Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Локальные нормативные акты и их роль в правовом регулировании трудовых отношений
Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Принимается с учетом мнения представительного органа работников. В иных случаях локальный акт может быть принят единолично работодателем. К подобным актам традиционно относят должностные инструкции, положение о персонале. Основным назначением локальных актов является конкретизация законодательства о труде с учетом организации труда и условий конкретного предприятия (организации), повышение гарантий, предоставленных работникам законом и подзаконными актами, а также установление условий труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя. К важнейшим локальным нормативным актам относятся: - локальные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования. Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 162 ТК); -графики сменности, которые определяют чередование работников по сменам, устанавливают продолжительность смен, их количество, продолжительность междусменного перерыва. Принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работни-ков (ст. 103 ТК); -локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда (положения об оплате труда). Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК); -правила внутреннего трудового распорядка, которые устанавливают порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, общие правила выполнения работы, соблюдения пропускного режима, прохождения медосмотров и т.п. Принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ст. 189 и 190 ТК); -должностные инструкции. Утверждаются единолично руководителем организации, если иное не предусмотрено в коллективном договоре, соглашении. Содержат квалификационные требования, права и обязанности работника, выполняющего работу по данной должности; -инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работни-ков (ст. 212 ТК). По решению работодателя (или по соглашению социальных партнеров) могут приниматься и другие локальные нормативные акты, например положение о порядке ведения коллективных переговоров в организации, положение об участии работников в управлении организацией, положение о комиссии по трудовым спорам, положение об общем собрании (конференции) работников организации и т.д. Локальные нормативные акты должны соответствовать трудовому законодательству. Акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными и не подлежат применению с момента их принятия. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. 5. Коллективные договоры и соглашения – значение и порядок заключения Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК). К.д является одной из разновидностей локальных нормативных правовых актов, актов социального партнерства, содержащих общеобязательные правила поведения, установленные сторонами для самих себя в рамках их компетенции. В разработке и одобрении к.д вправе принимать участие все работающие в данной организации непосредственно или через своих представителей.К.д выражает интересы двух социальных групп: работников и работодателей. Первоочередное значение к.д в том, что он позволяет учитывать особенности трудовых отношений в рамках конкретной организации в зависимости от территории, характера работы, категории работников. Сторонами к.д выступают работники в лице их представителей; работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации или иным локальным актом лицом. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это руководителем организации. Коллективный договор, согласно ст. 36 ТК РФ, заключается в ходе коллективных переговоров. Общую процедуру заключения коллективного договора как трудоправовую деятельность можно разделить на несколько стадий: переговоры, разработка проекта коллективного договора, стадия обсуждения и утверждение проекта, подписание его сторонами, стадия действия коллективного договора и выполнение его условий, стадия изменения и дополнения коллективного договора. В некоторых случаях в качестве стадий 21 заключения коллективного договора выделяют стадию контроля за соблюдением сторонами выполнения его условий, однако контроль может осуществляться как самими сторонами, так и другими субъектами. Согласно ст. 50 ТК РФ к.д должен быть направлен работодателем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение семи дней со дня подписания. Контроль за выполнением к.д, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (ст. 50 ТК РФ). Срок действия к.д согласно ст. 43 ТК не может превышать трех лет, а вступление его в силу происходит со дня подписания договора сторонами либо с даты, установленной в коллективном договоре. По истечении указанного срока действие коллективного договора может быть продлено не более чем на три года. Соглашение - это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателем на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Соглашение является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений. Соглашения, как правило, заключаются между тремя социальными партнерами: помимо представителей работников и работодателей в них участвуют исполнительные органы власти соответствующего уровня. Виды соглашений различаются в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений: генеральное - на федеральном уровне, региональное - на уровне субъекта Федерации, отраслевое (межотраслевое) тарифное может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях, территориальное устанавливает общие условия труда, гарантии и льготы работникам на территории муниципального образования. Иные соглашения могут заключаться на любом уровне по отдельным направлениям регулирования трудовых отношений. Порядок разработки проекта соглашения и его заключения предусмотрен ст. 47 ТК. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашений, о начале коллективных переговоров, а также предложить им форму возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Соглашение подписывается представителями сторон. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами, либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников. Контроль за выполнением к.д, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. Понятие, стороны, содержание и структура коллективного договора Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК). Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей; работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации или иным локальным актом лицом. При заключении к.д в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это руководителем организации. Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Статья 41 ТК предусматривает, что содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. Круг вопросов, которые могут решаться в к.д: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления дополнительных отпусков; улучшение условий и охраны труда работников; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений; ответственность сторон, обеспечение нормальной деятельности представителей работников; отказ от забастовок при выполнении условий коллективного договора; другие вопросы.
Понятие, значение и виды принципов трудового права. Содержание основных принципов трудового права Принципы трудового права - это закрепленные действующим законодательством основополагающие руководящие начала, которые выражают сущность его норм. Значение принципов состоит в том, что они отражают политику государства в сфере труда, определяют главные направления дальнейшего развития трудового законодательства России, помогают в правоприменении при пробелах в трудовом законодательстве. В соответствии с Конституцией РФ основными принципами трудового права признаются: - свобода труда; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; - право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; - защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; - обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в т. ч. на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; - равенство прав и возможностей работников; - обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для самого трудящегося и его семьи, и не ниже минимального размера оплаты труда; - обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы; - обеспечение права работников на участие в управлении организацией; - социальное партнерство; - обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; - установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением; - обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод, в т. ч. в судебном порядке; - обеспечение права на разрешение трудовых споров, а также права на забастовку; - обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности; - обеспечение права на обязательное социальное страхование работников. Суть принципа запрещения дискриминации в сфере труда состоит в том, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Вторым важным принципом является принцип запрещения принудительного труда. Принудительный труд, в соответствии с ч. 2 ст. 4 ТК РФ, – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: • в целях поддержания трудовой дисциплины; • в качестве меры ответственности за участие в забастовке; • в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; • в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
|