Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика системы специального образования.
В настоящее время во всех субъектах Федерации образование осуществляется в различный типах учреждений (в соответствии с номенклатурой типов и видов образовательных учреждений, определенных письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.02.1997 г. № 150/14-12 «О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений»). Дошкольные образовательные учреждения: детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоравливания с приоритетным осуществлением санитарногигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании). Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении: санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат; санаторный детский дом. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: ППМС-центры диагностики и консультирования; ППМС-центры психолого-медико-социального сопровождения; ППМС-центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; ППМС-центры социально-трудовой адаптации и профориентации; ППМС-центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. В этих учреждениях цензовое общее образование дается обучающимся (воспитанникам) в три ступени: начальное, основное общее, среднее. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется как цензовое, так и компенсирующее обучение, регламентируемое инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.97 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов». Специальные коррекционные образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии реализуют, в зависимости от видов коррекционного учреждения, образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения I-VIII видов: I вид — для неслышащих (глухих); II вид — для слабослышащих и позднооглохших; III вид — для незрячих (слепых); IV вид — для слабовидящих и поздноослепших; V вид — для детей с тяжелыми нарушениями речи; VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; VII вид — для детей с задержкой психического развития; VIII вид — для умственно отсталых детей. Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I—VIII видов работают на основе Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. за № 288, и изменений и дополнений, которые вносятся в Типовое положение постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Профессиональное образование осуществляется в системе образования РФ в следующих образовательных учреждениях. Допрофессиональное образование (в ряде случаев начальное профессиональное образование) обучающиеся получают в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Начальное профессиональное образование — в образовательных учреждениях начального профессионального образования: профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т.п.); профессиональный лицей (технический, коммерческий и т.п.); учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) профессиональное училище; специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии. Среднее профессиональное и высшее профессиональное образование обучающиеся получают в специальных образовательных учреждениях и в различных формах интеграции в учреждениях общего назначения среднего и высшего профессионального образования. Воспитанники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, получившие допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку в системе города Москвы, защищены Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест в г. Москве», вступившим в силу 01.01.1998 г., который осуществляет государственную гарантию рабочих мест по выбору воспитанника. Аналогичная практика имеет место и в других субъектах Федерации. Получение образования для воспитанников специальных учреждений I—VI видов является единственной гарантией их реабилитации через образование. Возможности интеграции таких детей в общие классы массовой общеобразовательной школы пока ограничены. В массовой школе в последнее время широко открываются специальные (коррекционные) классы для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых. Для детей-сирот действуют следующие образовательные учреждения: специальный (коррекционный) детский дом; специальная (коррекционная) школа-интернат. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и отклонениями в развитии: специальная общеобразовательная школа; специальное профессиональное училище. Неизбежным следствием полной унификации школы в прошлом стало ее функционирование в режиме «трех " е" — единообразие, единомыслие, единоначалие». Новая образовательная политика РФ направлена на демократизацию и гуманизацию образования, одним из основных принципов школьной реформы и всех начавшихся в стране преобразований стала «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (Закон Российской Федерации «Об образовании», раздел 1, ст. 2). Термин «адаптивность системы образования» появился в современной педагогике в 90-х гг. XX в. «Адаптивность» — один из основных принципов государственной политики в сфере образования, заключающийся в приспособлении системы образования, «совокупности образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; систем органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». Очень важно заметить, что разработка концепции адаптивности требует привлечения достижений всего комплекса наук о человеке: педагогики, психологии, социологии, возрастной нейрофизиологии и обязательно — разных направлений в медицине. Адаптивная направленность, стремление обеспечить индивидуализированность методов обучения и воспитания присущи многим концепциям, разрабатываемым в современной российской педагогике. Этих принципов придерживаются и практики, развивающие и воплощающие в деле идеи Вальдорфской школы (А.Пинский, 1997 и др.), педагогики Монтессори, пропагандирующей индивидуальный подход, индивидуализированное обучение, основанное на выработке собственной программы развития каждого ребенка в соответствии с сензитивными периодами его жизни. Сходные идеи воплощают в жизнь и многие педагоги-новаторы: А.Н.Адамский, А.Н.Тубельский (школа «Самоопределение»), В.А.Караковский, Е.А.Ямбург (модель адаптивного образовательного учреждения). По мнению Е. А.Ямбурга, для реализации адаптивного подхода к образованию требуются: использование современного отечественного научно-педагогического и зарубежного научного и практического потенциала; целенаправленная работа по возможно раннему выявлению склонности и способности обучающихся, позволяющего дать возможность каждому ребенку максимально самореализоваться, обеспечить ему индивидуальную траекторию развития на всех этапах обучения; создание непрерывного педагогического пространства; повышение творческого потенциала (креативности) школьника; осуществление комплексного клинико-психолого-педагогического подхода в образовании обучающихся. Требование соединения обучения, воспитания и лечебно-оздоровительных мероприятий все чаще выдвигается представителями адаптивных концепций. Оно особенно важно, когда речь идет о различных специальных (коррекционных) учреждениях. По выражению В.А.Караковского, «сегодняшняя школа характеризуется небывалым разнообразием типов, условий и состояний... в условиях бурного педагогического творчества можно лишь дать школам общие ориентиры, и пусть каждый педагогический коллектив разрабатывает свою программу воспитания, исходя из конкретных возможностей и собственных социально-педагогических условий»
|