![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гиг^на среды развития, воспитания и обучния детей
Санитарно-химические миграционные показатели не превышают ПДК для водных и воздушных сред. Индекс токсичности колеблется вПрсделах75, 4% — 117, 8% и соответствует гигиеническим нормативам (70-120%). Современные ткани и полотна из химического сырья обладают достоверно более высокими показателями гигроскопичности, воздухопроницаемости и низкими показателями электризуемости, по сравнению с тканями, выпускавшимися 20—30 лет назад, и практически не отличаются от натуральных тканей (табл. 7.2). Увеличение доли вложения полиэфирных волокон в хлопчатобумажную ткань с 40% до 80%, в шерстяную с 35% до 65% не приводит к изменению физико-гигиенических свойств. Это позволяет расширять возможность использования современных материалов из химических волокон в производстве детской одежды. Изучение процессов терморегуляции в процессе экспериментальной носки одежды при использовании материалов с разными сочетаниями физико-гигиенических свойств показало, что воздухопроницаемость является ведущим физико-гигиеническим показателем. В настоящее время для санитарно-эпидемиологической оценки тканей используется так называемая реальная нагрузка, определяемая как произведение уровня воздействия на время воздействия. При этом сила воздействия определяется площадью контакта кожей, временной показатель является сложной функцией и определяется возрастом пользователя, а также продолжительностью и частотой носки изделия (рис. 7.1). В зависимости от площади тела, контактирующего с одеждой, изделия подразделяются на имеющие непосредственный контакт с кожей на небольшой поверхности — менее 15% площади тела и не имеющие непосредственного контакта с кожей. Площади поверхности различных частей тела определяются «способом ладони» (рис. 7.2).
В зависимости от возрастных физиологических особенностей изделия подразделяются на изделия для новорожденных, для детей до З лет, 4-7 лет, 8-12 лет, 13-15 лет, старше 16 лет и взрослых. Гигиена среды развития, воспитания и обучния детей В зависимости от продолжительности непрерывной носки и частоты использования изделия делятся на регулярного использования (ежедневно 4 ч и более) и эпизодического (I—2 раза в неделю не более 4 ч). Степень безопасности изделий определяется гигиенической классификацией, где основными классифицирующими элементами являются площадь непосредственного контакта с кожей, возраст пользователя и продолжительность непрерывной носки. В зависимости от площади тела, контактирующего с одеждой, обусловливающей степень перкутанного воздействия, изделия по балльной системе подразделяются на: • имеющие непосредственный контакт с кожей на большой поверхности (от 15% площади тела и более) — 1 балл; • имеющие непосредственный контакт с кожей на небольшой поверхности (менее 15% площади тела) — 2 балла; • не имеющие непосредственного контакта с кожей — 3 балла. В зависимости от возрастных физиологических особенностей изделия по балльной системе подразделяются на изделия для: • новорожденных — 0 баллов; • детей до 3 лет включительно — 1 балл; «детей от 4 до 7 лет включительно — 2 балла; • детей от 8 до 12 лет включительно — 3 балла; • подростков от 13 до 15 лет включительно — 4 балла; • для девушек, юношей и взрослых от 16 лет — 5 баллов. В зависимости от продолжительности непрерывной носки и частоты использования изделия по балльной системе подразделяются на: • регулярного использования (ежедневно от 4 ч и более) — 1 балл; • эпизодического использования (1—2 раза в неделю — не более 4 ч) — 2 балла. В соответствии с гигиенической классификацией по балльной системе для каждого конкретного изделия по специальной формуле определяется классифицирующий показатель (КП), устанавливающий степень риска воздействия изделия на здоровье детей. В зависимости от значения этого классифицирующего показателя изделия подразделяются на 4 класса: • I класс — классифицирующий показатель — 0, 38—0, 55; • II класс — классифицирующий показатель — 0, 56—0, 70; • III класс — классифицирующий показатель — 0, 71—0, 92; • IV класс И классифицирующий показатель — 0, 93—1, 25. Распределение изделий по классам представлено в табл. 7.3. 5*гиеиа среды ра звития, воспита ния и обу чиия ABjJjfc_____________? SS Одежда для детей и подростков, в записи мости от класса, должна соответствовать гигиеническим требованиям по ортанолептическим, | фи»ико~гигиеническим. сани гарно-химическим и токе и кодою гигиеническим показателям, которые определены настоящими еаии*ар* нымн правилами.
Кобальт Медь Никель Ртуть Примечание 'Содержание формальдегида в вытяжках определяется для различного сырьевого состава. К одежде новорожденных предъявляются специальные гигиенические требования- Изделия для новорожденных (первые 28 дней жизни), в том числе недоношенных детей, должны изготавливаться только из натуральных тканей и полотен. Допускается применение химических нитей и волокон для швов изделий, не соприкасающихся с кожей ребенка. Все соединительные швы с обметыванием срезов одежды должны быть выполнены на лицевую сторону Допускается использование отделки из синтетических материалов (кружев, шитья, вышивки, аппликаций) на одежде, предназначенной для кратковременной носки (не более 2 ч). Отделка не должна контактировать с кожей ребенка. В конструкции изделий для недоношенных детей должно предусматриваться: * отсутствие швов и узлов на изделиях в местах возможного соприкосновения головы и тела ребенка с поверхностями; • отсутствие пуговиц и кнопок в местах, прилегающих к телу. Ползунки должны иметь дополнительную внутреннюю подкладку в области стоп из 100% шерсти. Недопустимо изготовление изделий, надеваемых через голову ребенка. На этикетках готовых изделий обязательно должна быть надпись; «Предварительная стирка обязательна». Конструктивные особенности и набор одежды в различные сезоны года важны для детей всех возрастных групп. Белье — одежда, непосредственно соприкасающаяся с кожными покровами, поэтому оно должно способствовать удалению из подо-дежногопространства продуктов обмена (газов, паров влаги, жира). Покрой белья должен быть свободным н удобным, способствоватьвентиляциипододежного пространства для обеспечения нормальногокожного «дыхания». Для белья используются тонкие мягкие ткани трикотажно-вязаной структуры, обеспечивающие высокую воздухопроницаемость, паропроницаемость, гигроскопичность, влагоемкость и гидрофи л ьность. Детское белье не должно иметь толстых, грубых швов, тугих, стягивающих резинок (в трусах резинка должна быть только сзади). Летам в зависимости от климатических и метеорологических условий дети носят одно- или двухслойную одежду. 1-й слой — белье, 2-й слой: для девочек — платье или юбка и блузка, для мальчиков — шорты и рубашка. Ткани, используемые для летних платьев, должны быть, также как и бельевые, мягкими, обладать высокой воздухо- и пароп- ронипземостыо. гигроскопичностью, влагоемкостью, гидрофиль- ностью я теплопроводностью. Покрой летней одежды должен быть свободным и обеспечивать максимальную вентиляцию пододежного пространства. Не рекомендуется использование в конструкции одежды тугих поясов, стягивающих резинок, высоких воротников. Jtamr в помещениях с температурой воздуха выше 20 " С дети носят двухслойную одежду, аналогичную летней по качеству тканей я констру кции. Если температура воздуха в помещении ниже 19 °С, рекомендуется использовать для одежды более толстые ткани, а также ткани из шерстяных волокон, обладающие более высокими теплозащитными свойствами. Одежда может быть трехслойной (с использованием колготок, длинных брюк, кофточек, свитеров и т.д.). Верхняя теплая одежда должна выполнять свою основную задачу - тепловой юляш, а также защиты от атмосферной влаги и ветра. Она должна состоять из 3 слоев. Верхний - покровный слой - изготавливается из тканей, имеющих низкие показатели воздухопрони- юемости, паропронииаемости, гигроскопичности и влагоемкости, что препятствует проникновению холодного атмосферного воздуха в подоле жное пространство и намоканию одежды от снега и дождя, повышая тем самым ее теплозащитные свойства. Для верхнего слоя зимней детской одежды могут быть использованы тканые материалы из натуральных волокон с водоотталкивающей пропиткой или синтетические ткани 2-й теплозащитный слой - должен состоять из материалов, имеющих структуру с большим количеством пор, содержащих воздух (пата, ватин, ватилин, синлипон и др.), изготовленных из натуральных, искусственных или синтетических волокон. Применение синтетических волокон допустимо, так как эти материалы не имеют непосредственного соприкосновения с кожными лок- ровами и должны обеспечивать только высокие теплоизолирующие свойства данного слоя одежды. Внутренний слой — подкладка — изготавливается из тканей, имеющих высокие показатели воздухопроницаемости, паропроницаемости, влагоемкости и гигроскопичности, так как должен обеспечивать оптимальные гигиенические условия в пододежном пространстве. Конструкция детской зимней одежды должна обеспечивать минимальную циркуляцию воздуха в пододежном пространстве и минимальный воздухообмен с окружающей средой. Это обеспечивается созданием большого количества замкнутых пространств в пододежном пространстве — наличием капюшона, манжет, поясов. Наилучшей зимней одеждой является комплект, состоящий из брюк с высоким поясом на бретелях и удлиненной куртки с капюшоном и стягивающей резинкой внизу. Такая конструкция одежды обеспечивает высокий и равномерный теплозащитный эффект и не стесняет движений ребенка. Теплозащитные свойства одежды можно оценить с физиолого-гигиенических позиций. Наиболее полное представление о теплоизоляционных свойствах одежды дает определение энерготрат, изменения величин кожных температур и определения плотности теплового потока — количества тепла, теряемого путем радиации и конвекции в единицу времени с единицы поверхности тела. Теплозащитная способность одежды — это ее способность к снижению плотности теплового потока. Тепловой поток реагирует на изменения температуры окружающей среды и теплозащитных свойств одежды. По величине теплоотдачи, средневзвешенной температуре кожи, метеорологическим (микроклиматическим) условиям можно рассчитать «сопротивление», которое оказывает одежда теплоотдаче организма, т.е. дать количественную оценку тепловых свойств одежды. Тепловое сопротивление одежды определяется с использованием расчетного метода по формуле A. Barton — Г.М. Кондратьева: _ tcp.es.mesa — и /о ------------ #-/„ где 10 — тепловое сопротивление одежды (°С • м2/Вт); I, — тепловое сопротивление воздуха пододеж ного пространства (°См2/Вт); < вмМвш" ~ средневзвешенный показатель температуры кожи (°С); Н — средневзвешенный показатель плотности теплового потока (Вт/м2); t„ — температура воздуха внешней среды (°С). Тепловой комфорт человеку в условиях относительного покоя или занятому легкой работой обеспечивает одежда с теплоизоляцией, равной 0Л5 'Ом-./Вт. Эту величину принимают за единицу теплоизоляции и в литературе обозначают символом «с! о». Для гигиенической оценки теплового сопротивления одежды можно руководствоваться данными табл. 7.7.
Обузь является составной частью комплекта одежды, Она защищает организм or охлаждения и перегревания, предохраняет стопу от механических повреждений, содействует мышцам и связкам в удержании свода стопы в нормальном положении, тем самым способствуя сохранению рессорной, амортизационной функции. Обувь определяет удобство передвижения, влияет на двигательную активность летей, является причиной большого количества деформаций и заболеваний стоп. Для детей выпускаются различные виды обуви: круглосезонная, летняя, зимняя и весенне-осенняя; наряду с этим — повседневная, модельная, домашняя, дорожная, национальная, спортивная и др. С гигиенических позиций обувь должна: * охранять организм ребенка от неблагоприятных метеорологических воздействий и механических повреждений; # аэшветс'твовапгь аиэтомо-фигиологическим особенностям орга низма ребенка, в первую очередь его сто пы; ♦ обеспечивать благоприятный микроклимат вокруг стопы, способствовать поддержанию необходимого температурно-нлажпостного режима при любых микроклиматических условиях внешней среды. Гигиенические требования к обуви для детей и подростков складываются из требований к конструкции обуви, которые определяются особенностями строения стопы в период роста, а также требований и к материалам, из которых изготавливается обувь. Детская стопа характеризуется радиальной формой с наибольшей шириной на концах пальцев веерообразной формы. У взрослых наибольшая ширина отмечается в области 1—V плюсневых суставов. Для детской стопы характерны иное, чем у взрослых, соотношение пяточной и передней частей стопы, относительно более длинная ее задняя часть, что должно учитываться при конструировании обуви (особенно колодки). Скелет стопы в детском возрасте образован хрящами. Окостенение завершается лишь с окончанием роста, поэтому под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. В связи с этим такие качества, как гибкость, тол- шина, масса обуви, а также теплозащитные свойства подлежат гигиеническому нормированию. Обувь для детей подбирается в соответствии с размерами, определяемыми по длине стопы: расстояние между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца. За единицу измерения принят миллиметр, разница между номерами составляет 5 мм (табл. 7.8). Основными элементами обуви являются верх (носочная часть, задних, союзка, берца и голенище) и низ (подошва, стелька, каблук). Носочная часть обуви должна быть шире пучковой (часть стопы на уровне плюснефаланговых суставов). Низ обуви (стелька, подошва, каблук) должен иметь оптимальные показатели жесткости — сопротивление (выраженное в килограммах) изгибу по линии, соединяющей головки I и V плюсневых костей, до угла 25е. Сте.1ька — внутренняя деталь обуви, имеющая тесный контакт с кожей стопы и способствующая созданию комфортного температур- но-влажностного режима во внутриобувном пространстве. Она должна обладать пластичностью, тепло- и влагозащитными свойствами, гигроскопичностью и вентиляционной способностью и должна изготавливаться только из натуральной кожи. Подошва — основной элемент низа обуви. Подошва должна иметь оптимальные гибкость, толшину, массу и теплозащитные свойства. Гибкость обуви регламентируется и должна составлять для гусарико- вой обуви — 7 Н/см, для дошкольной обуви — 10 Н/см, для мальчиковой школьной обуви - 9-13 Н/см, для девичьей школьной обуви - 8-10 Н/см. Толщина подошвы нормируется в зависимости от использованных материалов и типа обуви (табл. 7.9).
Для детской обуви допускаются ниточные и комбинированные методы крепления, обеспечивающие большую гибкость в пучковой области, легкость, лучшие показатели воздухопроницаемости и вентилиру- емости внутриобувного пространства. При применении пористой резины, полиуретана и других материалов возможно использование клеевого и литьевого методов крепления, обеспечивающих водонепроницаемость обуви. Теплозащитные свойства подошвенных материалов зависят от их теплопроводности. Чем ниже теплопроводность материалов, тем выше их теплозащитные свойства. Из применяемых в настоящее время материалов пористая резина по теплозащитным свойствам значительно превосходит натуральную кожу и резину монолитной структуры. При этом с увеличением влажности окружающей среды теплопотери натуральной кожи и шерсти (валенок) увеличиваются, а теплозащитные свойства пористой резины не изменяются. Это создает преимущество применения в детской обуви пористых резин для подошв, которые могут обеспечивать не только теплозащитные свойства, но и необходимую толщину, гибкость и противоскользящие свойства обуви. Каблук искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессор- ность, защищает пятку от ушибов о почву, а также повы шает износоустойчивость обуви. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки). Высота каблука: для дошкольников - 5-Ю мм, для школьников 8—10 лет — не более 20 мм, для мальчиков 13-17 лет — 30 мм, для девочек 13—17 лет — до 40 мм. Повседневное ношение обуви на высоком (выше 4 см) каблуке девочкам-подросткам вредно, так как затрудняет ходьбу, смещая центр тяжести вперед. При этом формируется большой поясничный изгиб, меняется положение таза, что может привести к уменьшению его продольного размера. При ходьбе на высоком каблуке нет достаточной устойчивости, стопа скатывается вперед, пальцы сжимаются в узком носке, нагрузка на передний отдел стопы увеличивается, в результате чего развиваются уплощение свода стопы и деформация пальцев. На рис. 7.3 показано распределение нагрузки на различные отделы стопы в зависимости от высоты каблука.
Обувь не должна сжимать стопу, нарушать крово- и лимфообращение, препятствовать естественному развитию ноги. Высота обуви нормируется в зависимости от ее вида и рода (табл. 7.10).
Задник — деталь верха обуви, расположенная в пяточной части для сохранения ее формы. Задник должен охранять пятку, предупреждать ее деформацию, не допускать скольжения стопы кзади. Для изготовления задника используется более толстая натуральная кожа. Производство обуви без задника допускается для детей старше 11 лет. Носок — наружная деталь верха обуви, закрывающая тыльную поверхность пальцев столы до уровня плюснефаланговых суставов. Подносок — деталь верха, расположенная между подкладкой и верхом в носочной части для сохранения ее формы. Он предохраняет палыды столы от травм, и его длина не должна превышать области плюснефаланговых суставов. Детская обувь должна иметь надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям. Для этого используются различные виды крепления: шнуровка, ремни, застежка типа «молния», «липучка» и др. Открытые туфли без застежек (типа «лодочек») недопустимы в дошкольной обуви. Масса обуви зависит от вила крепления, конструкции и используемых материалов (табл. 7.11). Долина 7.11. Нормы массы обуви
Нормы массы ботинок увеличиваются по сравнению с массой полуботинок на 10 г — для гусариковой; на 15 г — для младшей детской; на 20 г — для детской; на 25 г - для школьной; на 30 г — для мальчиковой. Для верха детской обуви всесезонного назначения рекомендована натуральная кожа. Для летней обуви наряду с кожей используются различные текстильные материалы целиком или в комбинации с кожей (рогожка, полудвунитка, прогулочная, джинсовая и др.). В утепленной обуви для верха рекомендуются сукно, драл, полушерстяные, шерстяные материалы, фетр, войлок и др. Для подкладки рекомендуются натуральная кожа и хлопчатобумажные материалы. Для изготовления детской обуви могут использоваться полимерные материалы шш натура.1ьные материалы с вложением химических волокон. Последние регламентируются санитарными нормами и правилами.
|