Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Предметом истории библиотечного дела является развитие библиотечного социального института во времени и в пространстве
Предметом истории библиотечного дела является развитие библиотечного социального института во времени и в пространстве. Согласно данной трактовке предметом изучения данной научной дисциплины является история отдельных библиотечных учреждений, историческая динамика библиотечного социального института, развитие библиотечных идей. История библиотечного дела тесно связана с циклом исторических наук (отечественная история, история зарубежных стран), с общепрофессиональными дисциплинами – книговедением и библиотековедением. История библиотечного дела как учебная дисциплина занимает традиционно важное место в подготовке будущих библиотечных работников. Известно, что лекции по истории библиотечного дела читались слушателям библиотечной школы при Колумбийском университете в Олбени – первого в мире специального учебного заведения, организованного М. Дьюи в 1887 г. С основами историко-библиотечных знаний знакомили и слушателей Народного университета им. А.Л. Шанявского, организованного в Москве в 1913 г. Курс «История библиотечного дела» занимает особое место в подготовке будущих библиотечных работников с точки зрения образовательных возможностей, так как содержит в себе консолидирующее начало между общественными и специальными дисциплинами, формирует способности к углублённому историческому анализу явлений библиотечной теории и практики, профессиональное мировоззрение. Задачи учебной дисциплины – дать будущим специалистам представление об основных этапах и особенностях развития библиотечного дела в разных странах, раскрыть закономерности и динамику этого развития, выявить преемственность профессиональных традиций, показать значение исторического опыта для совершенствования современной теории и практики отечественного библиотечного дела. Согласно Государственного образовательного стандарта по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» курс включен в общепрофессиональный блок дисциплин (федеральный компонент). Изучение курса «История библиотечного дела» имеет свои сложности: большой объем фактографического материала, высокая рассеянность публикаций по курсу, неравномерность освещения в литературе отдельных аспектов курса, наличие во многих источниках искажений и устаревших в настоящее время идеологических оценок. До недавнего времени в распоряжении студентов были два основных учебника по курсу: Абрамов К.И. «История библиотечного дела в СССР» (М., 1980) и Талалакина О.И. «История библиотечного дела за рубежом» (М., 1982). Сыгравшие значительную роль в освоении студентами учебной дисциплины, в настоящее время они существенно устарели. В последние годы появились новые издания по истории библиотечного дела. Это учебно-методическое пособие для студентов, преподавателей и библиотекарей-практиков К.И. Абрамова «История библиотечного дела в России» в 2-х чч. (М., 2000-2001) и монография Б.Ф. Володина «Всемирная история библиотек» (СПб., 2002). К сожалению, эти издания из-за невысокого тиража чаще всего не доступны для студентов, поэтому большинство изучающих курс «История библиотечного дела» по-прежнему используют учебники, изданные в начале 1980-х годов. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие охватывает следующие разделы истории библиотечного дела: Древний мир, средние века, эпоха Просвещения. В рамках каждой исторической эпохи представлен материал о развитии отечественных и зарубежных библиотек. Содержание каждой темы может быть расширено студентами за счет изучения дополнительной литературы, приведенных в списках по каждому историческому периоду. Завершается учебное пособие списком тем для самостоятельной работы студентов и примерной проблематикой курсовых работ по курсу «История библиотечного дела». БИБЛИОТЕКИ ДРЕВНЕГО МИРА
|