![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Железнодорожного транспорта
Убийства являются одним из весьма распространенных преступлений на транспорте и совершаются из хулиганских побуждений, на сексуальной почве, с целью разбоя, по бытовым мотивам. Местами совершения убийств могут быть как подвижной состав, так и перрон, район станции. В связи с обнаружением трупа на объектах железнодорожного транспорта могут быть выдвинуты общие версии: убийство, самоубийство, несчастный случай, ненасильственная смерть. Следственные ситуации, формирующиеся на первоначальном этапе расследования уголовного дела об убийстве, могут существенно отличаться друг от друга. Среди чаще встречающихся можно выделить следующие: - обнаружен труп с признаками насильственной смерти, подозреваемый задержан непосредственно после совершения преступления; - обнаружен труп с признаками насильственной смерти, однако подозреваемого нет; - поступило заявление об исчезновении человека. Имеются обоснованные предположения о его убийстве; - преступление замаскировано под несчастный случай (подкладывание трупа под поезд, подбрасывание трупа или его частей в разные вагоны). Перечисленные следственные ситуации, прежде всего, определяют основные направления расследования убийства на первоначальном этапе. Особенности осмотра места происшествия вытекают из специфики характера убийства (применение оружия, отравление, сбрасывание с движущегося поезда и пр.). Важным является поиск и осмотр следов и вещественных доказательств. В процессе осмотра места происшествия могут быть выявлены признаки, подтверждающие ту или иную выдвинутую версию. Признаками, позволяющими предположить, что на месте обнаружения трупа совершено убийство могут быть: 1) следы ног преступника и потерпевшего. Отыскание следов ног в полосе отводажелезной дороги облегчается тем, что полотно покрыто мягким грунтом, на котором хорошо видны следы. Однако эти следы могут быть и непригодными для идентификации, поскольку на сыпучем грунте плохо отображаются индивидуальные признаки обуви. Наряду с этим на месте происшествия могут быть и иные следы, не относящиеся к исследуемому событию. Поэтому следует опросить лиц, находившихся вблизи места происшествия, с целью установления принадлежности следов; 2) следы борьбы, обнаруженные как на месте происшествия, так и на потерпевшем; 3) большое количество следов крови в виде лужи, потоков и брызг на грунте под трупом или возле него, если на трупе имеются повреждения, связанные с утратой крови. Следует подчеркнуть, что направление потоков крови должно соответствовать положению трупа; 4) поза трупа, наличие ссадин, царапин; 5) орудие преступления – ножи, огнестрельное оружие, гильзы, металлические и иные предметы, оставленные возле трупа или недалеко от него; 6) вещи потерпевшего, оставленные преступником как не представляющие ценности, если убийство совершено с целью разбоя, а также личные вещи убийцы, если он переодевался в одежду потерпевшего; 7) состояние одежды потерпевшего; 8) отсутствие следов волочения, сбрасывания трупа с поезда и прочие обстоятельства, которые могут подтверждать иные предположения. Признаками, свидетельствующими о сбрасывании трупа с поезда могут быть: - следы наслоения на грунте в результате падения трупа с поезда. В случае сбрасывания с поезда еще живого человека на земле от первых столкновений ног с землей остаются глубокие прерывистые следы, которые заканчиваются на месте падения потерпевшего. Труп в этом случае будет находиться за колеей. Следует обратить внимание на состояние обуви потерпевшего. В процессе столкновения ног с землей могут отрываться каблуки или даже подошва. На обуви наличествуют царапины с мелкими частицами щебня, песка в них; - проездные документы, находящиеся в одежде потерпевшего, которые указывают на то, что он ехал в поезде перед смертью; - поза трупа. Труп, сброшенный с поезда, который движется на большой скорости, отлетает в сторону, скатывается под откос, часто попадает в водяные кюветы; - наличие на трупе или на полотне сена, соломы, дегтя, кусков угля и других предметов, выброшенных преступником из товарного поезда с трупом или после того, как труп был сброшен; - несоответствие потоков крови на трупе и расположения трупных пятен на позе трупа, в которой он был обнаружен. В случае обнаружения трупа в самом поезде необходимо установить время наступления смерти. Это важное обстоятельство можно использовать для определения участка дороги, где было совершено убийство, что позволит приблизительно установить наиболее вероятное местонахождение преступника и сузить круг мероприятий по его розыску. Специфика работы на транспорте требует немедленного установления и допроса очевидцев убийства, лиц, которые нашли труп или его части, сообщили о преступлении. Существует несколько путей: - установление свидетелей путем опроса граждан, находившихся в районе происшествия, а также ехавших с потерпевшим; - установление свидетелей, проживающих вблизи места обнаружения трупа; - установление свидетелей в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий; - сообщения в средствах массовой информации о необходимости оказания помощи. В качестве свидетелей могут быть опрошены: лица, обнаружившие труп; лица, которые сообщили об обнаружении трупа; очевидцы события; иные лица (родные, близкие, знакомые). Допрос свидетелей предусматривает выявление следующих обстоятельств: когда и в связи с чем свидетель оказался на месте происшествия; с кем он был; не проявлял ли потерпевший признаков жизни; не видел ли допрашиваемый при каких обстоятельствах было совершено убийство; что он видел или слышал; сколько было преступников, их внешность, особые приметы, во что они были одеты; о чем разговаривали; как обращались друг к другу; как долго пребывали на месте происшествия; в каком направлении скрылись и пр. Тщательные действия следователя по делам об убийстве неустановленного лица детально проанализированы выше. Предложенные рекомендации следует учитывать и при раскрытии убийств, совершенных на объектах железнодорожного транспорта. Преступник, который совершил убийство на транспорте и уехал с места преступления на большое расстояние полагает, что уличить его в содеянном невозможно. Поэтому во время задержания и на первых допросах он не дает правдивых показаний. Лицо, замаскировавшее убийство под несчастный случай, обычно пытается и на допросе пояснить смерть потерпевшего. Однако несоответствие его показаний фактическим обстоятельствам может быть использовано для установления истины. Для розыска убийцы оперативные работники после сообщения в средствах массовой информации о совершенном преступлении, осуществляют опрос граждан, которые могли видеть потерпевшего в кругу известных и неизвестных лиц. Раскрытие убийства на транспорте предполагает необходимость использования современных криминалистических научно-технических разработок. Вместе с тем, определенный положительный результат могут дать и традиционные способы воспроизведения личности преступника с использованием словесного портрета, фоторобота, который составляется с помощью свидетеля-очевидца (в т.ч. с применением компьютерной техники). При наличии определенного круга информации проводят проверку по криминалистическим учетам. При раскрытии убийств на транспорте свою специфику имеет и такое следственное действие как воспроизведение обстоятельств и обстановки событии. Его проведение не должно усложнять нормальное движение поездов на участках, где проводится это следственное действие. В некоторых случаях воспроизведение сопровождается сложными техническими расчетами, а иногда несет повышенную опасность для жизни и здоровья участников. В связи с этим во время планирования этого следственного действия следует принять меры безопасности.
|