![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод упражнения как метод обучения и познания ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Обучение - сложный процесс, он предполагает деятельность преподавателя и студента. Как бы ни старался преподаватель, если студент не работает - процесса познания не будет. В современных условиях необходимо больше внимания уделять развитию творческих способностей студентов, их познавательных потребностей и интересов. Обучение как руководство предполагает преподнесение, сообщение преподавателем определенных знаний и управление процессом их овладения всеми студентами. Поэтому преподаватель не только преподносит информацию, но и планирует, организовывает и контролирует деятельность студента, развивает навыки научного труда, мышление, способности. [2] Особое место в решении этих задач принадлежит методам обучения, которыми преподаватель должен грамотно пользоваться. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Методы обучения - один из важнейших компонентов учебного процесса. Без применения соответствующих методов невозможно реализовать спланированные преподавателем цели и задачи обучения иностранным языкам. Метод обучения нельзя оценивать как нечто очевидное и простое, лежащее на поверхности педагогической практики. В дидактике понятие «метод» трактуется следующим образом - совокупность приемов овладения определенной областью практического или теоретического познания. Это способ организации процесса познания. В методике и лингводидактике это понятие имеет два значения: - метод как научное направление и научная концепция; - метод - способ обучения, методическая система, совокупность приемов и способов совместной деятельности преподавателя и студентов для достижения целей обучения иностранным языкам, т.е. для овладения системой иноязычных компетенций. Содержанием метода являются методические приемы. Прием - это методические действия, направленные на решение конкретной задачи обучения на определенном этапе работы, на определенном этапе урока иностранного языка. Метод отличается от приема по трем признакам: - метод - это определенная теория обучения, концепция обучения. Методический прием - это компонент метода, частное практическое проявление метода в конкретных условиях, это способ решения частной цели или задачи на уроке; - выбор метода не определяется интересами преподавателя или индивидуальными особенностями класса или группы. Прием - индивидуальное творчество учителя (его мастерство в рамках существующего метода), творческий учитель - тот, который использует свои приемы, новатор изобретает новые методы; - каждый новый метод разрабатывается в связи с новыми целями обучения, реализоваться может как с помощью новых, так и с помощью системы известных приемов. Таким образом, одни и те же приемы могут обслуживать разные методы. В рамках метода как общего теоретического направления отдельные методисты могут выдвигать и применять на практике собственную научную и практическую идеи. Методика базируется на трех общих методах обучения: [3] - показ (демонстрация), предъявление нового языкового материала; - метод объяснения; - метод упражнений. Учитывая деятельностный двусторонний характер процесса обучения в современной методике есть тенденция выделять методы научения (действия учителя) и методы учения (действия студента). В метод научения входит метод показа, метод объяснения, метод организации тренировки, организации применения, а речи, практика общения, метод контроля и коррекции. В метод учения входит метод ознакомления, рефлексии, тренировки, речевой практики и самоконтроля. Все методы находятся в тесной корреляции, соотношении, но функции у участников учебного процесса разные: преподаватель организует, управляет самостоятельными действиями студентов, а студенты в ходе тренировки приобретают знания, навыки и умения. [4] Метод преподавания не может быть изобретен, он развивается постепенно. Развитие его можно сравнивать с усовершенствованием механического устройства. С точки зрения руководящей роли преподавателя, методы обучения можно рассматривать и оценивать как способы организации познавательной деятельности студентов и управления этой деятельностью. Подчеркивая познавательную направленность существующих методов, их можно определить как способы, с помощью которых студенты под руководством преподавателя получают знания, от неполного и неточного знания к более полному и точному. Для того чтобы понять, почему возникает такая проблема как «метод обучения», необходимо сделать небольшой экскурс в историю развития методов обучения иностранному языку. Планирование психологической тренировки Эффект психологической подготовки зависит от её предварительного планирования. Правильное планирование процесса психологической подготовки предполагает постановку конкретных задач этой подготовки, уточнение последовательности и сроков их решения, выбор методов и средств, которые будут использованы на отдельных этапах подготовки, уточнение показателей, через которые будет осуществляться контроль за ходом подготовки. При определении конкретных задач необходимо учитывать индивидуально - психологические особенности гимнастки. [5] План психологической подготовки целесообразно составить на относительно длительный период, например на год. В нём должны быть 2 основных раздела: базовая психологическая подготовка к соревнованиям и специальная подготовка к конкретным соревнованиям. Психология спорта разрабатывает в научно-методическом плане психологические вопросы, связанные с воспитанием, обучением и тренировкой спортсменов, организацией учебно-тренировочного процесса в целом и подготовкой к соревнованиям на всех этапах спортивного совершенствования. Психологическая подготовка не является чем-то обособленным, замкнутым. Она неразрывно связана с воспитательной работой. Это - органическая составная часть всей системы подготовки спортсменов. Воспитательная работа должна быть в центре внимания тренера. Она создает в команде тот благоприятный психологический климат, атмосферу товарищества, взаимной выручки и дружбы, без которых чисто психологические воздействия теряют свою силу. А психологическая готовность к соревнованиям прочно базируется на общей подготовленности спортсмена – физической, технической, тактической морально-волевой и психологической. Чем выше уровень подготовки спортсмена, тем надежнее его психологическая готовность к соревнованию. И чем выше уровень психологической подготовки спортсменки (как базовой, так и специальной), тем выше её психологическая устойчивость, и тем выше показывает она результат на соревнованиях. Таким образом, рекомендую тренерам этой части спортивной подготовки гимнасток уделять очень пристальное и серьезное внимание.
Заключение
Важность системы упражнений состоит в том, что она обеспечивает организацию процесса усвоения и организацию процесса обучения. Мало знать методическую характеристику упражнений и уметь подбирать наиболее адекватные из них. В плане организации процесса усвоения система упражнений должна обеспечить: а) подбор необходимых упражнений, соответствующих характеру того или иного навыка; б) определение необходимости последовательности упражнений: усвоение не бессистемно, не беспорядочно, оно проходит последовательные стадии и проходит на основе определенных методических принципов; в) расположение материала и его соотношение; г) регулярность определенного материала и упражнений; д) правильную взаимосвязь разных видов речевой деятельности между собой и внутри себя. Этот метод играет важную роль в целенаправленном воспитании морально-волевых качеств. Зародившись в клиниках, как один из приемов психотерапевтических воздействий, в настоящее время аутогенная тренировка благодаря своим успехам стала методом психологической подготовки здоровых людей, выполняющих задачи, которые требуют максимального сосредоточения и использования физических сил и психических возможностей. Для овладения аутогенной тренировкой требуются терпение, настойчивость и внутренняя сосредоточенность. Метод аутогенной тренировки основан на том, что в состоянии полного расслабления путем умственного сосредоточения и самовнушения можно осуществлять саморегулирование физических и психических состояний. Для того чтобы используемые при аутогенной тренировке самовнушения были эффективными, в них нужно поверить. Если коротко определить суть психического самоовладения, то это сознательное овладение и управление подсознанием. Внушить себе - знать поверить.
|