![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация малых судовСтр 1 из 2Следующая ⇒
ВСТУПЛЕНИЕ Малые суда находят широкое применение в различных отраслях народного хозяйства. Назначение судов этого класса – перевозка небольших групп людей и партий грузов. Малые суда широко используются в качестве служебно-разъездных судов, для ловли рыбы во внутренних водоемах и в прибрежных морских районах, для лесосплава, ведения водолазных и гидрографических работ, освоения прибрежного шельфа, обслуживания флота, охраны государственных границ, а так же для спорта и отдыха. Гамма материалов, применяемых для изготовления корпусных конструкций более разнообразна, чем для строительства больших судов и вследствие этого технология постройки малых судов имеет существенные отличия. В учебном пособии приведена классификация малых судов, перечень и основные характеристики материалов применяемых для постройки, технология изготовления корпусных конструкций и корпуса судна в целом, в зависимости от выбранных материала и средств технологического оснащения применяемых при этом. Данное пособие написано согласно программам курса «Технологические основы постройки малых судов» для специальности 6. 051201 «Корабли и океанотехника», а так же курса «Технология малотоннажного судостроения» для специальности 7. 0512. 0102 «Судокорпусостроение». Пособие также может быть использовано студентами специальности «Менеджмент судостроитель-ного производства».
КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ СУДОВ ВЫБОР МАТЕРИАЛА КОРПУСА Классификация малых судов Вопросы классификации и соответственно ей терминологии в малом судостроении имеют чрезвычайно большое значение. Малые суда должны проектироваться специалистами или специализированными конструкторскими бюро, хорошо знающими условия эксплуатации судов соответствующего типа, требования к их мореходным качествам и прочности, технологию их постройки. В зависимости от типа, назначения, размеров и других факторов, наиболее рациональными материалами для постройки корпуса малого судна могут быть дерево, сталь, легкие сплавы, пластмассы, материалы на основе цемента или комбинация двух-трех перечисленных материалов, в то время как почти все большие суда строятся металлическими, что вызывает необходимость для постройки малых судов иметь специализированные производственные структуры. Для малых судов необходима поставка специальных двигателей и вспомогательных механизмов, электрического, радиотехнического и навигационного оборудования, деталей судовых систем и устройств. Малое судостроение, благодаря своей специфике, имеет свои вопросы, требующие научных исследований, выпуска нормативных и директивных документов. Малые суда различных типов имеют много общего в правовых и технических условиях эксплуатации, в условиях хранения во время навигации и в зимний период, в ремонте и обслуживании. Все выше сказанное подтверждает необходимость принятия единой классификации и терминологии в малом судостроении. Вопрос единых граничных критериев для выделения малых судов в отдельную группу в мировом масштабе так по настоящее время окончательно не решен. Так, например, среди нефтеналивных судов, длина которых нередко достигает 200-300 м, малыми считаются суда до 80 м. В рыбопромысловом флоте малыми считаются суда до 20-30 м длиной. Выделяются малые и среди других типов судов. Попытка установить верхнюю границу длины судов была предпринята Н.К. Дормидонтовым и А.П. Калмычковым. Предложенный критерий (длина судна более 25 м) не получил признания и не использовался в практике судостроения и судоходства. Наиболее интересными являются граничные критерии для выделения малых судов в отдельную группу предложенные П.С. Якшаровым представленные длиной судна L ≤ 20 м и кубическим модулем L× B× D ≤ 350 м2, которые наиболее увязываются с Правилами Регистров Украины и России. Малые суда разных типов классифицируются по следующим признакам: – по назначению: транспортные (пассажирские и грузовые), промы-словые, вспомогательные и рабочие (буксирные, лесосплавные, пожарные, суда береговых спасательных станций и другие), служебно-резъездные, судовые спасательные и рабочие шлюпки, туристические, спортивные и прочие суда; – по району плавания: морские с неограниченным районом плавания, морские ограниченного района плавания, озерные, речные, суда малых рек и озер; – по форме корпуса: круглоскулые, остроскулые, плоскодонные, продольно и поперечноступенчатые (реданные), многокорпусные (катамараны, тримараны), с транцевой кормой, с округлой или заостренной в плане кормой; – по архитектурно-конструктивным признакам: суда открытого типа (беспалубные), частично запалубленные с открытым кокпитом, запалубленные
с рубкой (капом), установленной над палубным вырезом (или несколькими рубками) и кокпитом (открытым или самоотливным), запалубленные с рубками установленными на палубе; – по принципу движения: водоизмещающие, суда переходного режима движения между водоизмещающим и глиссирующим, глиссирующие суда, суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке; – по материалу корпуса: деревянные, стальные, из легких сплавов (алюминиевых, титановых и других), из пластмасс (стеклопластика, термопласта, углепластика, органопластика), из материалов на основе цемента (армоцементные, стеклоцементные), композитные; – по роду двигателя: со стационарным ДВС, с подвесным мотором, с газовой турбиной, суда, движимые энергией ветра, суда, движимые мускульной силой, несамоходные суда и плавучие сооружения, суда с несколькими типами двигателей; – по роду движителя: винтовые, колесные, с воздушным винтом, с водометным движителем, гребные, парусные, с воздушным реактивным движителем, с несколькими типами движителей. Кроме того малые суда можно классифицировать по системе набора, конструкций обшивки, по способам соединений элементов корпусов, а так же выбранному способу и серийности постройки.
|