Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Появление положительных отзывов
Первым печатным высказыванием о «Горе от ума» явился отзыв Н. А. Полевого в его рецензии на альманах «Русская Талия», в котором были впервые напечатаны отрывки из комедии. Отзыв Полевого появился в только что основанном им журнале «Московский Телеграф», занимающем прогрессивные позиции в журналистике тех лет. «Ещё ни в одной русской комедии не находим мы таких острых новых мыслей и таких живых картин общества, какие находим в «Горе от ума», - писал Полевой. -Наталья, Дмитриевна, князь Тугоуховский, Хлестова, Скалозуб списаны мастерскою кистью. Смеем надеяться, что читавшие отрывки позволяют нам от лица всех просить Грибоедова издать всю комедию». Высоко оценив комедию, Полевой указал на злободневность, верность действительности, типичность её образов. Статья Дмитриева вызвала бурю негодования в среде передовых русских литераторов - писателей-декабристов и их единомышленников. На нападки «марателя Дмитриева» ответил, в частности, выдающийся деятель декабристской литературы, один из предшественников Белинского в истории русской критике, А. А. Бестужев-Марлинский, -ответил в обзоре «Взгляд на русскую словесность». Тонко высмеяв в своем обзоре Дмитриева как драматурга, Бестужев непосредственно после оценки дмитриевского «творения» переходит к комедии Грибоедова. Он решительно заявляет, что в «Горе от ума» воспроизведена сама жизнь, что это «живая картина московских нравов» и именно поэтому те, кто как в зеркале узнает себя в ней, с такой злобой ополчаются на комедию. Противников «Горя от ума» Бестужев обвиняет в отсутствии вкуса. «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит её в число первых творений народных», -пророчествено заключает Бестужев свой отзыв. Вскоре после Бестужева в защиту «Горе от ума» выступил с большой статьей О. М. Сомов. Веско, доказательственно отметает Сомов в своей статье нападки Дмитриева. Интересно и убедительно анализирует Сомов образ Чацкого, подвергшийся особенно яростной атаке. Сомов отмечает, что в лице Чацкого Грибоедов показал «умного, пылкого и доброго молодого человека с чувствами благородными и душою возвышенной. Чацкий- живой человек, а не «существо заоблачное», он пылок, страстен, нетерпелив и действует в комедии в полном соответствии со своим характером.» Чацкий сам понимает, сочувственно говорит Сомов, что «только напрасно теряет речи», но «он не в силах владеть своим молчанием». Его негодование вырывается наружу «потоком слов колких, но справедливых». Так объясняет критик поведение героя «Горя от ума» в среде людей, которых Дмитриев назвал «неглупыми, но необразованными». Утверждение Дмитриева, что автор не дал Чацкому «надлежащий противоположности» с обществом Фамусовых, Сомов отвергает, заявляя, что «противоположность между Чацким и окружающими его весьма ощутительна». Вслед за Сомовым выступил критик Одоевский. Он так же указал на высокие достоинства языка «Горе от ума» и подтверждение этой своей точки зрения видит в том, что «почти все стили комедии Грибоедова сделались пословицами».
Последовал отзыв от В. К. Кюхельбекера. Он вполне разделял точку зрения Одоевского на «Горе от ума». В 1825 году Кюхельбекер напечатал в «Московском Телеграфе» стихотворение «Грибоедову». «Горе от ума» стихотворении прямо не упоминается, но поэтический дар Грибоедова оценивается необычайно высоко и оценка эта, конечно, не могла быть связанной в первую очередь с «Горем от ума». Высказывания Кюхельбекера о комедии вливаются в общее русло оценок комедии декабристской критикой. Он отмечает, что «Горе от ума» «чуть ли не останется лучшим цветком нашей поэзии от Ломоносова». «Дан Чацкий, даны прочие характеры - пишет Кюхельбекер, - они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, - и только. Это очень просто, но в сей-то именно простоте - новость, смелость, величие». Важнейшим этапом в освоении наследия Грибоедова русской критикой являются высказывания о «Горе от ума» В. Г. Белинского. Высказывания эти весьма многочисленны и относятся к различным периодам деятельности великого критика. Белинский впервые поставил Грибоедова в ряд крупнейших русских писателей 18 - начала 19 века, охарактеризовав его как «творца русской комедии, русского театра». «Горе от ума» критик оценил как «первую русскую комедию», особо отметив в ней значительность темы, обличительную силу юмора, клеймящего все ничтожное и «вырывающегося из души художника в пылу негодования», достоверность характеров - не построенных по схеме, в «снятых с натуры во весь рост, почерпнутых со дна действительной жизни». Н. Г. Чернышевский со студенческих лет считал «Горе от ума» выдающимся драматическим произведением и подчеркивал «что герои его «очень верно сняты с натуры», что они - живые люди и действуют в соответствии со своим характером. Он называл «Горе от ума» «превосходной комедией», говорил о своей искренней любви к её «благородному автору», отмечал, что Грибоедов «должен разделить с Пушкиным славу преобразователя литературы». Значительным событием в грибоедовской литературе 50 -60 х годов явилась статья Григорьева. Он убедительно показывает, что только такое изображение «высшего света», какое свойственно «Горе от ума», является глубоко реалистическим и от какого бы то ни было преклонения перед этим «темным грязным миром». Анализ образа Чацкого Григорьевым представляет особый интерес. Критик называет Чацкого «единственным истинно героическим лицом нашей литературы»
Некоторые из положений статьи Григорьева получили развитие в известной статье Гончарова «Мильон терзаний». Выдающийся художник-реалист создал единственную в своем роде критическую работу о «Горе от ума», непревзойдённую по мастерству и тонкости анализа. «Горе от ума, -говорит Гончаров, -это картина эпохи. В ней, как луч света в капле воды, отражается вся прежняя Москва и с такою художественною, объективною законченностью и определённостью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю». Но комедия Грибоедова, подчеркивает Гончаров, не только «картина нравов» и не только «живая сатира», но и «картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и, скажем сами за себя - больше всего комедия». Роль Чацкого, по мысли Гончарова - главная роль, «без которой не было бы комедии». Его ум «сверкает, как луч света, в целой пьесе». Столкновение Чацкого с окружающим его обществом определяет «громадный настоящий смысл», «главный разум» произведения, дает ему то живое, непрерывное движение, которое пронизывает его от начала до конца. «Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались нам в память так же твердо, как короли, дамы и валеты на картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах, кроме одного - Чацкого. Так все они начертаны верно и строго, и так примелькались всем. Только о Чацком многие недоумевают: что он такое? Если было мало разногласия в понимании других лиц, то о Чацком, напротив, разноречия не кончились до сих пор и, может быть, не кончатся ещё долго. «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека», -- писал Грибоедов. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была завершена в 1824 году. Она создавалась в период смены одного мировоззрения другим, и вольнодумство в те времена уже имело место. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году. Передовая для своего времени комедия вызвала особый интерес в обществе. Опальный Пушкин, находившийся в ссылке в Михайловском, прочтя комедию, был в восторге от нее. Основной проблемой произведения является так характерная для того времени проблема противостояния двух эпох, проблема двух мировоззрений: «века минувшего», защищающего старые устои, и «века нынешнего», выступающего за решительные перемены. Возможность различных комментариев комедии Грибоедова происходит из-за того, что автор создал самобытный драматургический опыт постижения действительности и ее художественного переосмысления. В произведении только на уровне гипотетической идеи наказан порок. Хотя Гончаров в статье «Мильон терзаний» и утверждает, что Чацкий победил качеством силы новой, но нельзя не учитывать того факта, что формально конфликт завершается поражением героя-идеолога. Фамусовское общество сплачивается в борьбе с новой мыслью, однако и «горе» его обнаруживается в столкновении с передовыми идеями.
Появление пьесы Грибоедова «Горе от ума» стало одним из главных событий литературной жизни 1824-1825 годов. Грибоедов назвал свою пьесу комедией, потому что в основе её лежит, по взгляду автора, комедийный конфликт. В произведениях этого жанра всегда было принято изображать и высмеивать отрицательные черты и пороки общества. Такую задачу поставил перед собой создатель первый первой русской комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин. Традиции Фонвизина были продолжены и развиты Грибоедовым. О своеобразии комедии писали многие критики. Например, В.Г. Белинский сказал так: “Горе от ума – это благороднейшее создание гениального человека”. Наиболее же полный и исчерпываемый отзыв о комедии – это критический этюд И.А. Гончарова «Миллион терзаний»: “Комедия «Горе от ума» есть и критика нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем комедия”. Да, в этой комедии необычно всё. Жанровые особенности этого произведения не многократна, как и вся пьеса. На первый взгляд, это бытовая комедия, так как всё действия происходит в доме Фамусова и в него вовлечены все, кто живёт в нём, а читатель узнаёт о мельчайших подробностях жизни в этом дворянском особняке. Кажется, что Грибоедов не выходит за рамки описания быта этих людей, но мы видим отношение автора комедии к жизни московского барства.
Это произведение отражает конфликт между поколениями дворян в России начала XIX века, и потому может быть названного комедией политической. Но, изображая всё общество, автор не забывал про личности. Он описывает всех и каждого в отдельности. Мы видим чувства и переживания Софьи, Чацкого, Фамусова и многих других персонажей. Следовательно, комедия носит и психологический характер. В центре произведения – проблема ума, достоинства личности, а значит это ещё и философическая драма.
Построена она по правилам классицизма: говорящие фамилии, пространные монологи героев, единство времени и места. Но единство действия не соблюдено. А.С. Грибоедов удивительно точно и метко отражает все проблемы современного ему общества, все его недостатки, показывая типических героев в типических обстоятельствах. А значит комедия Грибоедова – произведение реалистическое с элементами классицизма.
Жанровая неоднозначность, проявлявшаяся уже при создании «Горе от ума» и ярко сказавшаяся в сомой комедии, вызвало многочисленные недоумения и противоречивые оценки. Интрига основана на разного рода недоразумениях, которые разрешаются по ходу действия. Интригу движут звенья случайностей. Сохранены были и традиционные амплуа: Чацкий – незадачливый любовник; Молчалин – удачливый любовник и хитрец; Софья – избалованная сентиментальная девица; Фамусов – отец, которого все обманывают, в то время как он озабочен выгодным браком дочери; Лиза – проницательная, ловкая служанка. Жанровое своеобразие в её трагикомизме. Камнем преткновения стал, собственно говоря, один персонаж, не вмещавшийся не в одно традиционное амплуа – Чацкий. Он герой из другого мира, ему, с его мыслями и чувствами, не место здесь, в этом обществе, среди этих людей. Его пламенные монологи должны были звучать в какой-нибудь трагедии, но не в комедии. Здесь он смешон, смешон своей рассеянной недогадливостью, наивностью, неумением скрывать мысли и чувства, идеалистичностью, неосмотрительностью. Всей своей фигурой он вносит суматоху, беспорядок в мирное течение жизни дома Фамусовых. Он противоречие в том, что чем в более смешные ситуации он не попадает, тем более трагичным становится его положение. Таким образом, мы видим, что в пьесе «Горе от ума» сочетаются четыре различных драматических жанров. Безусловно, главное отличие произведения – комедийная сатирическая направленность. Но благополучного разрешения конфликта здесь нет, в линиях действия, связанных с образом Софьи и Чацкого, можно рассмотреть элементы драмы и трагедии.
Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесённую в русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской общественной сатиры 18 века – сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, всё содержание которого свидетельствовало о его социально-политической направленности.
Грибоедов рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи – с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух эпох - " века нынешнего" и " века минувшего".
Отсюда - необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума» множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.
Комедия с могучей сатирической силой разоблачала " нравы» крепостников. Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия и благоприличия и представить их на суд людской разоблаченными от всех и всяческих украшающих покровов. Грибоедов с блеском выполнил эту задачу. Он запечатлел в «Горе от ума» целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным растлением. Здесь, в этом обществе, действовали «знатные негодяи» и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и «зловещие старухи», ханжи и доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, " разливались в пирах и в мотовстве», а ученье считала «чумой», зловредным и огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям «минувшего века» - «века покорности и страха». «Мораль» их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен - дядя Фамусова Максим Петрович, достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском дворце.
|