Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели прокурорской проверки






 

Поскольку любая функция прокуратуры — это осуществляемый в регламентируемых федеральным законодательством рамках вид деятельности, направленный на достижение поставленных перед прокуратурой России целей, заключающийся в реализации прокурорами возложенных на них полномочий, исходя из установленной законами и руководящими указаниями вышестоящих прокуроров компетенции, то к числу целей, стоящих перед прокурором при проведении проверок, следует относить: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

При этом указанные цели стоят перед прокурором и в случае проведения традиционно понимаемой прокурорской проверки, т. е. проверки при осуществлении деятельности в надзорных направлениях, и при проведении проверочных действий в рамках участия прокурора в рассмотрении дел судами.

Именно поэтому основные подходы к определению сущности, целей, а также методики и тактики проведения проверок и осуществления проверочных действий будут рассмотрены в едином контексте и с единых позиций, что позволит обеспечить законодательно закрепленное единство организации и функционирования органов прокуратуры в Российской Федерации.

Для правильного понимания сущности проверки (проверочных действий), проводимой прокурором, следует иметь в виду, что она в любом случае:

носит правовой характер, поскольку деятельность и решения соответствующих органов и организаций, а также должностных лиц оцениваются с точки зрения соблюдения Конституции Российской Федерации, исполнения законов, действующих на ее территории, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства;

осуществляется в пределах, установленных законом, поскольку иное противоречило бы безусловной законности деятельности самой прокуратуры;

включает комплекс взаимосвязанных действий по организации, подготовке и проведению проверки, а также оценке полученной информации с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации и законам, действующим на территории государства.

Средства прокурорского реагирования – предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном законом порядке действия прокуроров по устранению выявленных нарушений законности, причин и условий, им способствующих, привлечению к ответственности виновных лиц. Средства прокурорского реагирования многочисленны, что обусловлено характером правонарушений и видами ответственности за их совершение. В связи с изменением функционального назначения органов прокуратуры, регламентации действующим законодательством надзорной и ненадзорной деятельности прокуроров все правовые средства, в том числе и средства прокурорского реагирования как их составляющая, также подлежат разделению на два вида: надзорные и ненадзорные[9].

К надзорным средствам прокурорского реагирования относятся средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции. Они предусмотрены действующим законодательством и подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ, и непроцессуальные, регламентированные иными нормативными актами, в том числе и Законом о прокуратуре.

К процессуальным средствам прокурорского реагирования относятся:

– письменное указание прокурора;

– утверждение прокурора;

– согласие прокурора;

– различного рода постановления прокурора;

– ненадзорные представления и жалобы, вносимые прокурором на судебные акты.

Непроцессуальными средствами являются следующие акты прокурорского реагирования:

– протест;

– представление прокурора, вносимое в порядке надзора;

– предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона;

– постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении;

– требование прокурора об изменении нормативного правового акта.

К непроцессуальным средствам прокурорского реагирования также относятся средства, регламентированные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ " О противодействии экстремистской деятельности", такие как предупреждение прокурора и решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность.

Специфика актов прокурорского реагирования заключается в том, что прокуроры обладают строго установленной законом ограниченной властью по отношению к поднадзорным субъектам. Данное обстоятельство определяет характер требования прокурора, изложенного в акте. Эти требования обязательны лишь для рассмотрения, но не обязательны для исполнения. В связи с этим основным свойством любого акта прокурорского реагирования является его убедительность.

Исключение из этого правила составляют средства прокурорского реагирования, вносимые прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания, органами, осуществляющими ОРД, а также администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Данные средства имеют императивный, властно-распорядительный характер и обязательны для исполнения. Их характерной особенностью является то, что они приносятся прокурорами как на правомерные, так и на неправомерные действия и по данному признаку подразделяются на два вида[10].

К средствам прокурорского реагирования на правомерные действия следует отнести согласие и утверждение.

Согласие – это выражение солидарности прокурора со следователем, дознавателем, а утверждение – придание юридической значимости основному следственному документу – обвинительному заключению.

Средствами реагирования на неправомерные действия являются письменные указания и постановления прокурора.

Письменные указания прокурора – властные предписания, обязательные для исполнения следователями, дознавателями. Они должны быть основаны на глубоком знании прокурором материалов уголовного дела и содержать конкретные предложения о совершении следственных действий.

Постановления – властно-волевые распорядительные акты прокурора, с помощью которых он может устранять любые правонарушения собственной властью.

Ненадзорные средства прокурорского реагирования также подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ (в первую очередь ГПК РФ и АПК РФ), инепроцессуальные. Процессуальными ненадзорными средствами являются: представления и жалобы прокуроров на незаконные судебные акты, а также исковые и иные заявления, направляемые прокурорами в целях защиты законных прав и свобод социально незащищенных лиц, иски, предъявляемые прокурорами в интересах неопределенного круга лиц или всего государства в целом. Все виды процессуальных ненадзорных средств органов прокуратуры четко регламентированы действующим процессуальным законодательством.

К непроцессуальным ненадзорным средствам прокурорского реагирования относятся сообщения, письма, информации и доклады прокурора о нарушениях законности. Как правило, данные средства применяются прокурорами в отношениях с органами местного самоуправления, органами субъектов РФ, судебными органами.

По своему целевому назначению средства прокурорского реагирования подразделяются на два вида:

– основные, непосредственно предусмотренные законом и несущие основную нагрузку. В первую очередь это акты прокурорского реагирования, а также правовые средства прокурора, предусмотренные процессуальным законодательством;

– сигнализационные, содержащие информацию о состоянии законности без требования устранения правонарушений (информационные письма, информации, доклады и т.д.).

Правовые средства органов прокуратуры РФ являются действенным инструментом для выявления и устранения нарушений законности и привлечения к предусмотренной законом ответственности виновных лиц, а также эффективным средством профилактики правонарушений и преступлений. Своевременное выявление и пресечение нарушений законности, установление причин и условий их совершения, привлечение к ответственности виновных лиц положительно воздействует на состояние законности в целом, способствует формированию в обществе правосознания, основанного на уважении к закону[11].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал