Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действие второе. Сгоревшая квартира Бориса






Сгоревшая квартира Бориса. Везде гарь. Только кровать цела. Борис лежит в ней. Елена из кухни несет ему кофе.

 

ЕЛЕНА. Кофе вкусный?

БОРИС (пробует кофе). Очень. Мне никто не варил такой обалденный кофе.

ЕЛЕНА. Я вкладываю в него всю душу, любовь…

БОРИС. Ты потрясающе готовишь!

ЕЛЕНА. Может, пока еще там мебель дымится, шашлык приготовить?

БОРИС. Нет, я насытился твоей любовью.

ЕЛЕНА. Я никак не ожидала, что ты набросишься на меня… как рысь, гепард и антилопа гну! Все звери сразу! Впрочем, все мужчины от природы скоты… Наверное, хорошо, что мы сразу сожгли и мосты, и твою квартиру. Мой брак – ошибка, а ты – домашняя работа над ошибками!

БОРИС. Твой муж, наверно, дурак, если не хочет такую женщину…

ЕЛЕНА. Он ужасный, ужасный эгоист… Ай… как все мужчины… Впрочем, тебе я тоже когда-нибудь надоем…

БОРИС. Нет, с тобой моя жизнь приобрела иной смысл.

ЕЛЕНА. А о Диане ты уже не думаешь?

БОРИС. Нет… Нет…

ЕЛЕНА. Судя по телефонным разговорам, эта Диана согревает только постель, но не душу.

БОРИС. Да, ты согреваешь все сразу. (Молча пьет кофе).

ЕЛЕНА. Да что с тобой? Ты от меня что-то скрываешь? Да не качай головой… У влюбленной женщины обостренная интуиция… Что тебя терзает?

БОРИС. Я переживаю из-за работы.

ЕЛЕНА. Как можно переживать о работе, если ты не работаешь уже три месяца?

БОРИС. Вот поэтому и переживаю! Для мужчины работа имеет большое значение. Я не зарабатываю. Я скучаю…

ЕЛЕНА. Если тебе нужны деньги, скажи мне…

БОРИС. Я не могу брать деньги у женщины!

ЕЛЕНА. Так это не мои деньги, а мужа.

БОРИС. Тем более! Я не могу брать деньги у мужа!

ЕЛЕНА. Я тебя не понимаю! У женщины брать не можешь! И у мужчины не можешь! Что в этом плохого? Он дает мне деньги, чтобы я их тратила, как мне хочется. А я их трачу на тебя, как тебе хочется. Круговорот бабок в природе!

БОРИС. Я хочу сам зарабатывать бабки.

ЕЛЕНА. Зачем? Понимаешь, я трачу деньги мужа на всякую дребедень и не испытываю счастья, которое дарил бы ты мне, тратя деньги моего мужа на дело.

БОРИС. Хм. Ты необыкновенная. Ты так легко решаешь все проблемы. И умеешь божественно готовить… и в постели ты великолепна… и как подруга ты идеальна… Ты… совершенна!

ЕЛЕНА. Значит, ты теперь счастлив?

БОРИС. Да! Вполне! Очень, очень счастлив!

ЕЛЕНА. А я не совсем.

БОРИС. Что такое?

ЕЛЕНА. Мне для счастья не хватает самого малого… Могу я обратиться к тебе с просьбой… маленькой-маленькой… ты ее выполнишь?

БОРИС. Ну конечно. Конечно! Я все сделаю для тебя! Говори.

ЕЛЕНА. Точно сказать?

БОРИС. Ну конечно, моя радость.

ЕЛЕНА. Убей моего мужа.

БОРИС. Что?!

ЕЛЕНА. Мужа моего немножко убей для полного счастья.

БОРИС. Зачем его убивать? (Улыбается).

ЕЛЕНА. Чтобы нам и по ночам быть вместе.

БОРИС. Но он дает деньги.

ЕЛЕНА. Да… Но после его смерти у нас будут все его деньги.

БОРИС. Но убить… это как-то некорректно, некультурно, непорядочно.

ЕЛЕНА. Это актуально, модно, злободневно.

БОРИС. Я даже с ним не знаком.

ЕЛЕНА. Какой ты правильный и милый. Ты абсолютно прав. Завтра придешь к нам на ужин и познакомишься с ним. А потом уже убьешь. Потом он умрет. Потом мы его похороним. Потом я получу наследство. Потом мы с тобой распишемся. И потом уже никогда не расстанемся до самого гроба! (Елена целует Бориса. Гром и молния). А пока я займусь ремонтом твоей квартиры!

 

Музыка и шум дождя. Входят танцующие рабочие с обоями. Танец. Свет. Квартира Елены. Ее муж Михаил сидит в кресле. ЕЛЕНА ходит по комнате.

 

ЕЛЕНА. Миша, почему ты так спокоен?

МИХАИЛ. Я всегда спокоен.

ЕЛЕНА. Даже не хочешь знать, как его зовут? Кто он по профессии? Где я с ним познакомилась?

МИХАИЛ. Зачем столько вопросов? Если ты его пригласила, значит, он порядочный человек.

ЕЛЕНА. Он еще и красивый мужчина.

МИХАИЛ. Эта деталь для меня лишняя.

ЕЛЕНА. Внешность имеет значение. Ты же должен за ужином видеть не абы-что, а высокого, атлетического мужчину с искрящимися глазами.

МИХАИЛ. Разве мы ужинать будем в Лувре, а не в ресторане? Может, мне еще билет купить на его просмотр?

ЕЛЕНА. И в отличие от тебя он ко мне хорошо относится.

МИХАИЛ. Я так рад.

ЕЛЕНА. И предупреждаю: он трепетный и ранимый. В последнее время он сильно страдал из-за женщины.

МИХАИЛ. Бывает.

ЕЛЕНА. С этой женщиной он ехал на машине и попал в автокатастрофу…

МИХАИЛ. Как я его понимаю.

ЕЛЕНА. Но теперь он почти поправился. (Пауза). Я говорю, что он выздоровел!

МИХАИЛ. Кто выздоровел?

ЕЛЕНА. Борис.

МИХАИЛ. Какой Борис?

ЕЛЕНА. Мой друг, который будет ужинать с нами.

МИХАИЛ. А! Этот! Так его зовут Борис!

ЕЛЕНА. Да! Тебе нравится его имя?

МИХАИЛ. А я могу поменять?

ЕЛЕНА. Ты скорчил такую гримасу, когда услышал имя Борис.

МИХАИЛ. Да хоть пусть его зовут Буратино, лишь бы тебе хорошо было.

ЕЛЕНА. Он не виноват, что его так зовут: ему дали такое имя родители.

МИХАИЛ. Правда? Никогда бы не подумал!

ЕЛЕНА. Тебя родители назвали Михаилом! А меня Еленой.

МИХАИЛ. Так нормальное же имя Борис.

ЕЛЕНА. Тебе нет никакого дела ни до меня, ни до моих друзей. Даже если бы я дружила с убийцей, тебе бы тоже было все равно.

МИХАИЛ. Убийцы интересные бывают.

 

Пауза.

 

ЕЛЕНА. Ты так стал ужасно одеваться.

МИХАИЛ. С чего бы это?

ЕЛЕНА. Потому что я раньше тебе все покупала. А теперь ты сам где-то берешь отвратительные галстуки и носки. А я тебе покупала все элегантное.

МИХАИЛ. Всё, что на мне, купила ты год назад.

ЕЛЕНА. Разве? Переоденься. А то будет стыдно перед Борей.

МИХАИЛ. Нет, мне не стыдно перед твоим другом показать твой вкус.

ЕЛЕНА. Все мужчины одинаковые. Мстительные змеи! Сейчас же переоденься!

МИХАИЛ. Даже не подумаю.

ЕЛЕНА. Ты отказываешь мне?

МИХАИЛ. Видишь ли, дорогая…

ЕЛЕНА. Не называй меня " дорогая". Я уже давно тебе не дорогая.

МИХАИЛ. Хорошо, недорогая жена моя, я тебе тоже уже давно не дорогой, поэтому займись гардеробом своего друга, если хочешь, а меня оставь в покое.

ЕЛЕНА. Хорошо. А почему ты не спрашиваешь, что я делала сегодня?

МИХАИЛ. Ты и сама все расскажешь, если захочешь.

ЕЛЕНА. Я провела фантастический шоппинг.

МИХАИЛ. Еще бы.

ЕЛЕНА. Я истратила уйму денег за последние три месяца. Страшно даже подумать, сколько! Все так подорожало, так подорожало… Что ты так смотришь? Давай! Ругай меня! Отчитывай! Скажи, что я ветреная, трачу все на ерунду какую-то! Что я растеряха! Скажи, что у меня дырявые руки! Говори! Не молчи!

МИХАИЛ. Если тебе доставляет удовольствие жить с дырявыми руками, так и живи! Хочешь быть транжиркой, так транжирь.

ЕЛЕНА. Гад! Ты со всем соглашаешься, равнодушный сноб!

МИХАИЛ. Потому что ты всегда права.

ЕЛЕНА. В мире кризис! В Греции голодают! В Испании нищета! А ты равнодушно мне разрешаешь тратить деньги! Ты аморальный тип! Это же чудовищно! При этом ты даже ни хвалишь, ни ругаешь мое новое платье! Это так безответственно.

МИХАИЛ. К сожалению, я за три последних месяца видел тебя так редко, что даже не знаю, какое на тебе платье.

ЕЛЕНА. Потому что ты интересуешься не мной, а Галактикой. Звезды Млечного пути тебя волнуют больше, чем украшения твоей жены! А черные дыры затягивают тебя сильнее, чем происшествия в твоем собственном доме…

МИХАИЛ. А что происходит в моем доме?

ЕЛЕНА. Ты загубил мою жизнь.

МИХАИЛ. Я дал тебе полную свободу…

ЕЛЕНА. Если бы ты меня любил, ты бы запирал меня на ключ!

МИХАИЛ. Так ты всего лишь этого хочешь?

ЕЛЕНА. Я хочу совместную жизнь.

МИХАИЛ. Так мы и так живем вместе.

ЕЛЕНА. Тебе нечего сказать мне!

МИХАИЛ. А сейчас, что мы с тобой делаем?

ЕЛЕНА. Ты… Ты потолстел!

МИХАИЛ. Нет. Я взвешиваюсь каждый день. Я ни на грамм не поправился.

ЕЛЕНА. Значит, ты распух! Зачем ты ешь в ресторанах?

МИХАИЛ. А что мне делать в ресторане? Прыгать на скакалке с шеф-поваром?

ЕЛЕНА. Не есть четыре раза в день!

МИХАИЛ. Лена, я ем два раза в день.

ЕЛЕНА. Ты два раза в день ешь все, что тебе положат на тарелку! А на тарелку надо класть столько, чтобы не умереть от голода!

МИХАИЛ. Давай разойдемся.

ЕЛЕНА. Чтобы ты сошелся с другой обжорой? И она бы тебя совсем раскормила?

МИХАИЛ. Тогда ты сойдись с другим…

ЕЛЕНА. Дело не во мне! Я могу найти себе другого мужчину. Но я не могу дать тебе возможность разбить жизнь другой женщины, как ты разбил мою. Ты будешь со мной!

МИХАИЛ. До каких пор?

ЕЛЕНА. До самой смерти!

 

Раздается звонок в дверь.

 

ЕЛЕНА. Это смер… смеркается… наверное, Борис пришел на ужин.

 

Елена открывает дверь. Борис проходит в комнату.

БОРИС. Добрый вечер.

ЕЛЕНА. Это мой муж. Михаил, познакомься, это Борис.

МИХАИЛ. Очень приятно.

БОРИС. Взаимно.

ЕЛЕНА. Мой муж интересуется…

МИХАИЛ. Астрономией.

БОРИС. Правда? Я тоже интересуюсь астрономией!

ЕЛЕНА. Правда? И ты?

БОРИС. Да! Ты не знала? Я еще полгода назад облюбовал крышу вашего дома, чтобы наблюдать ночью за звездами.

МИХАИЛ. А я люблю рано утром выходить на крышу и смотреть в телескоп за Венерой.

БОРИС. У вас есть телескоп?

МИХАИЛ. Можно на ты? Конечно, есть.

БОРИС. И у меня был, но… сгорел…

ЕЛЕНА. Не слушай его, Миша. Боря чуткий человек и старается расположить тебя к себе.

БОРИС. Лена, что ты говоришь? Я не лицемер.

ЕЛЕНА. У тебя действительно есть страсть к астрономии?

БОРИС. Да!

ЕЛЕНА. А почему ты мне не сказал?

БОРИС. А у меня разве раньше была возможность поговорить о Солнечной системе?

ЕЛЕНА. Так! У меня скоро начнется затмение.

МИХАИЛ. Да, кстати, скоро будет лунное затмение. Мы можем вдвоем хорошо подготовиться к его просмотру.

БОРИС. Великолепная мысль. У меня такое было продолжительное затмение в жизни, что я затосковал по другим планетам.

МИХАИЛ. Да. Они так очищают душу, мысли, чувства. Если бы не моя крыша, то я бы не чувствовал такого облегчения в жизни от глупых забот, людей...

БОРИС. Да. На Земле не осталось больше тайн. А там, в космосе столько загадок.

ЕЛЕНА (перебивая). Хватит космоса! Поговорить больше не о чем? Дорогой Боря, я пригласила тебя к нам, чтобы ты бы познакомился с моим мужем, и понял, что он за человек, прежде чем…

МИХАИЛ. Прежде чем что?

ЕЛЕНА. Прежде чем… жениться.

МИХАИЛ. Ха! Так на примере нашего брака Борис хочет увидеть, как мужчина может выжить с такой женщиной, как ты? Так вот, Борис, посмотри на меня: как видишь, я еще живой.

ЕЛЕНА. Вот именно: еще.

МИХАИЛ. Может перед рестораном аперитив, дорогая?

ЕЛЕНА. Слушаю и повинуюсь, дорогой. (уходит).

БОРИС. Твоя жена – своеобразная…

МИХАИЛ. Да, и очень… темпераментная. Если ей что-нибудь взбредет в голову…

БОРИС. Я это уже понял.

МИХАИЛ. Уже? Как тебе повезло!

БОРИС. Можно сказать, с первой встречи.

МИХАИЛ. Ты еще и психолог. А как вы познакомились?

БОРИС. Она была… как это сказать… свидетелем одной дурацкой аварии… за рулем был не я, а одна женщина…

МИХАИЛ. Женщины за рулем – это народное бедствие. Я никогда, даже пьяный, не сажусь в машину, если за рулем моя жена.

БОРИС. Ты совершенно прав.

МИХАИЛ. Она несется по жизни, не замечая препятствий, светофоров, людей! Она потрясающая женщина, но ее сумасбродство потом связывает тебя по рукам и ногам. Вначале это интересно, захватывающе, но потом понимаешь, что в жизни есть стабильные вещи. Мне даже пришлось отдалиться от нее, чтобы выжить. Раньше у нас был период безоблачного счастья. А потом нас атаковали кометы, метеориты… Я увидел в нашем браке негатив. И дал Лене больше свободы… чтобы она встречалась с другими людьми… занималась собой, не зацикливалась… чтобы у нее была своя жизнь…

ЕЛЕНА (возвращаясь с двумя фужерами). У меня одно условие. Я хочу, чтобы ты, Миша, переодел галстук.

МИХАИЛ. Смотри, Борис, что тебя ждет после свадьбы.

 

Михаил выходит.

 

ЕЛЕНА. Вот видишь? Видишь, какой он мерзкое чудовище?

БОРИС. Да нет, не вижу.

ЕЛЕНА. Твоя деликатность тебя погубит! Не защищай его. У меня и так из-за него издерганы нервы. Думаешь, мне легко смотреть на него и вспоминать первые годы счастливого брака? Я ненавижу его из-за этого! Воспоминания изводят меня. Я не выношу его юмора, равнодушия, цинизма. Знаешь, что он мне предложил перед твоим приходом?

БОРИС. Боже! Что?!

ЕЛЕНА. Развод!

БОРИС. Так это хорошо! Это классный выход!

ЕЛЕНА. Что ты несешь? Какой выход? При разводе я получу только половину имущества. А главное, как мы будем счастливы с тобой вместе, если я буду несчастлива от мысли, что он счастливо живет без меня? Я с ума сойду!

БОРИС. Мне кажется, что ты не ненавидишь его, а ревнуешь.

ЕЛЕНА. Вот еще! Нет. Просто даже бывший муж должен быть только моим. И быть рядом со мной! Хоть в траурной урне! И другого выхода нет! Нет.

 

Возвращается Михаил в другом галстуке.

 

МИХАИЛ. Этот подойдет?

ЕЛЕНА. Вполне.

МИХАИЛ. Тогда в ресторан?

 

Троица выходит. На сцене появляются танцующие официанты. Они поворачивают торшеры на антенны как кресты. Теперь это снова крыша. Вечер, звезды. К Борису подходит Елена.

ЕЛЕНА. Что ты здесь делаешь?

БОРИС. Мне захотелось подойти к краю и посмотреть на небо…

ЕЛЕНА. Зачем тебе смотреть на небо, если ты со мной?

БОРИС. Знаешь, Лена, мне хорошо с тобой, я люблю обнимать тебя, разговаривать с тобой… А еще больше я люблю с тобой молчать и смотреть на небо.

ЕЛЕНА. Когда мы ссорились с Мишей, он вставал и смотрел на небо… Он предпочитал любую абстракцию моей конкретной любви. Я заботилась о нем, а он отплатил мне черной неблагодарностью. Надеюсь, ты не такой же…

БОРИС. Лена…

ЕЛЕНА. Он холодный человек, как лед в коктейле, и жуткий эгоист. Он не думает обо мне.

БОРИС. Он думает, но не так…

ЕЛЕНА. Ты любишь меня?

БОРИС. Люблю.

ЕЛЕНА. Как ты можешь говорить, что меня любишь, и при этом не питать ненависти к человеку, из-за которого я страдаю?

БОРИС. А зачем?

ЕЛЕНА. Мне кажется, что ты недостаточно меня любишь. Так и скажи, пока не поздно. Скажи мне прямо в глаза, чтобы я разочаровалась и в тебе тоже и бросилась вниз…

БОРИС. Что значит недостаточно?

ЕЛЕНА. Если люди любят друг друга, они постоянно должны быть вместе и все должны делать вместе. Только так может существовать совместная жизнь. Ты увидишь, любимый, на что я способна, когда мы будем вместе. Но сначала я должна увидеть Мишу в черном стильном костюме в гробу. Я не могу быть да конца счастлива, пока он не там. Ты придумал?

БОРИС. Что придумал?

ЕЛЕНА. Как нам избавиться от него.

БОРИС. Нет, я миролюбивый…

ЕЛЕНА. Я тоже! Но убийство – дело мужское. Вы привыкли к охоте, войне, борьбе. Женщины только протягивают плоды. А мужчины съедают и дерутся. А мы страдаем, страдаем…

БОРИС. Ты страдаешь, но толкаешь меня на преступление.

ЕЛЕНА. Потому что я не могу это сделать одна. Мы все должны делать вместе. Давай вместе выдумаем идеальное преступление. Чтобы это выглядело как самоубийство.

БОРИС. Как?

ЕЛЕНА. Ты бы мог спрятаться под кроватью, а ночью ему тихонько перерезать ему лезвием вены.

БОРИС. Нет, что ты. Я не выношу вида крови.

ЕЛЕНА. Нежный мой, ты на кровь не смотри. Ночью ведь темно. А потом мы в его пальцы засунем лезвие, и на нем будут только его отпечатки…

БОРИС. Нет! Это так противно… Ни за что!

ЕЛЕНА. Ну, ладно... Тогда крыша! Пригласи его на лунное затмение и столкни вниз…

БОРИС. Я этого никогда не сделаю. Это подло. Лучше сбей его своей машиной!

ЕЛЕНА. Она уже не подлежит ремонту.

БОРИС. Печалька…

ЕЛЕНА. Обними меня, мне холодно. (Борис обнимает Елену). Когда ты ласкаешь меня своими мускулистыми руками, я счастлива и спокойна, как маленькая девочка. Как ты приятно пахнешь…

БОРИС. Эту воду ты мне подарила…

ЕЛЕНА. Она тебе очень подходит, мужественный запах…

БОРИС. Мне хорошо с тобой.

ЕЛЕНА. Я забываю обо всем, когда ты меня обнимаешь…

БОРИС. А я люблю, когда ты меня… У тебя приятные груди…

 

Долго целуются. Вдруг Елена резко отстраняется от Бориса.

 

ЕЛЕНА. Змея!

БОРИС. Что такое?

ЕЛЕНА. Змея! Давай подложим ему змею в постель!

БОРИС. Ты можешь в минуты близости не думать о смерти?

ЕЛЕНА. Настоящий страстный любовник уже давно бы вонзил в грудь мужа кинжал.

БОРИС. Мы не в Бразилии. Я против насилия.

ЕЛЕНА. Мы должны решить эту проблему раз и навсегда.

БОРИС. Подсыпь ему снотворного.

ЕЛЕНА. Миша не может умереть как Мерилин Монро! Он – мужчина!

БОРИС. А перерезать вены?

ЕЛЕНА. Великий Сенека вскрыл вена! Или убиваем Мишу высококультурно, или отказываемся от этой идеи.

БОРИС. Давай откажемся! Давай!

ЕЛЕНА. Ни в коем случае! Это я просто так сказала. Ты должен к утру придумать два варианта. И я два варианта. А теперь я убегаю…

БОРИС. А интим?

ЕЛЕНА. На это у нас вся жизнь впереди. Когда убьешь моего мужа, я сделаю все. И каждый день! (Целует Бориса).

БОРИС. Лена, скажи, а если когда-нибудь ты почувствуешь, что я тебя больше…

ЕЛЕНА. Даже не думай. Или я, или крематорий. Ой! Звездочка падает. Загадай желание!

 

Борис и Елена смотрят на небо. Проносится комета. Затемнение. Свет. Квартира Бориса после ремонта, которая полностью похожа на квартиру Елены и Михаила. Входят Борис и Михаил.

 

БОРИС. Проходи… Ремонт только закончился.

МИХАИЛ. Поэтому ты ходишь на классические концерты? Никогда бы не подумал, что встречу тебя в филармонии. На крыше - да, а в филармонии…

БОРИС. Я тоже не подумал бы.

МИХАИЛ. Счастливое совпадение. Интересная трактовка, верно?

БОРИС. Да. Только в одном месте мне не совсем понравилось…

МИХАИЛ. Сразу после адажио?

БОРИС. Да! Слишком резкое стаккато… Вот и вся моя квартира.

МИХАИЛ. Уютно.

БОРИС. Спасибо. Тебе нравится?

МИХАИЛ. Неожиданно… Как буду у себя дома… Такое ощущение, что один дизайнер поработал и в моей, и в твоей квартире…

БОРИС. Простое совпадение вкусов…

МИХАИЛ. Никогда бы не подумал, что у одинокого мужчины может быть вкус, как у моей жены…

БОРИС. Ну да… Бывает. Я просто люблю дом, подолгу здесь торчу…читаю…

МИХАИЛ. Кстати, Елена тоже в последнее время так много читает. И всё детективы. Целая гора детективов у нее возле кровати. Раньше она вообще не любила читать, а теперь такие кровавые обложки… Это ты ей посоветовал?

БОРИС. Почему я?

МИХАИЛ. У тебя тоже одни детективы…

БОРИС. Я их не читаю!

МИХАИЛ. Зачем тогда они здесь?

БОРИС. Мне их дарит.. одна приятельница.. она помешалась… на детективах! Но я их даже не открываю.

МИХАИЛ. А Лену понесло. Ты давно ее видел?

БОРИС. Несколько дней назад. Может, чай, кофе, коньяк?

МИХАИЛ. Попозже. Что у тебя с Леной?

БОРИС. Что у меня может быть с Леной? Ничего. Просто дружба.

МИХАИЛ. Если даже не просто, можешь мне сказать. Мне все равно. Я живу своей жизнью, и Лена пусть делает все, что ей заблагорассудится.

БОРИС. У тебя другая женщина?

МИХАИЛ. Женщины. Просто любовные связи. После Лены я не хочу уже влюбляться.

БОРИС. Я вас обоих не понимаю.

МИХАИЛ. Лена слишком любвеобильна. Она заполняет своей любовью полностью! Как полку книгами, так Лена заполняет целиком и постоянно жизнь человека, которого любит. А в любом браке начальная страсть утихает, эйфория проходит, это нормально. А вот у Лены нет. Она обиделась на меня. Сильно обиделась. Если она отдает себя целиком, то требует взамен, чтобы и я отдавал себя полностью ей. Но я не мог любить так, как ей хотелось. Я люблю её так, насколько могу. И она меня возненавидела.

БОРИС. Возненавидела… Я все-таки выпью. (Ищет бутылку коньяку).

МИХАИЛ. И я. Она не понимала, что и у супругов должна быть хоть малейшая свобода, свои интересы, друзья, работа, хобби. А для нее все должно быть общим. Всё. И наступила трагедия.

БОРИС. Трагедия женщин. (Наливает в рюмки коньяк).

МИХАИЛ. Мы, мужчины, по-другому устроены. И мы можем противостоять любовному разочарованию…

БОРИС. Наша защита – работа. (Выпивает).

МИХАИЛ. Да! (Выпивает). А помимо работы астрономия, политика, музыка, рестораны, развлечения! Поэтому из-за несчастной любви мы не устраиваем трагедию. А женщина по своей природе домашнее существо. Разочаровываясь в мужчине, она считает, что жизнь ее окончена, и приходит в полное отчаяние! (Борис наливает еще коньяку). В этом она обвиняет мужчину, общество, президента, целый мир… (Мужчины выпивают). Потом доводит себя до нервного стресса, покупает таблетки, хочет умереть, ноет постоянно о том, как она несчастна, висит часами на телефоне… А в конце концов делает себе пластическую операцию и тоже заводит себе любовника.

БОРИС. Лена сделала себе пластическую операцию? (Наливает еще коньяк).

МИХАИЛ. Нет, она отделалась только любовником… (Выпивает).

БОРИС. И ты предполагаешь, что ее любовник… (Выпивает).

МИХАИЛ. Я бы не советовал тебе быть ее любовником. Ей не нужен секс. Ей нужен слушатель, которому она постоянно будет меня ругать. Для этой цели женщины тоже заводят себе любовников, потому что мужья их уже не слушают.

БОРИС. Почему ты ее не хочешь… слушать?

МИХАИЛ. Ох-хо-хо, Борис! Наливай. (Борис наливает). Лена необыкновенная, восхитительная, но не 24 часа в сутки! Видеть ее постоянно рядом и слушать невыносимо. Каждое утро она находилась со мной в ванной, смотрела, как я чищу зубы, принимаю душ, терла меня губкой... Я уже молчу про другое. И так каждое утро! Каждое! (Выпивают). Это вызывало во мне протест! Потому что утром я должен хотя бы на унитазе побыть со своими мыслями! Нет! Ни минуты свободы, ни малейшей возможности! А потом она стала приезжать на работу, познакомилась со всеми, стала отвечать на телефонные звонки, отвечать на мои вопросы, проверять почту…

БОРИС. Отвечать на звонки и проверять почту?

МИХАИЛ. Да! Она даже стала припираться на совещания… То есть с утра до вечера она на работе неотлучно ходила за мной как тень! И при этом держала меня постоянно за руку. Как Эсмеральда и Квазимодо в гробу! А ночью! У нее есть привычка просыпаться…

БОРИС. В два часа ночи…

МИХАИЛ. Откуда ты знаешь?

БОРИС (наливает коньяк). Она мне сказала.

МИХАИЛ. А сказала тебе, что в два часа ночи она и меня будила, чтобы узнать, как я сплю и вижу ли ее во сне?

БОРИС. Типа того говорила. (Выпивает).

МИХАИЛ. И каждый раз в два ночи хотела, чтобы я признавался в любви. (Выпивает). Она не разрешала мне ничего самому покупать. Мы все время вдвоем ходили в магазин! Она покупала мне на свой вкус галстуки, рубашки, костюмы, обувь, туалетную воду, носки... Жесть! Вот, например, я люблю разноцветные носки…

БОРИС. А она однотонные. (Наливает).

МИХАИЛ. Откуда ты знаешь?
БОРИС. Она… сказала…

МИХАИЛ. И я десять лет страдал в однотонных носках! (Выпивает).

БОРИС. Я начинаю понимать… (Выпивает).

МИХАИЛ. А отпуск! Боже! Разве это отпуск? Я люблю плавать, а она не умеет. Как только я нырял в воду, она звала на помощь всех спасателей и отдыхающих. В итоге я забыл про море… БОРИС. Есть еще горы…

МИХАИЛ. Лучше не надо! Горы были только в первый день отпуска. Про них я тоже надолго забыл.

БОРИС. Какой кошмар… (Наливает).

МИХАИЛ. Я люблю помолчать, помечтать, а Лене надо говорить без умолку, задавать вопросы: «О чем ты думаешь, расскажи мне!». Невыносимо. (Выпивает).

БОРИС. Какое-то наваждение. (Выпивает).

МИХАИЛ. И вот я отказался от нее, чтобы вновь обрести покой, гармонию, тишину, море, горы, музыку, свои мысли! Я снова стал хозяином своих мыслей… Снова стал прогуливаться по улице, когда мне хочется и в дождь, и в снег… снова стал подниматься на крышу, чтобы посмотреть на небо… Поэтому, Борис, ты можешь считать меня идиотом, сволочью, мерзавцем, но я отказался от любви такой женщины ради этих мелочей.

 

Пауза. Борис наливает.

 

БОРИС. Со мной может случиться то же самое… мне тоже нужна свобода, независимость, тишина, работа и разноцветные носки… (Выпивает).

МИХАИЛ. У нас с тобой много общего. (Выпивает). И, возможно, это сходство характеров и привлекло так Лену к тебе.

БОРИС. Может, может.

МИХАИЛ. Нам с тобой нелегко, друг. А давай станем друзьями? Из-за Лены я совсем один, а друзья нужны в нашей жизни.

БОРИС. Необходимы .(Наливает).

МИХАИЛ. Давай. За понимание!

БОРИС. За мужскую солидарность. (Выпивают). А Лена способна понять нашу дружбу?

МИХАИЛ. Нет! Что ты! Она не должна ничего знать! Иначе она и тебя возненавидит. Мы будем встречаться втайне от нее, будем ходит вместе в кино, в театр… на крышу… Смотри, какой ясный вечер… (Идет, шатаясь, к окну). Касссссссиопея…

БОРИС. Андромеда… (Идет, шатаясь, за ним). Давай выпьем за Большую Медведицу…

МИХАИЛ. Дааааа… Когда тебе звонить лучше? После обеда?

БОРИС. Нееее… лучше утром. Или уже после ужина.

 

Кладут руки друг другу на плечи, смотрят в окно.

МИХАИЛ. О, звезззззздочка упала.

БОРИС. Ага… Загадай жжжжжжелание…

 

Затемнение. Танец звездочек. Среди звездочек появляется Елена со звездой во лбу и в полной амуниции с кинжалом, пистолетом, базукой, как в плохом детективе. Это Борису снится пьяный сон.

 

ЕЛЕНА (в танце). Почему ты грустишь, малыш? Молчишь, ничего не говоришь. У тебя есть от меня секреты, секреты, (зловеще) секреты?

БОРИС. Никаких секретов.

ЕЛЕНА. Ты страдаешь от того, что я не могу принадлежать тебе целиком! Вот увидишь, какой прекрасной скоро будет наша жизнь. Утром я буду намыливать тебе спину…

БОРИС. И не покинешь меня до следующего утра?

ЕЛЕНА. Даааа! Дааа! О таки да! Я подыщу для тебя работу, на которой я буду с тобой рядом. Всю свою энергию ты будешь сохранять для меня. Какие у тебя планы на завтра?

БОРИС. А что такое?

ЕЛЕНА. Пора убить моего мужа.

БОРИС. Как-то рано…

ЕЛЕНА. Чем раньше, тем лучше! Мы не в состоянии ждать долго. Мы ведь можем умереть и раньше него. Особенно ты!

БОРИС. У меня железное здоровье.

ЕЛЕНА. Это тебе только кажется! У тебя хрупкие косточки. А после аварии половина косточек переломилась. Одно неосторожное движение, и ты снова хрустнешь! Так что пора с Мишей завтра кончать! А то он строит планы на будущее, словно ему предстоит жить долго-долго. Вчера он рассказывал о новогоднем отпуске в горах. Мы не позволим ему обольщаться. Пусть умирает!

БОРИС. Пусть он в последний раз проведет отпуск в горах! Отложим убийство…

ЕЛЕНА. Неееет! Вернувшись из зимнего отпуска, он нафантазирует летний отпуск на море. Его надо убить поскорее. И я знаю как! Миша умрет счастливым, с улыбкой на устах.

БОРИС. Я тебя боюсь…

ЕЛЕНА. Не падай духом, любимый, наше убийство прекрасно! Миша вернется с работы, я приглашу его выпить с нами аперитив. А когда он нагнется за бокалом, ты ударишь его по голове.

БОРИС. Я?

ЕЛЕНА. Небольшой удар мешочком с песком, только, чтобы его оглушить. Следов не остается. Вот и всё.

БОРИС. И всё?

ЕЛЕНА. Нет, не всё. Потом мы его перетащим в ванну, пустим воду, включим музыку и уйдем в ресторан.

БОРИС. И он умрет?

ЕЛЕНА. Всем нам это предстоит.

БОРИС. И он не будет страдать?

ЕЛЕНА. Он ничего не почувствует.

БОРИС. Как-то все не убедительно.

 

Елена и звездочки перестают танцевать. Зловещая музыка.

 

ЕЛЕНА (наступая). С меня хватит, Боря! Ты не хочешь его пырнуть ножом, задушить, отравить, выстрелить, перерезать вены, столкнуть с крыши, толкнуть под поезд, подбросить змею, убить током, поджечь, повесить, взорвать! Но хотя бы нанести небольшой удар мешочком по голове ты можешь? Это все, что от тебя требуется!

БОРИС. Видишь ли…

ЕЛЕНА. Чего ты сомневаешься? У нас будут алиби! Уложив его в ванной, мы пустим тонкую струйку воды и быстро побежим в ресторан! Нас заметят! Мы будем громко смеяться и бить посуду! А тем временем он умрет. Вода зальет соседей снизу. Они вызовут полицию. Врачи зафиксируют, что смерть наступила тогда, когда мы были при свидетелях в ресторане. Всё чики-пыки! Устраиваем похороны. Ты приносишь много лилий, от которых у меня аллергия и мигрень. От этого на лице у меня будет опухоль, страдальческое выражение и слезы! Это заметят все! Потом траур, потом наша свадьба! Видишь, как все просто? Достаточно только немного доброй воли и одного удара!

БОРИС. Да, но…

ЕЛЕНА. Никаких но! Ты должен это сделать во что бы то ни стало. И ты это сделаешь. Итак, убийство завтра! (Елена со звездочками в танце убегает). Завтра! Завтра! Завтра! Завтра! Завтра!

БОРИС (во сне). Завтра… завтра… завтра… завтра…

 

К Борису подходит Михаил, тормошит и будит его.

 

МИХАИЛ. Боря, Боря! Ты так сильно отрубился. Что тебе приснилось, друг?

БОРИС. Миша, прости меня, Миша.

МИХАИЛ. Что такое, Боря?

БОРИС. Я должен тебе сказать правду, друг. Мы завтра с Леной должны тебя убить. Все уже решено. Прости.

МИХАИЛ. Вот как… И нет другого выхода?

БОРИС. Увы. Мне очень жаль.

МИХАИЛ. А как мне жаль.

БОРИС. Я понимаю, дружище.

МИХАИЛ. И как вы меня убьете?

БОРИС. После работы ты придешь. И я ударю тебя по голове.

МИХАИЛ. Чем?

БОРИС. Мешочком.

МИХАИЛ. Мешочком?!

БОРИС. С песком.

МИХАИЛ. Это больно?

БОРИС. Елена говорит, что нет.

МИХАИЛ. А потом, наверное, ванная.

БОРИС. Да. Мы разденем тебя и уложим.

МИХАИЛ. Пустите воду…

БОРИС. И громкую музыку.

МИХАИЛ. Хоть классическую?

БОРИС. Я сделаю все, что в моих силах.

МИХАИЛ. Спасибо, друг. (Садится рядом с Борисом).

БОРИС (обнимает Михаила). Тебе спасибо, что ты относишься с таким пониманием.

МИХАИЛ. Если нет другого выхода…

БОРИС. Ты знаешь Елену лучше, чем я.

МИХАИЛ. Да. Если она принимает решение, то уже ничто не в состоянии его отменить.

БОРИС. Я должен был облегчить свою душу перед тобой.

МИХАИЛ. Я благодарен тебе за откровенность.

БОРИС. Ты не сердишься на меня?

МИХАИЛ. Нет, что ты.

БОРИС. Ты знал, что между мной и Леной?

МИХАИЛ. Я понял это сразу, с первого знакомства. Я у тебя спросил, но ты не сознался.

БОРИС. Пойми, мне было стыдно.

МИХАИЛ. Всё нормально. Значит, до завтра?

БОРИС. До вечера. Не задерживайся, пожалуйста, на работе. Я буду нервничать…

МИХАИЛ. Постараюсь… А ты поставь мне, пожалуйста, в ванной диск с Пятой симфонией Бетховена.

БОРИС. Конечно, друг.

МИХАИЛ. Благодарю. До завтра.

БРУНО. Спокойной ночи, Миша.

МИХАИЛ. Спокойной ночи, Боря.

 

Мужчины обнимаются, пожимают друг другу руки. Затемнение. Звучит Пятая симфония Бетховена. Свет на Елену. Она с сотовым телефоном в руке.

 

ЕЛЕН А. Боренька, как ты себя чувствуешь?.. Ты потренировался с мешочком?.. Умница. Отрепетируй еще один удар, но резкий… Ага… Все получится…

(нервно напевает песню Варум)

Все в твоих руках,

все в твоих руках.

И даже я.

Я вовсе не волнуюсь… Чего ты взял?.. Голос не дрожит… Это песня такая… Щемящая…Что я делала?.. Ничего, шоппинговала. Так расслабляет… То есть сосредотачивает… Я купила себе элегантное платье… Конечно, черное… На похоронах все зайдутся от зависти… Но если набросить меховую накидку, то сойдет и для театра… А что ты наденешь?.. Нет, только не джинсы!.. Мы же потом в ресторан пойдем для алиби… Тебя должны все запомнить… Наденься с шиком! В костюм!.. Еще я зашла в турфирму… После сорока дней мы поедем в круиз! Долгий круиз! И будем вместе, долго вместе, всегда вместе…

(нервно напевает песню Варум)

Мы будем вместе, я знаю.

Таких как мы не бывает.

Таких как мы не бывает.

Мы будем вместе, я знаю.

Ты доволен, лапа?.. Ты думаешь обо мне?.. А я думаю о тебе. Если в то время, как я думаю о тебе, ты тоже думаешь обо мне, значит, наша любовь, моя к тебе и твоя ко мне…

 

Пятая симфония Бетховена усиливается. По сцене в такт симфонии идут танцоры в смокингах. Переворачивают торшеры в антенны как кресты. Свет. Крыша. На нее приходят в траурных костюмах Борис и Михаил с урной в руках.

 

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ФИНАЛА

 

БОРИС. Была прекрасная церемония.

МИХАИЛ. Да. Печальная, но прекрасная.

БОРИС. Все произошло именно так, как она хотела.

МИХАИЛ. С небольшим нашим изменением.

БОРИС. Но по ее сценарию! Значит, как она задумала… (Смотрит на урну). Всё-таки она была необыкновенная женщина…

МИХАИЛ. И красивая…

БОРИС. Интересная.

МИХАИЛ. В расцвете лет и желаний…

БОРИС. Да.

МИХАИЛ. В сущности, жаль её, но.

БОРИС. Мне тоже жаль, но...

МИХАИЛ. Но нам надо кто-нибудь попроще.

БОРИС. Женщина как женщина.

МИХАИЛ. С работой, с подругами, своими интересами…

БОРИС. И можно даже со своим… самоваром…

МИХАИЛ. Мы все сделаем, что в наших силах, чтобы она там была счастлива.

БОРИС. Назовем в ее честь звезду, а? И будем любоваться ею в телескоп?

МИХАИЛ. Каждую ночь!

БОРИС. Каждую ночь…

 

К о н е ц

 

 

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ФИНАЛА

 

БОРИС. Была прекрасная церемония.

МИХАИЛ. Да. Печальная, но прекрасная.

БОРИС. Все произошло именно так, как она хотела.

МИХАИЛ. С небольшим нашим изменением.

БОРИС. Но по ее сценарию! Значит, как она задумала… (Смотрит на урну). Всё-таки она была необыкновенная женщина…

МИХАИЛ. Да…

БОРИС. Интересная.

МИХАИЛ. Да.

БОРИС. Жаль её, но такой возраст...

МИХАИЛ. Мне тоже жаль, но все мы смертны. Мы все сделаем, что в наших силах, чтобы она там была счастлива.

БОРИС. Назовем в ее честь звезду? И будем любоваться ей в телескоп?

МИХАИЛ. Недурно, недурно!

 

Где-то внизу звук аварии. Мужчины подходят к краю сцены.

БОРИС. Ты что-нибудь видишь?

МИХАИЛ. Всё начинается снова…

БОРИС. Ты думаешь?

МИХАИЛ. Да.

БОРИС (поднимает урну). Мама. Мамочка. Смотри. Вот это город, в котором я живу. Ты не хотела здесь жить, но хотела быть в нем похоронена. Красивый город. А теперь нам надо срочно прятаться!

 

Борис и Михаил прячутся за антенну. На крыше появляется мужчина (один из танцоров) с пляжной сумкой. Начинает раздеваться. На крыше появляется Елена.

 

ЕЛЕНА (кричит). Маньяк! Не подходите! Я буду кричать! Я вызову полицию! По-ли-ция! По-ли-ция! По-ли-ция!

 

Затемнение. Музыка. Танец. Поклон.

 

К о н е ц

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.073 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал