![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет № 16
В учении диалектической философии об истине основное место занимает признание ее объективности. Истина является адекватным отображением объективной действительности в сознании человека. Объективную истину В. И. Ленин определял как содержание человеческих представлений, не зависящих от субъекта, «не зависящих ни от человека, ни от человечества». Объективная по смыслу и источником истина, однако, существует, и не вне субъекта, а в его сознании, проявляясь в форме представлений, понятий, идей, теорий. Она постигается благодаря познавательной активности субъекта, в основе которой лежит практическая активность. Истина, таким образом, — это характеристика отдельных (гносеологических) отношений между объектом и субъектом, выражение диалектического единства объективного и субъективного. Понятие абсолютного в истине не однозначно. В одном из своих значений — это " вечная" истина, то есть такая, что не может быть опровергнутой или отвергнутой в будущем. К вечным истинам принадлежат: а) истина факта, который констатируется точным указанием на место и время (Наполеон Бонапарт умер 5 мая 1821 года на острове сбытчик. Елени и т.п.); б) истина, которая исчерпывает любое отдельное отношение (математическая аксиома или уравнение 2 х 2 = 4 и т.п.); в) всеобщие законы и принципы науки и философии (общее формулирование закона сохранения и преобразование энергии; законы материалистической диалектики и т.п.). " Вечные" истины во всех указанных значениях — это необходимые компоненты знания, хотя и они далеко не исчерпывают его содержания (и тем меньше исчерпывают его, чем более сложный объект познания, чем больше выраженный процесс его развития).
Различия взглядов относились, прежде всего, к таким вопросам: какой должна быть форма правления, законы; нужны ли правовые гарантии свободы личности; каковы оптимальные пределы автономии личности; какое место должна занимать религия; каково значение национальных элементов культуры, традиций, обычаев, обрядов. При всем отличии западников и славянофилов, у них было много общего.
|