![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Тема I. Методы изучения психических состоянийСтр 1 из 58Следующая ⇒
Оглавление Введение...................................................................................................................................... 8 Тема I. Методы изучения психических состояний............................................................. 10 Тема II. Изучение осознаваемых компонентов психических состояний........................ 15 Занятие 1. Самооценка психического состояния по шкалированному признаку состояний. Самоотчет........................................................... 18 Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического состояния..................................................................................................................................... 19 Оценка функционального состояния «САН»......................................................................... 19 Шкала-градусник........................................................................................................................ 21 Тест-опросник «Оценка настроения»....................................................................................... 21 Качество жизни........................................................................................................................... 23 Занятие 3. Определение доминирующего и актуального психического состояния............................................................................................................ 34 Методика определения доминирующего состояния............................................................... 34 Опросник ДС (полный вариант)............................................................................................... 45 Опросник ДС (краткий вариант).............................................................................................. 48 Опросник «Актуальное состояние» (АС)................................................................................ 62 Занятие 4. Реконструкция субъективного семантического пространства психических состояний..................................................................................... 74 Занятие 5. Построение рельефа психического состояния...................................................... 80 Методика «Рельеф психического состояния»......................................................................... 80 Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта.............................................. 87 Анкета «Причины эмоционального дискомфорта»............................................................... 87 Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке Синдром эмоционального выгорания В. Бойко..................................................................... 92 Профессиональное выгорание.................................................................................................. 105 Исследование синдрома отключения....................................................................................... 106 Опросник на «выгорание» МВ1............................................................................................... 107 Шкала нервно-психического напряжения............................................................................... 110 Диагностика состояния стресса................................................................................................ 115 Тест «Степень напряженности»................................................................................................ 116 Нервно-психическая устойчивость (НПУ). Методика «Прогноз».................................................................................................................. 117 Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант).................................... 121 Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант)........................... 122 Личностная шкала проявлений тревоги.................................................................................. 123 Шкала тревоги............................................................................................................................ 125 Шкала астенического состояния (ШАС).................................................................................. 127 Методика В. Бойко «Фрустрация»........................................................................................... 129 Социальная фрустрированность............................................................................................... 131 Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона................................................................................. 134 Методика «Т и Д»....................................................................................................................... 134 Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой)............................................................. 138 Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова.......................................................................................................... 140 Шкала депрессии Э. Бека........................................................................................................... 147 Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности..................................................................................................... 150 Самооценка эмоциональных состояний.................................................................................. 158 Методика диагностики психических состояний (по Г. Айзенку)......................................... 160 Диагностика состояния агрессии.............................................................................................. 163 Тест агрессивности..................................................................................................................... 167
Тема III. Изучение неосознаваемых компонентов психических состояний.................. 171 Занятие 8. Изучение вегетативных проявлений психического состояния............................................................................................................ 174 Определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванической реакции 174 Изучение вегетативных проявлений психического состояния (методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-галъванической реакции)........................................................................................... 184 Занятие 9. Диагностика психических состояний с помощью проективных тестов............................................................................................... 190 Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций»........................................................................................................ 190 Метод цветовых выборов (МЦВ)............................................................................................. 204
Тема IV. Изучение экспрессивного компонента психических состояний...................... 262 Занятие 10. Использование метода прямого наблюдения эмоциональной экспрессии....................................................................................................... 263 Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица................................................................................................................... 263 Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии................................................................. 266 Методика «Определение эмоционального состояния путем наблюдения за экспрессией».......................................................................................... 275 Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по Методика «Оценка своих средств экспрессии»...................................................................... 283 Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения психического состояния............................................................................................................ 283 Шкала мимического выражения психического состояния.................................................... 283 Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний........................................ 293 Умение понимать язык мимики и жестов................................................................................ 296 Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний»...................................................................................................... 300 Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?».................................................................................. 301 Занятие 13. Определение эмоционального состояния говорящего по интонации голоса............................................................................................. 302
Тема V. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности 304 Занятие 14. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей...................................... 307 Методики диагностики психических состояний детей дошкольного возраста................................................................................................................ 307 Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников................................................................................................................. 319 Психические состояния школьников....................................................................................... 326 Психические состояния студентов........................................................................................... 328 Психические состояния учителей............................................................................................. 329 Психические состояния преподавателей................................................................................. 331 Занятие 15. Оценка физического и умственного утомления с помощью опросников.............................................................................................................. 332 Опросник для оценки острого умственного утомления........................................................ 335 Дифференцированная оценка работоспособности................................................................. 337 Занятие 16. Хроническое утомление и его проявление......................................................... 341 Опросник «Степень хронического утомления»...................................................................... 341 Занятие 17. Самооценка предсоревновательного психического состояния спортсменов..................................................................................... 346 Исследование предсоревновательного психического состояния у спортсменов............................................................................................................................. 350 Измерение предсоревновательного состояния спортсменов................................................. 357 Занятие 18. Комплексная методика моделирования психической напряженности.................................................................................................... 361 Занятие 19. Методы измерения стресса и «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности........................................................................................... 364 Шкала оценки профессионального стресса............................................................................. 365 Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности................................................................................................................................ 367 Опросник MBI............................................................................................................................ 370 Занятие 20. Диагностика экзаменационной тревожности..................................................... 373 Занятие 21. Особенности психодиагностики посттравматического стрессового расстройства..................................................................... 374 Занятие 22. Методика диагностики психического выгорания учителей............................. 387
Teмa VI. Регуляция психических состояний....................................................................... 397 Занятие 23. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека..................................................................................................................... 397 Методики, определяющие тип и характеристики индивидуального стиля саморегуляции состояния................................................................ 398 Методики оценки оптимальности индивидуального стиля саморегуляции состояния.......................................................................................................... 400 Определение индивидуального стиля саморегуляции состояния........................................ 401 Занятие 24. Методы управления психическим состоянием................................................... 404 Методы прямой регуляции психического состояния............................................................. 404 Занятие 25. Методы опосредованного влияния на психическое состояние......................................................................................................... 406 Занятие 26. Общая характеристика методов психического самоуправления. Нервно-мышечная релаксация.................................................................... 408 Методика «Нервно-мышечная релаксация»............................................................................ 409 Занятие 27. Аутогенная тренировка и ее модификации........................................................ 414 Методика «Аутогенная тренировка»....................................................................................... 414 Методика «Идеомоторная тренировка»................................................................................... 417 Методика «Сенсорная репродукция» (СР).............................................................................. 420 Занятие 28. Построение курса обучения навыкам самоуправления психическим состоянием.............................................................................. 423 Комплексная программа обучения навыкам психического самоуправления.......................................................................................................................... 430 Задание для практикума............................................................................................................. 432 Психотехники развития эмоциональной гибкости................................................................ 434 Глоссарий психических состояний.......................................................................................... 451
Введение Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н. Д. Левитовым, до настоящего времени является слабоизученной областью психологии. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой. Это проявляется в размытости и относительности границ, отличающих психическое состояние от психических процессов и свойств личности, что создает методологические трудности при изучении явления. Отсутствие четких временных границ отдельного состояния в свою очередь вызывает значительные методологические трудности в их диагностике. Теоретические и методологические сложности изучения состояний возрастают в связи с тем, что психические состояния как системные явления характеризуются многоуровневостью, мно-гокомпонентностью, полифункциональностью и широким диапазоном проявления, что маскирует различия между ними. Такое положение привело к тому, что эта категория психических явлений, оказывающая влияние на все стороны поведения и деятельности человека, оказалась вне поля зрения специалистов-психологов, существенно снижая эффективность их деятельности. Другой аспект методологических трудностей исследования состояний заключается в слабой разработанности экспериментального аппарата изучения: при огромном множестве методик измерения психических процессов и психологических свойств число методик, диагностирующих и измеряющих психические состояния, ограничено. Более того, методики диагностики и измерения психических состояний разбросаны по отдельным изданиям, что затрудняет их использование в реальной психологической практике. Поэтому целью нашей работы явилось объединение методик диагностики психических состояний в одно пособие, с подробным изложением их применения в деятельности психолога. Учебное пособие содержит шесть тематических разделов, представляющих комплекс современных методов исследования психических состояний. Четыре первых раздела посвящены методам изучения феноменологии психических состояний, предстающих как в осознаваемых, так неосознаваемых и экспрессивных компонентах этого явления. Занятия пятого раздела знакомят с диагностикой и измерением психических состояний, проявляющихся в деятельности. В шестом разделе приводятся методы управления психическим состоянием. Преподаватель может выбрать темы и задания в зависимости от времени занятий, предусмотренного учебным планом, и возможностей оснащения аудитории необходимой аппаратурой или бланковым инструментарием. Ряд занятий может быть отнесен на самостоятельную работу учащихся.
|