![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сведения о курсовых и дипломных работах
Участие в конкурсах проектов
6. Внеучебная активность студента
Творческие достижения студентов
Студент_____________ / ______________ Председатель студсовета академической группы__ /________ Дата заполнения:
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Баранова Л. Плотникова Т. Ю. Филиал НОУВПО " СаГА" в г. Тольятти
В детской психологии развитие произвольности рассматривается как основная и центральная линия развития личности ребенка. Согласно концепции Л.С. Выготского, " личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения", и соответственно развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своими психическими процессами [1, с.124]. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков [2, с.216]. Л.И. Божович также утверждала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и ее формирования [3, 323]. Упрямство, настойчивость, навязчивые желания ребенка, которые являются очевидными проявлениями воли ребенка, могут вести к неконтролируемому, неуправляемому поведению[3, с.323]. Таким образом, воля личности - это сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность свойств, характеризующая достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения; это сторона всего сознания человека, она соотносится со всем сознанием, а не с каким-либо частным психическим процессом. Основанием для начала исследования, которое освещает данная статья, была гипотеза о том, что волевые качества девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста характеризуются средним и низким уровнем сформированности и развития упорства и целеустремленности, ответственности и настойчивости, выдержки. Исследование уровня сформированности и развития волевых качеств проводилось на базе СПДС «Колосок» с. Ташелка среди воспитанников старшей группы, в группе 20 человек, дети в возрасте 5-6 лет, из них 10 девочек, 10 мальчиков. В качестве одной из методик была использована методика «Не подглядывай» (автор И.В.Дубровина) с целью выявления уровней развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Ребенку сообщалось, что ему принесли интересную игру, но, прежде чем начать в нее играть, нужно подождать, пока к игре будет приготовлено все необходимое. Главное – не подглядывать, что делает взрослый, " а то будет неинтересно играть". В ходе подсчета результатов учитывались время ожидания и количество подглядываний ребенком. Полученные результаты сравнивались со стандартными оценками уровней: I высокий уровень – время ожидания более трех минут, ни одного подглядывания; II средний уровень – время ожидания от 2 до 3 минут, 1-2 подглядывания; III низкий уровень – время ожидания менее 2 минут, более 3 подглядываний. Результат времени ожидания 3 мин. и более без единого подглядывания показали всего 2 ребенка (10%), из них 2 (10%) девочки и ни одного мальчика. Большая часть обследуемых – 10 человек (50%) показали результат ожидания от 2 мин. 2 сек. до 2 мин. 57 сек., количество подглядываний – 1-2, из них 4 (20%) девочки и 6 (30%) мальчиков. Самый низкий результат ожидания от 0 мин. 44 сек. до 1 мин. 58 сек. показали 8 детей (40%), количество их подглядываний варьирует от 1 до 5, из них 4 (20%) девочки и 4 (20%) мальчика. Так же была использована методика «Закрась фигуры», проводимая с целью определить уровень ответственности и настойчивости в структуре монотонной деятельности. Обследуемым предлагалась инструкция: " Закрасьте эти фигурки очень аккуратно, не выходя за контур". Все данные полученные в ходе работы были так же занесены в таблицу. Полученные данные позволили выделить три группы детей, различающихся по уровню развития таких волевых качеств как настойчивость и ответственность. Первая группа, которая составила 25% дошкольников, из них 3 (15%) девочек и 2 (10%) мальчика, представлена детьми, у которых отмечается низкий уровень развития таких волевых качеств как настойчивость и ответственность. Вторая группа, численность которой составила 50% дошкольников, из них 5 (25%) девочек и 5 (25%) мальчиков, представлена детьми, у которых отмечается средний уровень развития. Третья группа, которая составила 25% дошкольников, из них 3(15%) девочек и 2 (10%) мальчика представлена детьми, у которых отмечается высокий уровень развития волевых качеств. Еще одной методикой в исследовании была методика «Картинки и кружки» для определения уровня выдержки и целеустремленности. В ходе проведения методики использовались парные бланки, на одном из которых сверху и снизу изображено по 2 кружка, а на другом различные картинки. Ребенку одновременно показывалось 2 бланка (с кружками и картинками), и предлагалось внимательно смотреть поочередно на каждый кружок – сначала на верхние, потом на нижние. На картинки смотреть нельзя. Правильность выполнения фиксировалась исследователем по направлению взгляда испытуемого. Анализ выполнения проводился по следующим критериям: 10 баллов высшая оценка – ставилась в том случае, если ребенок при выполнении всех заданий не отвлекался на картинки. Невыполнение условий для каждого задания снижало оценку на 1 балл.Первая группа, составила 40% дошкольников, из них 4 (20%) девочки и 4 (20%) мальчика представлена детьми, у которых отмечается низкий уровень развития таких волевых качеств как ответственность и настойчивость. Вторая группа, составила 55% дошкольников, из них 30% девочек и 25% мальчиков, представлена детьми, у которых отмечался средний уровень развития. Третья группа, составила 5% дошкольников, из них 5% мальчиков, у которых отмечался высокий уровень развития. Проведенное исследование подтвердило поставленную в начале исследования гипотезу о том, что волевые качества мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста характеризуются средним и низким уровнем сформированности и развития упорства и целеустремленности, ответственности и настойчивости, выдержки. Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам. Список литературы: 1 Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский.– М.: Эксмо, 2003. – 512 с. 2 Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие [Текст] / Д.Б. Эльконин; – 4-е издание. – Москва: Академия, 2007. – 384 с. 3 Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Сидячева, Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с. 4 Психологический словарь: термины и понятия общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии и другое [Текст] / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский. – Москва: Педагогика, 1993. – 448с.
|