Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура личности. Различают статистическую и динамическую структуры личности






Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Первоначально остановимся на проблеме генезиса визуальной культуры личности как явления, входящего в группу психических явлений. Рассматривая процесс развития и формирования человека в его истории, Л. С. Выготский определяет его как диалектическое взаимодействие потребностей и способностей с культурно-историческими условиями его существования. Ведущим фактором выступает здесь деятельность человека и средства ее осу-

ществления. От своих исторических предшественников человек отличается способностью через высокоорганизованную перцепцию фиксировать в памяти способы изготовления и использования различных орудий труда, а благодаря интеллектуальным возможностям — преобразовывать получаемое знание, вычленяя в нем основное, важное, главное. Этот процесс получил название интериоризации и фактически объяснял связь предметности окружающего материального мира и образности психической сферы человека.

Квинтэссенцией процесса исторического развития Л. С. Выготский считает этап овладения человеком знаковой формы познания, в которой первоначально фиксируется способность отражать природные явления, а затем — способность порождать знаки искусственные, культурные. «Знак, или вспомогательное средство культурного приема, — пишет Л. С. Выготский, — образует структурный и функциональный центр, который определяет состав и относительное значение каждого частного процесса. Включение в какой-либо процесс знака, с помощью которого он осуществляется, перестраивает весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции» [10, с. 64].

В знаковой форме фиксируется человечеством и социально-исторический опыт освоения окружающего мира. Выготский отмечает, что «первоначальной формой господства над памятью являются знаки, употребляемые не столько для себя, сколько для других, с социальными целями, которые только впоследствии становятся знаками для себя» [9, с. 94]. А. Н. Леонтьев, поддерживая Выготского, пишет, что «...основу познавательных процессов составляет не индивидуальная практика субъекта, а совокупность " человеческой практики", поэтому не только мышление, но и восприятие человека в огромной степени превосходят своим богатством отно-

сительную бедность его личного опыта» [22, с. 43]. А исследовавший глубокие мозговые процессы и влияние культуры на развитие новых функциональных систем А. Р. Лурия в своих работах показал, что «общественные формы жизни заставляют мозг работать по-новому, приводят к возникновению качественно новых функциональных систем, и именно они являются предметом психологической науки» [25, с. 71]. Эти положения в полной мере могут быть отнесены и к визуальной культуре в частности. Данные по влиянию выработанных в определенной культуре способов восприятия предметов мы находим и в работах А. Н. Леонтьева [22], когда он говорит о важности культурных приемов восприятия определенных предметов. Это показано и в трудах А. В. Запорожца и его сотрудников [16], где показана важность использования заданного эталона в развитии перцептивных возможностей детей.

О необходимости использования особых приемов восприятия текста, выработанных в культурах с альфабетическим и доальфа-бетическим видом письменности, указывает Б. Г. Ананьев [3]. При этом важно отметить, что не только в культуре обыденного существования отмечена важность выработки определенных способов восприятия, это характерно и для сферы научной деятельности, где могут в определенные временные периоды доминировать определенные способы восприятия и понимания действительности. Следовательно, можно говорить о выделении визуальной культуры личности как сферы психологического исследования, источником овладения ею является социальный опыт предыдущих поколений, она проявляется в совокупности созданных в системе человеческой культуры приемов перцептивного отражения мира.

Важным для нас в рассматриваемых подходах к пониманию культуры является не столько фиксация различий, сколько поиск общего. Это общее заключается в том, что в рассматриваемых подходах:

- фиксируются различные формы активности человека, проявляющиеся в передаче от человека к человеку усложняющейся человеческой деятельности и поведения от конкретно-предметной до ментальной, от индивидуальной до социальной;

- констатируется, что культура связана с удовлетворением определенных потребностей общества и человека;

- акцентируется важность технологического компонента культуры как системы выработанных и аккумулированных в социальном опыте средств, направленных на достижение поставленных целей;

- выявляется механизм трансляции достижений культуры как совокупности социального опыта человечества в культуру отдельной личности;

- демонстрируется, что визуальная культура личности, проявляющаяся в усвоении выработанных в культуре приемов переработки зрительно воспринимаемой информации, может быть включена в структуру психологической культуры и, имея общий источник и механизмы происхождения, обладает особенностями строения и функционирования.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

 

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализацииучреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал