуждены перейти на оказание платных услуг. Это привело к значительному сворачиванию профориентационной работы. Государство практически сняло с себя всякую ответственность за профориентацию и психологическую поддержку населения, хотя в отдельных регионах, например, в Москве и Московской области сохранились и в целом успешно развиваются отдельные центры профориентации, находящиеся на содержании региональных бюджетов. В настоящее время профориентационные услуги наряду с помощью в поиске места работы и трудоустройстве оказывают подразделения (департаменты, службы) Министерства труда и занятости РФ. В последнее время профконсультанты Минтруда стали проводить работу и со школьниками (мониторинг профессиональных предпочтений и планов, ярмарки профессий, индивидуальнее и групповые консультации), однако достаточно часто имеющиеся средства расходуются нерационально, масштабность проводимых мероприятий оборачивается их низкой эффективностью. Профориентационные услуги предоставляются также на платной основе в коммерческих центрах (например, Лаборатория «Гуманитарные технологии» – https://www.ht.ru/cms/). Проводится профориентационная работа в образовательных учреждениях и профессиональных учебных заведениях. В обязанности школьной психологической службы вменены обязанности заниматься профориентацией, однако эта работа выполняется формально, часто по собственной инициативе или по инициативе администрации, хотя реально в школе гораздо больше возможностей для систематической, глубокой профориентационной работы с учащимися. Отмечается, что педагоги-психологи мало обеспечены необходимыми средствами, методиками и информационными материалами, необходимыми для полноценной профориентационной работы. В силу этих обстоятельств профессиональное самоопределение выпускников школ происходит стихийно, без участия специалистов. В обязанности специалистов служб занятости в настоящее время входит также проведение профориентационной работы со школьниками, однако стоит признать, что сложнейшие проблемы самоопределения приходится решать в спешке и часто специалисты не имеют достаточной квалификации для работы со школьниками. Профессиональные учебные заведения только в последнее время стали проявлять заинтересованность в профориентации в условиях обостряющейся конкуренции профессиональных учебных заведений между собой за привлечение к поступлению абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ и мотивированных на получение профессии. Повысился и интерес вузов в эффективном трудоустройстве и успешной карьере своих выпускников в связи с новыми требованиями к показателям эффективности работы учебных заведений. Благополучие, а зачастую и выживание вуза, финансирование и количество преподавательских ставок зависит от того, сколько студентов принято на обучение. Перспективы развития школьной профориентации связываются с появлением Концепции модернизации российского образования. Приоритетным направлением Концепции является введение профильного обучения в старшей школе. Цель профильного обучения – профессиональная ориентация учащихся, подготовка к получению профессионального образования. Ожидается, что реализации положений концепции сделает востребованным весь арсенал методических средств профессиональной ориентации (психодиагностика, профессиональное консультирование, тренинги, активизирующие методы) и позволит организовать профориентационную работу в школе на систематической основе, позволяющей обеспечивать постоянное сопровождение процесса самоопределения школьников.
Вопросы по теме 1. Каковы основные достижения профориентации в России в 20–30 годы? Каким образом развитие профориентации в этот период было связано с государственной идеологией? 2. Какой вклад в развитие профориентации в нашей стране внесли труды Е.А. Климова? 3. Дайте краткую характеристику развитию профориентации в нашей стране в 70-е, 80-е и 90-е годы. 4. Каким образом переход к рыночной экономике повлиял на развитие системы профориентации в России? 5. Какие периоды в истории развития профориентации в нашей стране были наиболее благоприятными для ее развития? Какие наименее благоприятными? 6. Каким образом была организована работа региональных центров профориентации в 80-е годы XX века в нашей стране? 7. Каковы особенности организации профориентационной работы со школьниками в США и Японии? В других развитых странах. Для ответа на вопрос используйте Интернет источники. 8. Охарактеризуйте состояние профориентации в России на современном этапе. Каким образом изменения в системе образования связаны с развитием профориентации?
Литература по теме
1. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1992. 2. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. 3. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. М., Изд-во: Речь, 2006. Вопросы для самопроверки (??)История возникновения и развитие профориентации(??) (??)Возникновение профориентации связывают с именами (!)А.Х. Мюнстерберг (!)Б.Ф. Парсонс (?)В.Д. Сьюпер (?)Г.Д. Голланд (??)Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», запретившее психотехнику и педологию вышло (?)в 1946 году (?)в 1930году (?)в 1926 году (!)в 1936 году (??)Возрождение профориентации в СССР в 70-х годах связано с именем (!)Климова Е.А. (?)Пряжникова Н.С. (?)Гуревича К.М. (?)Забродина Ю.М. (??)В 80-е годы в качестве обязательного предмета для школьников был введен курс: (?)«Технология поиска работы» (!)«Основы производства. Выбор профессии» (?)«Профориентация» (?)«В поисках себя» (??)Содержание курса «Развитие карьеры», который преподается в школах США направлено (исключите неверный вариант) (?)Самопознание (?)Знакомство с возможностями образования и профессиями (!)Профессиональные пробы (?)Планирование карьеры (??)К развитию профориентации в нашей стране имеет отношение возникшие в начале двадцатого века области психологического знания: (?)Психологика и педагогика (?)Психотехника и психомеханика (!)Педология и психотехника (?)Педография и психотехника
Тема для дискуссии: «Специалист современности» Посмотрите видеозапись лекции Алтухова В.В. Согласны ли вы с лектором? Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать «специалист современности»?
https://univertv.ru/video/psihologiya/socialnaya_psihologiya/lekciya_proforientaciya_vzglyady_tehnologii_koncepcii/istoriya_razvitiya_proforientacii_lekciya_proforientaciya_vzglyady_tehnologii_koncepcii_ch1/ Алтухов В.В. психолог-консультант, руководитель научно-методического Центра тестирования «Гуманитарные технологии» История развития профориентации. В.В. Алтухов рассказывает о том, как в обществе появилась необходимость выбирать профессию, как выглядит современный специалист и о роли профориентации в современном обществе. 1. Каким образом профориентация связана с развитием общества? 2. Какими чертами обладает «специалист современности»? 3. Что определяет выбор профессии в жизни современного человека?
|