Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налог и иные обязательные платежи
В соответствии со ст. 8 НК РФ налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Характерной чертой налога является его безвозвратность и безвозмездность, но не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами. Основная цель взимания налогов – обеспечение совокупности расходов государства. Основное отличие налога от пошлины или сбора заключается в том, что при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель, за что конкретно уплачивается пошлина, и специальные интересы, а налоги носят безвозвратный и безвозмездный характер. Налоги, как и сборы, тоже могут иметь специально определенную цель (целевые налоги), но никогда не могут быть индивидуально возмездными. В НК РФ понятие «сбор» охватывает непосредственно сборы и пошлины. Сбор согласно п. 2 ст. 8 НК РФ – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными 12б лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Пошлина, как и сбор, взимается в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер. Пошлина не обеспечивает полностью какой-то определенный государственный орган, так как его финансирование может быть обеспечено и иными источниками. При определении размера пошлины или сбора используются иные принципы, нежели при определении размера налога. Размер пошлины, как правило, устанавливается в конкретной форме и определяется, исходя из характера и размера услуг. В законодательстве РФ существуют три вида пошлин: 1) государственная, взимающаяся за ряд услуг в пользу плательщика: принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов за предоставление специального права; 2) регистрационные. Эти пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.; 3) таможенные пошлины, взимающиеся при совершении экспортно-импортных операций. К сборам, как к видам платежей можно отнести предусмотренные НК РФ государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира (ст. 13–15 НК РФ), и др.
Понятие и содержание отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Возникающие в сфере налогообложения общественные отношения под влиянием норм налогового законодательства становятся налоговыми правоотношениями. Они представляют собой властные отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, их перечислению в бюджетную систему РФ, по поводу осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий либо бездействий их должностных лиц, по привлечению к налоговой ответственности и иного, участники которых реализуют в них свои права и обязанности. Налоговые правоотношения имеют свойства, присущие всем правоотношениям, а также наделены характерными особенностями: 1) возникают в процессе налоговой деятельности государства и муниципальных образований; 2) являются разновидностью имущественных отношений, так как связаны с денежным платежом в казну; 3) одной из сторон в них выступает государство в лице органов государственной власти, муниципальных образований, налоговых, таможенных органов и иных лиц, действующих от имени государства; 4) являются властными отношениями, так как одна сторона (банк) находится во властном подчинении у другой стороны, при этом стороны субординационно друг другу не подчинены. Все налоговые правоотношения можно подразделить на виды: 1) по содержанию: а) материальные; б) процессуальные; 2) по кругу участников: а) общие (одна сторона определяет (это – РФ и муниципальные образования), устанавливает или вводит налоги, другая сторона – не-персонифицирована); б) конкретные (стороны индивидуально определены). Налоговые правоотношения включают в себя структурные элементы: 1) субъект; 2) объект; 3) содержание. Субъект – участник, реализующий свои права и обязанности; к ним относятся: налогоплательщики, налоговые органы, банки и др. Объект налогового правоотношения – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников. Различные ученые полагают, что объектом правоотношений выступают: 1) непосредственно налог; 2) уплата налога. Содержание налогового правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников. Основным содержанием являются обязанность налогоплательщика уплатить налог в соответствии с требованием законодательства и обязанность компетентных органов обеспечить эту уплату, все иные права и обязанности являются произ-водными от этих главных. Статья 9 НК РФ перечисляет участников отношений, которые регулируются налоговым законодательством, в частности отношения налогоплательщика и уплату сборов, налоговых агентов, налоговых органов, таможенных органов.
|