![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профориентация как система
Система профориентации может рассматриваться как последовательная и закономерная смена этапов работы на разных стадиях становления профессионала и как ряд направлений работы (профессиональное информирование и воспитание, профессиональное консультирование, профотбор и профподбор, профессиональная адаптация), которые также часто представляются в виде последовательности этапов. Все компоненты системы профориентации нацелены на решение одной задачи: оказание помощи человеку в процессе профессионального самоопределения с учетом его интересов и интересов общества. В идеале профориентация должна носить комплексный и многоступенчатый характер, сопровождать человека в ходе его обучения и профессионального становления. Необходимость системного видения профориентации определяется: – сложностью строения субъекта профессионального самоопределения и как следствие многообразием и масштабностью задач по его формированию, – длительностью процесса профессионального самоопределения, охватывающего период от начала школьного обучения до выхода на пенсию. – многообразием факторов, оказывающих влияние на выбор профессии и требующих учета при принятии решений, – заинтересованностью в определенных результатах профориентационной работы различных государственных организаций, учреждений образования, социальных институтов (семья) и необходимостью согласования усилий между всеми субъектами профориентации. Профориентация как система предполагает взаимодействие основных ее элементов: семьи, школы, профессиональных учебных заведений, организаций и предприятий, центров досуга, домов детского творчества, библиотек, медицинских и правоохранительных учреждений, средств массовой информации, органов власти, психологических центров и служб занятости населения. Каждый из компонентов выполняет свои частные задачи, объединенные общей целью. Координатором работы в регионе может быть региональные центры профориентации или службы занятости. К сожалению, реальное положение профориентации в настоящее время в стране далеко от идеального. Системная профориентационная работа почти не ведется, этапы выступают как самостоятельные профориентационные программы, а работу в каждом из направлений подчас осуществляют различные организации и учреждения. Например, профессиональное информирование целиком и полностью осуществляется СМИ, профессиональная адаптация, как правило, осуществляется в трудовом коллективе. Профориентационная работа носит зачастую частный характер, проводится по инициативе лишь лично заинтересованных специалистов.
|