Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию
Задания по содержательной линии «Правовое положение лиц в римском праве» определяют уровень владения основными понятиями, к которым относятся следующие: «правоспособность», «дееспособность», «правомочия лица», «семейный статус», «гражданство», «право постлиминия», «латины», «вольноотпущенники», «колоны», «пекулий» и др. Для выполнения заданий необходимо усвоить основные понятия содержательной линии данной темы, уметь соотнести понятие или правовой термин (дефиницию) с конкретным правовым явлением, правовой областью, с возможной деятельностью и др. Для решения некоторых заданий следует применить логическое мышление. Перед выполнением заданий важно внимательно изучить соответствующие разделы базовых учебников и учебных пособий. Для понимания вопросов данной темы из курса теории государства и права необходимо вспомнить, что такое субъект права и какие правовые характеристики придает ему такое комплексное качество как правосубъектность. При изучении данной темы следует обратиться к Институциям Гая (Кн.1), который отмечал, что все правовые нормы относятся «либо к лицам, либо к вещам, либо к судебным действиям». Совокупность правовых установлений, регулирующих вопросы право - и дееспособности субъектов права как участников общественной и частной жизни римского общества, представляло собой статусное право, которое и должно стать объектом изучения данной темы. Важно помнить, что римское учение о субъектах права – учение о лицах, внешне существенно отличается от современных определений и трактовок. Однако в римском праве впервые нашло отражение сущности и содержания тех характеристик, которые в настоящее время мыслятся под понятием «субъекты права». Первоочередного внимания заслуживает правовое положение физических лиц в Древнем Риме. Такой интерес вызван совершенностью юридических конструкций института правового статуса личности, приспособленных под пестрое население древнеримского государства. Основные группы населения в Древнем Риме были объединены в сословия. Необходимо представить характеристику социальной структуры населения, определить какие критерии лежали в её основе, установить взаимосвязь с политической системой. Важно при этом обратить внимание на особенности становления классового общества и государства, влияния завоеваний, необходимости обеспечения господства над покоренным населением. Следует уяснить, что означает в римском праве понятие «лицо» - persona и понятие «правоспособность» – caput. Необходимо помнить, что правоспособность – это общественное свойство лица, являющееся выражением его социального и экономического положения, и что объем правоспособности отдельных категорий участников гражданского оборота расширялся по мере развития товарно-денежных отношений, роста торговых связей. Разные степени и формы участия населения в гражданском обороте определяли юридические состояния, называемые римлянами статусы. Необходимо разобраться в сущности каждого из трех статусов (libertatis, civitatis, familiae) и учесть, что от степени и характера наличия (отсутствия) их у лица происходила градация субъектов права по нескольким категориям. Кроме того, следует иметь в виду, что носителю полной правоспособности римское государство предоставляло совокупность прав публичного и частного права, являвшихся дополнительными к статусам элементами правоспособности. Следует четко различать категории лиц, обладающих (не обладающих) полной правоспособностью. Важным аспектом изучаемой темы является выяснение вопроса о причинах и способах возникновения, умаления или утраты и прекращения правоспособности. На полную правоспособность влияла и дееспособность (то есть способность индивида совершать действия с юридическими последствиями) лиц, которая, в свою очередь, зависела от возраста, половой принадлежности, физического и душевного состояния. Следует определить, в каком возрасте, и при каких условиях возникает дееспособность, кто относился к категории недееспособных, частично недееспособных и частично дееспособных, а также пояснить, какие условия и факторы влияли на ограничение дееспособности, почему женщина в Древнем Риме считалась недееспособной. Одним из оснований ограничения правоспособности и дееспособности римского гражданина являлось бесчестие. Что понимали римские юристы под этим термином? В какой мере разные виды бесчестия ограничивали дееспособность в римском праве? Изучение темы следует продолжить рассмотрением вопросов об особенностях правового положения отдельных категорий населения древнеримского государства: граждан, латинов, перегринов, рабов и вольноотпущенников, колонов. Правосубъектность отдельных категорий физических лиц целесообразно рассматривать в двух сферах – в сфере частного и сфере публичного права. При этом следует помнить, что самой правоспособной частью древнеримского населения являлись граждане Рима, обладавшие правосубъектностью (singulae personae). Важно вникнуть в сущность понятия «римское гражданство», определить способы приобретения и утраты римского гражданства. К категории свободных относились и латины. Необходимо определить их правовой статус, выявить способы приобретения jus latinum и определить категории латин по их правоспособности, а также возможности приобретения ими римского гражданства. Характеризуя правовой статус перегринов, которые также являлись свободными, важно помнить, что главным основанием правового положения перегринов было включение в состав римского государства завоеванных Римом территорий, населению которых, не обращаемому в рабство, в тоже время не предоставлялось римское гражданство. Приступая к изучению положения рабов, следует помнить об эволюции социального положения рабов в контексте эволюции самого античного рабства: от патриархального к классическому. Следует проанализировать источники рабства, законодательство о рабстве, показать личное и имущественное положение рабов на разных этапах развития рабства. Необходимо выяснить, как, когда и почему рабовладельцы начали использовать рабов для совершения сделок, и какие в таком случае наступали юридические последствия. Рабовладелец отвечал за вред – noxa, причиненный его рабом другому лицу по особому иску (ноксальному). Следует обратить внимание на категорию «пекулий», институт которого способствовал и изменению правового положения рабов. Важно также проследить, как менялось правовое положение рабов в период кризиса традиционной системы рабства. Далее следует выяснить основания возникновения колоната и уяснить, чем отличалось правовое положение колонов от правового положения рабов. Характеризуя правовой статус либертинов (вольноотпущенников), следует рассмотреть правовые взаимоотношения их с патронами, помня при этом, что вольноотпущенники в принципе навсегда оставались носителями некоторой ограниченной правоспособности в сфере как публичных, так и частноправовых отношений. Субъектами права (persona) в римском государстве являлись не только физические, но и юридические лица. Это указывает на высокий уровень развития имущественных отношений в древнеримском обществе. Римские юристы проводили различие между физическим лицом и организацией, то есть субъектом права, не являющимся физическим лицом, но действующим в «качестве лица». Необходимо установить какие термины применялись для понятия юридического лица. Несмотря на отсутствие четкой и ясной научной дефиниции, уже в Законах ХII таблиц упоминается о религиозных и профессиональных союзах, за которыми признавался статус особого субъекта права. Развитие торговых отношений определило обособленность и нераздельность имущества корпораций. Необходимо также показать порядок основания и прекращения юридического лица, а также особенности регулирования правового положения юридических лиц на разных этапах: в древнем, классическом и постклассическом праве. Следует уяснить систему управления, а также границы правоспособности юридического лица.
Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что римляне вкладывали в понятие «лицо»? Что такое правоспособность и дееспособность по римскому праву? 2. Из каких статусов и элементов складывалась полная правоспособность лиц в Древнем Риме? 3. Каковы основания ограничения правоспособности, и в каких формах она выражалась? 4. Каковы способы приобретения и утраты римского гражданства? 5. Какую роль в понятии видов дееспособности играла опека и попечительство? 6. Кто такие патриции и плебеи? Почему плебеи сначала не входили в римскую общину? 7. В чем особенности правового положения латинов? Вольноотпущенников? 8. Каковы основные источники рабства на разных этапах развития института рабства в Древнем Риме? 9. Было ли известно римскому праву понятие «юридическое лицо»? Что означали в римском праве понятия «universitates» и «soсietas»? Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники: Нормативные правовые акты: 1-5. Основная учебная литература: 1-2. Дополнительная учебная литература: 1-5.
|