Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переутомление у детей и подростков






 

Нервная система ребенка дошкольного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к различным внешним воздействиям. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, как он развивается, во многом зависит его будущее, эффективность его школьного обучения, а в известной мере и его последующие успехи в общественно-полезной трудовой деятельности.

Создание оптимальных педагогических, социальных, гигиенических условий развития ребенка-дошкольника требует углубленного исследования его психофизиологических возможностей. Оптимальные условия реализации этих возможностей складываются лишь тогда, когда программа обучения и воспитания, режим дня, формы и методы воспитательно-образовательного процесса, мероприятий, укрепляющих здоровье, строятся в соответствии со специфическими особенностями детей данного возраста.

В ДДУ вводятся все новые обучающие программы, призванные помочь как можно лучше и качественнее подготовить детей к школе. В качестве примера рассмотрим работу по оценке динамики утомляемости детей, посещающих ДДУ, в котором осуществляется обучение детей по системе голландского психолога Марии Мантессори. Занятия с детьми в возрасте 5-7 лет проводятся ежедневно, согласно расписанию, по арифметике, родной речи, географии, природоведению, а также искусству. Особенностью организации и проведения занятий является то, что в группах занимаются дети разного возраста (от 4 до 7 лет) и часто в роли “воспитателя” выступают одногруппники.

Два раза в неделю в понедельник и пятницу в одно и то же время у детей оценивались показатели артериального давления и частоты пульса. Общее количество обследованных – 27 детей в возрасте 5-7 лет – 15 девочек и 12 мальчиков. К концу недели у детей достоверно повысились показатели пульса с 82±1, 2 до 88±1, 4 ударов в минуту, учащение пульса отмечалось у 67% детей. Систолическое, диастолическое и пульсовое давление за неделю статистически достоверно не изменились, но следует указать, что у 29% детей артериальное давление незначительно повысилось, а у 22% - понизилось.

На втором этапе проанализировали оценку работоспособности детей педагогами, работающими в группах, согласно разработанной анкете, которую заполнял педагог. В анкете по пятибалльной системе оценивались следующие показатели:

Устойчивость внимания во время учебного процесса;

Сосредоточенность во время самостоятельной деятельности, самоорганизация;

Точность выполнения задания;

Стремление к завершению начатого дела.

Согласно полученным данным оценку 5 баллов получили 68, 8% детей в возрасте 7 лет и 50% шестилеток, оценки 3 балла в этой возрастной группе не было. Устойчивость внимания в целом выше у девочек.

У пятилеток результаты несколько ниже: отличные оценки получили 29%детей, хорошие – 43%, 29% детей получили удовлетворительные оценки, в первую очередь, из-за низкой сосредоточенности, частой неустойчивости внимания, отвлечения от начатого дела, что, естественно, связано с физиологической незрелостью морфологических структур мозга. Таким образом, выявили некоторую напряженность механизмов адаптации у детей, занимающихся в группах по программе Марии Мантессори. Однако, является учебная нагрузка в ДДУ причиной этого или же причина кроется в темпе современной жизини, отклонениях в здоровье, отношениях в семье и межличностных отношениях детей в группе, в настоящее время неясно. Формирование разновозрастных групп воспитывает у старших детей организованность, ответственность и самостоятельность, но в то же время младшие дети не всегда справляются с нагрузками. Полученные результаты говорят о необходимости щадящего подхода к нагрузкам, в первую очередь, у детей 5 лет и младше.

 

Утомление – это физиологическая реакция организма на физическую и умственную деятельность, в результате которой наступает временное понижение трудоспособности. Утомление может распространяться на весь организм в целом (общее утомление) или только на один какой-нибудь орган (местное утомление). Степень утомления зависит от интенсивности и длительности выполняемой работы, а также от исходного состояния организма и условий окружающей среды. Для восстановления работоспособности необходим отдых и сон. Уникальным исключением из этого правила служат «неутомимые» нервные волокна сердца.

Трудами нашего выдающегося физиолога И. П. Павлова и его школы установлено, что утомление представляет собой процесс разлитого торможения, предотвращающий истощение клеток головного мозга, которые отличаются высокой реактивностью, а, следовательно, и стремительной функциональной разрушаемостью.

Различают три вида утомления: физическое, умственное и эмоциональное. Установлено, что физическое утомление в первую очередь распространяется на органы и системы, непосредственно включенные в трудовой процесс. Умственное утомление наблюдается при чрезмерной творческой деятельности. Что касается эмоционального утомления, то оно, как правило, наступает в условиях срочной работы, выполняемой в спешке, и в состоянии озабоченности тем, чтобы закончить задание в срок.

Приведенные виды утомления чаще реализуются в определенном сочетании между собой.

Важнейший признак утомления состоит в прогрессивном понижении успешности работы: ребенок жалуется, что он несколько раз читает написанное и тут же забывает, о чем идет речь.

Простое уменьшение работоспособности еще не может считаться результатом утомления. Оно может быть вызвано плохим самочувствием, физическим недомоганием, плохим настроением, отвлечением внимания ребенка каким-то другим посторонним делом или страхом и беспокойством по какой-либо причине.

При утомлении успешность умственной работы уменьшается постоянно и в большей степени. Изменение работоспособности идет по трем путям. Уменьшается количество работы. Обычно уменьшение количества сопряжено с ухудшением ее качества. Однако раньше всего страдает координация различных деятельностей (операций) в процессе работы.

У ребенка отмечается ослабление внимания, он становится рассеянным, не способным к работе творческого характера. В простой автоматической работе у него также проявляются отчетливые нарушения правильности ее выполнения.

При нарастании умственного утомления ребенка производимая им работа становится все менее равномерной и результативной. Появляется неуверенность в восприятии внешних впечатлений. Он их смешивает с прибавлениями от себя. Не совершенно и не точно запоминает заучиваемое.

Характер ошибок хорошо выявляется корректурным методом.

Особенно важно подчеркнуть связь между умственным и физическим утомлением. Сильное умственное утомление понижает эффективность физической работы и наоборот. При умственном утомлении движения становятся более грубыми, вялыми, неуверенными, иногда появляется тремор, особенно в позе Ромберга, затрудняющий физическую работу, в целом ухудшается двигательная координация.

Если ребенок при развитии утомления после дня занятий не может отдыхать, а ему дают какую-либо срочную работу, то чувство усталости все время нарастает, появляется чувство слабости и изможденности. Постепенно усиливается потребность в отдыхе и сне. Обычно если ребенку что-нибудь мешает удовлетворить свою потребность в отдыхе, то усиливается и нарастает раздражительность.

Часто чувство усталости появляется при скучной работе. При этом умственная работоспособность, измеренная при помощи арифметических и корректурных проб, обычно не понижается. Поэтому при скуке следует не отдыхать, а менять работу. Если дети чем-то сильно возбуждены, то эмоции на время прогоняют у них усталость и сон. Однако истинное утомление при этом, по-видимому, не устраняется и потом работоспособность начинает резко падать.

К физическим признакам умственного утомления можно отнести: бледность кожных покровов и слизистых, расслабленность, иногда сгорбленность позы, вялость, неуверенность движений, иногда тремор.

Психическими симптомами умственного утомления у детей являются: нарушение внимания, способности концентрироваться, ослабление памяти, нарушение логических построений, фантазии, способности к абстракции, комбинаторики и суждений. Большая часть описанных симптомов наступает только при сильном утомлении. Последнее обыденно называют переутомлением, которое является результатом суммации у ребенка утомления изо дня в день.

Переутомление возникает при несоответствии учебных нагрузок уровню морфофункционального развития ребенка.

Начальные симптомы переутомления: изменения в поведении школьника, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.), расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, снижение успеваемости. Следует заметить, что микросимптоматика переутомления характеризуется малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью.

Выраженными признаками переутомления являются: 1) резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; 2) нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истерические реакции); 3) стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу, нарушение функций желудочно-кишечного тракта, энурез, беспричинное появление сыпи и т. п.); 4) снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

При переутомлении, помимо признаков разлитого (охранительного) торможения, выявлено нарушение корковых механизмов, регулирующих функциональные системы кровообращения, дыхания и пищеварения, в результате чего появляются общая слабость, быстрая утомляемость, раздражительность, сонливость или бессонница, апатия, неприятные ощущения со стороны отдельных органов и главное отсутствие желания работать. При выраженном и длительном переутомлении ухудшается координация движений (неточность произвольных движений), усложняется распределение и переключение внимания, появляются выпадения памяти, затрудняется запоминание.

При отсутствии в этот период утомления психогигиенических мероприятий и необходимого отдыха наступает болезненное состоянии в виде истощения нервной системы, которое в комплексе невротических состояний обычно диагностируется как неврастения.

Словом, когда речь идет о переутомлении человека, это патофизиологически означает прогрессирующую кумуляцию утомления, накапливающегося постепенно, изо дня в день. Оно обычно наступает, если организм человека после напряженной работы лишен надлежащего отдыха.

Установлено, что при переутомлении наряду с истощением энергетических ресурсов клеток коры мозга отмечаются и значительные функциональные сдвиги во внутренней среде организма, в частности выявлены отклонения от нормы ряда биохимических показателей: понижение содержания сахара в крови, накопление в крови продуктов распада клеток. При тяжелом течении переутомления с выраженными эмоциональными расстройствами увеличивается содержание адреналина в крови.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал