Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Препятствия на пути к профессионализму. Профессиональные деформации личности. Личностные деформации.






Профессиональное старение, профессиональные деформации личности и профессиональные заболевания.

Рассмотрим общие направления нарушения профессионального развития и его конкретные варианты, связанные со старением человека, появлением негативных качеств личности под влиянием особых условий деятельности и перегрузок.

В трудах Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурии, С.Я. Рубинштейна, Г.Е. Сухаревой, В.В. Лебединского и других выявлены общие тенденции нарушений в психическом развитии в онтогенезе (что получило название дизонтогенеза). Обобщая эти исследования, один из авторов выделяет следующие варианты психического дизонтогенеза:

– отставание развития (недоразвитие, задержанное развитие), например, вследствие болезней, неблагоприятных условий воспитания;

– диспропорциональность (асинхрония) развития: искаженное и дисгармоничное развитие, например, состоящее в отставании одних систем при ускорении развития других;

– «поломка», выпадение отдельных функций: поврежденное и дефицитарное развитие, например, при нарушении отдельных анализаторов – зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.

Труд в целом положительно воздействует на человека и его личность, но в неблагоприятных условиях труда (перенапряжение нервной системы и двигательного аппарата, психотравмирующие факты, перегрузки, резкие изменения режима работы, монотонные условия труда, плохой психологический климат и конфликтная обстановка, плохие условия труда – недостаточное освещение, шумы, вибрации, производственная пыль и др.) могут возникнуть различные нарушения в профессиональном развитии, деформации и даже профессиональные болезни.

Неблагоприятное протекание профессионального развития проявляется внешне в снижении:

· производительности труда;

· работоспособности;

· трудоспособности человека;

· в негативных изменениях психических качеств человека, в утрате ценностных ориентации в труде.

Нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса:

– профессиональную деятельность;

- личность профессионала;

- профессиональное общение.

Так, психологически полная профессиональная деятельность выражается в том, что человек как:

· субъект труда самостоятельно целеполагает, самостоятельно ставит профессиональные задачи;

· достигает в профессиональной деятельности результата, соответствующего стандартам;

· умеет анализировать и регулировать предмет, задачи, средства труда.

Нарушения в профессиональной деятельности могут состоять в том, что выпадают отдельные звенья в профессиональной деятельности, например, человек не использует имеющиеся у него средства по причине психического состояния усталости или утрачивает трудовые умения и навыки, происходит остановка, разрыв в профессиональной деятельности, снижается результативность труда.

Психологически зрелая профессиональная личность состоит в том, что человек знает профессиональные ценности и следует им, обладает развитым профессиональным сознанием и профессиональными способностями, использует приемы профессионального мышления, проявляет интерес и творческость в труде, соотношение личностных черт человека адекватно личностному профилю профессии.

Деформации и отклонения личности человека в труде заключаются в том, что под влиянием условий труда или возраста у человека ослабевают, угасают некоторые позитивные психические качества, например:

· у учителя уменьшается эмпатия, сопереживание ученику;

· вначале заостряются пограничные психические качества (например, эмоциональное истощение) и затем появляются негативные признаки, например, эмоциональное равнодушие, безразличие к ученику;

· необходимый личностный профиль учителя, обязательно включающий эмпатию, распадается, личность перестает соответствовать профессиональным нормам специалиста.

Деформация личности может состоять в том, что человек перестает соответствовать социальной профессиональной норме (то есть требованиям профессии к человеку) или индивидуальной профессиональной норме (требованиям человека к самому себе), например, человек очень дорожил творчеством в своем труде, затем по состоянию здоровья он уже не может осуществлять творческую деятельность, создается несоответствие реальной профессиональной деятельности той планке, которую человек сам для себя определил, возникает неудовлетворенность, депрессия.

Зрелое профессиональное общение состоит в постановке человеком широкого спектра задач профессионального общения, в знании профессиональных менталитетов и норм общения в своей профессии, в способности и готовности к сотрудничеству в данном типе профессиональной общности. Деформация профессионального общения заключается в сужении круга общения, в неумении срабатываться, в несовместимости и конфликтности.

Названные выше отклонения и нарушения в профессиональном развитии могут иметь довольно сложную динамику проявления в процессе труда человека. Замечено, что возникшие неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения сначала в профессиональной деятельности, в поведении. Затем по мере повторения трудных ситуаций регрессивные изменения «оседают» и в личности, приводя к ее деформациям, а также в профессиональном общении. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают угасать и как бы выпадать позитивные качества. Далее «заостряются» пограничные состояния, позднее на месте положительных возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника и соотношение ПВК в этом профиле. При повторении ситуаций негативные состояния закрепляются и вытесняют позитивные качества человека, удельный вес позитивных качеств уменьшается. Наступает устойчивое искажение конфигурации х личностного профиля профессионала, что означает деформацию личности. Если эти нарушения захватывают нервно-соматическую сферу, говорят о профессиональных неврозах, профессиональных заболеваниях. Анализируют психические функции, наиболее поражаемые данной профессией.

Изложим выделенные нами направления нарушений в профессиональном развитии (то есть тенденции в профессиональном дизонтогенезе):

отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами, например, запоздалое профессиональное самоопределение (выбор профессии) из-за неблагополучных условий воспитания;

несформированность профессиональной деятельности (профессионального общения, профессионального типа личности), отсутствие необходимых нравственных профессиональных представлений, средств и способов труда; необученность профессиональным нормам; низкая производительность труда, недостаточные профессионализм и квалификация;

дефицитарность, нарушения в двигательной, зрительной, слуховой сферах, препятствующие профессиональному развитию;

– обеднение, уплощенность профессиональной деятельности (профессионального общения, личности), а также узость мотивов труда, мотивационная недостаточность, бедность интересов в труде, слабая удовлетворенность трудом;

остановка, разрыв в профессиональной деятельности (в профессиональном общении) из-за неиспользования имеющихся средств труда, по причине психических состояний (усталость, монотония, напряженность);

дезинтеграция профессионального развития, например, ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; распад целостного профессионального сознания и как следствие нереалистические цели, не соответствующие возможностям, ложные смыслы труда, профессиональные кризисы;

низкая мобильность, застревания, например, невозможность расстаться с прежними устаревшими ценностными ориентирами; неумение приспособиться к новым условиям и дезадаптация; невыход из профессионального образа и во внепрофессиональной обстановке, например, на отдыхе;

диспропорциональность, дизгармоничность, рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера профессионального развития как бы забегает вперед, а другая неправомерно отстает; например, мотивация к профессиональному творчеству есть, а способностей нет; мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания; профессиональные способности, техники есть, а нравственных ориентиров, духовности нет; диспропорция имевшихся ранее планов профессионального развития и наличных результатов этого развития на сегодняшний день, отсюда профессиональные кризисы нереализованности;

ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, например, уменьшение профессиональных способностей, снижение быстроты реакции и профессионального мышления в критических ситуациях, падение интереса к работе, понижение работоспособности;

утрата ранее имевшихся трудовых и профессиональных умений и навыков, полное выпадение отдельных звеньев и операций в профессиональной деятельности и в профессиональном общении, распад профессиональной деятельности, утрата ранее имевшегося профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда, отсутствие удовлетворенности труда;

искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствующих негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности; появление деформаций личности (например, эмоциональное истощение и выгорание, а также ущербная профессиональная позиция. Например, властолюбие, стремление манипулировать людьми); деформация профессионального сознания; негативные черты личности, проявляющиеся на фоне высокого профессионализма (себялюбие, тщеславие, неоказание помощи коллегам); деформация личности при алкоголизме;

прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний, длительная или постоянная нетрудоспособность.

Названные отклонения в профессиональном развитии приводят как к депрофессионализации, так и к десоциализации, выпадению человека из профессионального и, как следствие, из социального контекста.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал