![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура Китая.Стр 1 из 2Следующая ⇒
№1 Культурологией называют науку о культуре, ее сущности, закономерностях, взаимовлиянии национальных культур, цивилизаций. Культурология включает в себя теорию культуры и историю культур Теория культуры изучает сущность, закономерности развития культуры, исследует процессы возникновений и развития конкретных, существовавших и существующих культур, цивилизаций. По специфике своего предмета и методам исследования, культурологию относят к классу гуманитарных наук. Гуманитарные науки (языкознание, психология и т.д.) в сущности являются науками о культуре в широком смысле слова. Языкознание, искусствоведение, литературоведение, политические, юридические науки изучают различные аспекты, стороны культур, но не изучают культуры в целом, что является собственным предметом культурологии как науки. Тесно связана культурология с историческими науками, особенно в той ее части, которую называют историей культуры. Культурология опирается на данные исторических наук, использует методы при изучении истории культур. Вместе с тем культурология помогает истории найти закономерности исторического развития, понять сущность исторических явлений. Как и все науки, культурология имеет определенную связь с философией. Философия разрабатывает необходимые для осмысления культурологических данных категории, исследует специфику методов познания в этой области, существует такая область философского знания, как философия культуры. В культурологии широко применяются методы исторического познания. Цель исторического познания - воссоздать в представлениях историческую реальность, то есть составить адекватные представления о том, что происходило на самом деле в тот или иной период в той или иной стране. №2 КУЛЬТУРА (от лат. — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символич. обозначений окружающего мира. Первым определение понятию дал классик эволюционистского направления Э.Тайлор. Он рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев и т. д. Такое представление о культуре накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию, в которой не было места культуре как целостности. Ученый изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий). Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия " культура" и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А.Крёберу и К.Клакхону. " Культура состоит - согласно им, - из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в [материальных] средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы" '(1). В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению. Л.Уайт же в определении культуры прибегал к предметно-вещественному толкованию. Культура, считал он, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте. Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений. Большую группу составляют психологические определения культуры. Например, У.Самнер определяет культуру " как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям".Особое место занимают структурные определения культуры. Наиболее характерное из них принадлежит Р.Линтону: " а) Культура - это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) Культура - это сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества". №3 Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя №4 Его концепция во многом сходна с концепцией Шпенглера. Сор. так же признавал глубокий кризис Европы, но он счит., что этот кризис не смерть, а только необходимая фаза в становлении нового общечел-кого существования. По мнению Сор. к-ры имеют свою собств. индивидуальность и духовность. В ходе развития общ-во познает свои системы: религиозные, эстетические, духовные и т.д. Эти системы объединяются в сверхсистемы, каждая из которых обладает своей собств. духовностью, философией, моралью, системой познания и т.д. Сор. говорит, что основой к-ры явл.- ценность. В соответствии с характером доминирующей ценности Сор. делит все культурные сверхсистемы на 3 типа: 1)идеациональный; 2) идеальный; 3) чувственный. Идеациональная к-ра базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности. К этому типу он относит средневек. к-ру (12в.), др.индийскую, буддистскую и лаоистскую. Стиль этой к-ры символичен, искусство – религиозное. Героями могут быть ангелы, боги, святые и грешники. Мало внимания уделяется личности, к-ра приближается max -но к Богу. К чувственному миру, его ценностям и целям эта к-ра поддерживает отриц-ное или равнодушное отношение. Идеальная к-ра занимает промежуточное отношение между 1 и 2. Её ценности принадлежат как небу так и земле. Мир этой как сверхчувственный так и чувственный, но чувственность эта самых возвышенных проявлений. К этой к-ре он относит: к-ра Зап. Евр. 13-14вв., а также древнегреч. к-ра. Чувственная к-ра нач. развиватьсяв 14в. (Возрождение) и развивается до наст. времени. Её ценности лежат в повседневном живом мире. «Ценным явл. то, что мы видим, то что мы слышим» - говорил Сор.. Только реальный мир имеет смысл, т.к. только его мы можем почувствовать. Героями явл. фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Произведения искусства ориентированы на изображение реальных персонажей и пейзажей. Сор. уверен, что к-ра не погибает пока жив чел-к. Наметились новые очертания к-ры идеациональной, кот. базируется на ценностях альтруистической любви (бескорыстной) и этике солидарности.
№5 Гл. идея, кот. он развивал – взгляд на совр. общ-во как на гибель и упадок всего чел-ва. Ш. счит., что нет единой общечел-кой к-ры, а есть лишь различные к-ры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу. К-ра по Ш-ру – это символическое выражение, смысловая целостность, в которой реализует себя соответствующая душа. К-ра – объективированное, реализованное в символах, матер. предметах духовное, иррациональное, субстанциональное начало. Каждая душа по Ш. явл. уникальной и не может быть выражена рациональными средствами. Ш. выделяет след. типы души: 1) Аполлонистическая, 2) Магическая, 3) Фаустовская. Он счит., что этим типам души соответствуют греч-кая; средневек. арабская и Европ-кая к-ры. Ш. различал живую деятельность души, ее творческую реализацию и к-ру как систему символов, появляющуюся в рез-те объктивации. Т.е. душа – живой процесс, а к-ра – рез-т этой деятельности. Ш. счит., что в основе каждой к-ры лежит своя индивидуальная, уникальная душа, которая проходит в своём развитии след. стадии: 1) детство; 2) юность; 3) зрелость; 4) старость. К-ры отлич. между собой политич., соц.-экономическими отношениями, религией, искусством и наукой. Т.о. укаждой к-ры развив. своё собственное мировоззрение, т.е. у каждой к-ры своя религия, наука, экономика и т.д. Ш. отрицал возможность формирования общечел-кой к-ры и системы ценностей, на кот. она базируется. Гл. смысл в существовании к-ры – это выражение своей собственной индивидуальности. Смерть к-ры по Ш. наступит тогда, когда она полностью исчерпает свои возможности для развития. Он пришел к выводу, что совр. Европа нах. в стадии умирания к-ры. Сравнивая к-ру с цивилизацией он говорит: к-ра – живое тело духовности, а цив-ция – её мумия. Признаки цивилизации – люди нач. благоустраивать свою личною жизнь, преследуют в осн. узко-практические материальные цели, а культурные, духовные ценности вообще перестают волновать людей. Это состояние общ-ва и есть цив-ция. Ш. счит., что умирание Европы непреодолимо и будущего у нее нет. Чтобы Европа возродилась необх. пересмотреть свои ценности и обратиться к истокам общ-ва и к-ры. №30
Культура Нового времени Исторический смысл понятия Нового времени. Развитие и углубление идей и практики Возрождения и Реформации. Мировоззренческие новации Нового времени: рационализм, десакрализация культуры, природа как объект человеческого господства, практико-преобразовательная ориентация культуры. Формирование научной картины мира. Институализация науки. Становление и развитие наций и национальных культур, их этнолингвистическая идентификация. Конституирование национальных академий наук и формирование практико-ориентированной системы образования. Концепция естественных прав человека и автономии личности, правового государства и гражданского общества. Феномен идеологии и его истолкование в трудах мыслителей Нового времени. Промышленный переворот и становление индустриального общества. Взаимодействие и взаимовлияние научного и технического прогресса. Урбанизация и зарождение массовой культуры. «Встреча» традиционной и техногенной цивилизаций. Социокультурная экспансия Запада и обратное влияние Востока. Эволюция классической науки и ее превращение в ценностную доминанту развития техногенной цивилизации. Новоевропейское искусство как выражение динамики инновационных сдвигов в материально-производственной, социально-политической и духовной сферах жизни общества. Эволюция направлений и стилей искусства XVII-XIXвеков: от барокко к модернизму. Деканонизация и поиск новых выразительных средств в художественном творчестве. Возникновение эстетики как науки и разработка новых эстетических программ художественно-образной репрезентации действительности. Новое время и модернизация Российской Империи. Петровские реформы. Противоречивость тенденций европеизации и традиционной русской самобытности. Развитие науки, системы образования, искусств и свободомыслия. Особенности культурных процессов в Беларуси XVII-XIXвеков. Взаимодействие различных культурных традиций: польской, русской, украинской, еврейской. Пограничный характер белорусской культуры. Состояние белорусского языка и национальное самосознание. Национально-культурное возрождениеXIX века и формирование белорусской нации. №24 Возрождение Гуманизм —ценностная основа культуры Возрождения Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального —к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир. Ренессанс (renaissance —возрождение) —это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг морей —Средиземного и Балтийского. К 1517году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария были открыты для освоения «старым миром». В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus —человечный). Заимствованный у Цицерона (Iв. до н. э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы —в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человекаи утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек —только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации —формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев). Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная личность. Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигъери (1265-1324) —«последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени»(Ф. Энгельс). Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо». Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаиоццо Манетти (1396-1439) «О достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Балла (1407-1457) утверждает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении «О достоинстве человека» проводит мысль о том, что человек —творец своей судьбы, себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть». Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор. Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII —убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Известный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оправдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь сочетать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в жестокости превзошел всех варваров», собственноручно закалывая свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в философии, среди его придворных было немало гуманистов, а при обсуждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом ювелирного искусства. Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях» №15 Культура Китая. Др. К-цы заселились на средней равнине в 6 тыс. до н. э. и создали свою оригинальную цивилизацию с особым укладом жизни, традициями, отношениями. Эти люди были земледельцами. Они научились получать нить из кокона тутового шелкопряда и делать шёлк. В нач. 2 тыс. до н. э. они научились изготовлять бронзу, а в середине 1-го тыс. до н. э. –бумагу. Железо круто изменило жизнь др. кит-ев (5-2 в. до н. э.) В это время появилось множество городов с большим кол-ом жителей(более 10 тыс.). В городе жили ремесленники и торговцы, поэтому в это время развитие получили товарно-денежные отношения. Сами китайцы наз-ли свою страну срединным гос-ом и считали её центром земли и мироздания.
|