Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологический аудит и экологическая отчетность в системе маркетинга






 

Экологический аудит – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) компаний. Концепция экологического аудита, разработанная в конце 70-х гг. в США, впервые использовалась на практике для проверки соблюдения компаниями экологических требований законов, законодательных актов и нормативов. Экологический аудит включает проверку следующих видов деятельности:

ü выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;

ü определение уровня экологичности компании (проводится в том случае, если данная компания не имеет официально принятых планов или программ в области окружающей среды);

ü функционирование системы экоуправления;

ü получение экологического сертификата;

ü выполнение финансовых обязательств и выплата долгов, правильность определения уровня рисков при слиянии и приобретении компаний;

ü составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах. Международные стандарты ИСО по экологическому аудиту включают методические материалы по принципам экологического аудита (ISO 14010), процедуру аудита систем экологического управления (SO 14011/1) и квалификационные требования к специалистам по экологическому аудиту (ISO 1402).

Для создания маркетинговой системы важно, чтобы экологический аудит рассматривался в качестве особого управленческого инструмента и составной части систем экоуправления. Проводится он обычно экспертами-консультантами по заданию властных структур (проверка выполнения экологических положений законов и эконорм), банков или страховых компаний (при принятии ими решений о предоставлении кредитов, ссуд или страхового полиса) и, наконец, частных компаний (при слияниях или приобретениях компаний). Итоги проверки могут быть весьма неожиданными: высокие штрафы или временное принудительное закрытие. Результаты экологического аудита могут служить источником маркетинговой информации об экологических аспектах деятельности компании, причем эта информация исключительно важна для принятия последующих управленческих решений.

В ряде таких международных документов, как Хартия деловых кругов по вопросам устойчивого развития (Business Charter for Sustainable Development) Международной торговой палаты, утвердился принцип открытой публикации информации об экологических показателях, деятельности компаний (внешней экологической отчетности). 200 международных компаний сразу же опубликовали свои экологические отчеты, что можно рассматривать как акцию паблик рилейшнз.

Опрос 800 крупнейших компаний из 10 стран Европы и Северной Америки выявил, что в 58% финансовых годовых отчетов имеются сведения экологического характера. 10% компаний ежегодно публикуют отдельный экологический отчет. Как правило, он включает: изложение плана деятельности, связанной с окружающей средой; содержание экологической политики компании, т.е. ее намерений и целевых показателей; данные по системе экологического управления; сведения об объемах выбросов загрязняющих веществ; меры по экономии ресурсов; организационные мероприятия по управлению рисками; правила соблюдения экологических нормативов; управление эколо-гичностыо продукции; поощрение экологических инициатив сотрудников; план работы с заинтересованными в деятельности компании лицами и организациями.

Эффективность внедрения в компании экологических мероприятий и систем экологического управления выражается в прямых выгодах, которые связаны с возможностью расширить рынок сбыта продукции, избежать ненужных расходов, снизить издержки, сберечь основные фонды, получить нужные инвестиции, и в косвенных выгодах, включающих улучшение мотивации сотрудников компании, отношений с местным населением, репутации компании.

Некоторые иностранные партнеры по совместным предприятиям, стремясь приспособиться к характеру деловых отношений в нашей стране, в том числе к бытующей практике нарушения природоохранных норм, не соблюдают законодательные положения в области охраны окружающей среды. Это касается, например, нефтяной, нефтехимической, металлургической и горнодобывающей промышленности. В этой связи вырастает роль экологического аудита и экологической отчетности.

В России значительные возможности для становления отрасли экологических услуг (аудит и страхование) возникли с развитием частного сектора. В стране преобладают малые предприятия, причем 20% из них – компании промышленного и строительного профиля, которые могут оказывать существенное влияние на окружающую среду. Иными словами, примерно 250 тыс. компаний нуждаются в проведении экоаудита.

Сотрудничество в области развития экологически приемлемого предпринимательства предполагает следующее:

ü изучение опыта западных компаний, западного и международного законодательства;

ü подготовку кадров экологически ориентированных предпринимателей;

ü формирование кадров, т.е. специалистов по созданию систем управления экологической деятельностью компаний;

ü проведение экоаудита.

 

Вопросы для повторения

 

1. Перечислите основные маркетинговые направления в области формирования рынка экологических услуг.

2. Почему в России в переходный к рынку период ухудшилось состояние окружающей природной среды?

3. Какие задачи стоят перед российским обществом и государственными управленческими структурами в сфере оздоровления экологической обстановки в стране?

4. Дайте характеристику основным группам методов, составляющих сущность маркетингового механизма управления окружающей природной средой.

5. Какова структура комплексной системы маркетинговых критериев, необходимых для решения экологических проблем?

6. Раскройте сущность маркетинговых подходов к регулированию природопользованием.

7. Каковы перспективы развития системы экологического страхования?

8. В чем сущность маркетинговой концепции управления природопользованием в мелком, среднем и крупном бизнесе?

9. Как осуществляются маркетинговые расчеты по стимулированию создания системы экоуправления на уровне ТНК?

10. Каковы задачи экологического аудита и в чем значение этого процесса при создании маркетинговой системы на промышленном предприятии?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал