Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика, управление, механизмы и технологии разрешения конфликта
ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТА – деятельность по определению сущности и особенностей конфликта на основе его исследования, а также совокупность принципов, приемов и методов изучения конфликта. Диагностика конфликта заключается в разработке описательной, эволюционно-динамической и объяснительной моделей конфликта. (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.) Управлению конфликта обязана предшествовать стадия диагностики - то есть определение главных составляющих конфликта, причин, которые его породили. Она предполагает следующие составляющие: - Исследование источников конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов " борьбы", противоречия мнений, потребностей, событий, интересов; - Разбор биографии конфликта (его историю, фон, на коем он прогрессировал, нарастание конфликта, кризиса и пути его роста); - Выявление участников конфликта: лиц, групп, подразделений; - Выявление и четкое определение отношений и позиций между сторонами, их ожиданий, личностных отношений; - Выяснение первоначального чувства сторон к конфликту - мечтают и имеют возможность стороны сами решить конфликт, каковы их надежды и ожидания, условия, установки, не спровоцированный конфликт специально в интересах одной из сторон, вечно поддерживает напряжение. Управление конфликтом - это процесс, в ходе которого осознается наличие конфликта, определяется его природа и применяется соответствующая методология, чтобы рассеять существующую эмоциональную энергию и дать возможность конфликтующим сторонам понять и решить свои различия. Существует множество методов управления конфликтами. Укрупненно их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою область применения: 1. Внутриличностные (воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента); 2. Структурные (воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п. К таким методам относят: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения); 3. Межличностные (предполагают, что при создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения, чтобы свести к минимуму ущерб своим интересам. Наряду с такими основными стилями поведения в конфликте, как приспособление (уступчивость), уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, следует обратить внимание на принуждение и решение проблемы); 4. Переговоры; 5. Ответные агрессивные действия (методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций. Применение этих методов приводит к разрешению конфликтной ситуации с позиции силы, в том числе с использованием грубой силы, насилия). Управление конфликтом (кроме ухода от конфликта, и подавления конфликта) представляет общий алгоритм: 1. Признать существование конфликта, т.е. наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих участников конфликта. 2. Определить возможность переговоров. 3. Согласовать процедуру переговоров: определить где, когда и как начнутся переговоры. 4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. 5. Разработать варианты решений. Конфликтующие стороны предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий. 6. Принять согласованное решение. 7. Реализовать принятое решение на практике. Технология разрешения конфликта предполагает перевод конфликта в позитивно-функциональную стадию, придание ему институциализированных и рациональных форм. В рамках технологии выделяются четыре этапа. Первый этап. " Изучение параметров конфликта": Состоит из задач: 1. Исследование степени остроты конфликта. 2. Определение стадии развития конфликта. 3. Определение основных действующих сил. 4. Выявление стереотипов восприятия и механизмов конфликтного поведения. Второй этап. " Оценка конфликта". В него входят задачи: Установить его действительных участников; Изучить их характеристики; Выявить их отношения в предконфликтной фазе; Выявить главные различия интересов, которые привели к конфликту; Узнать намерения участников и приемлемые для них способы преодоления конфликта; Разобраться во всех возможных путях преодоления конфликта. Оценить тип конфликта и составить план действий по его разрешению. Третий этап. " Воздействие на конфликт" Включает следующие задачи: 1. Создание атмосферы диалога; 2. Снижение психологической напряженности; 3. Рефлексия социальных и психологических мифов, предрассудков и стереотипов; 4. Создание у оппонентов позитивных установок; 5. Преодоление явлений " замкнутости" сознания; 6. Освоение оппонентами эмпатического видения позиции другого оппонента; 7. Помощь в разработке договора между оппонентами. Четвертый этап. " Оценка результатов воздействия". Включает: 1. Диалог с бывшими оппонентами по заключения договора. 2. Оценка результатов воздействия. 3. Принятие решения о новом изучении ситуации, если поставленные цели не достигнуты. В практике производственной деятельности важно понимать, что конфликт такая же форма взаимодействия, как и любая другая. Точно также он обладает как отрицательными, так и положительными качествами. Из них и стоит исходить, решая начинать конфликт или нет, участвовать в уже существующем конфликте в качестве оппонента или нет, принимать на себя функции посредника или нет.
40. Альтернативные формы разрешения юридических конфликтов: неформальный арбитраж, медиация. Согласно российскому законодательству, к числу альтернативных способов разрешения юридических конфликтов относятся посредничество (медиация) и неформальный арбитраж (третейский суд). Неформальный арбитраж (третейский суд) представляет собой форму разрешения правового спора, в рамках которой решение по делу принимается не профессиональным судьей, а избранным по обоюдному согласию конфликтующих сторон авторитетным лицом (группой лиц). 1) возбуждение третейского судопроизводства; 2) подготовка третейского судопроизводства; 3)рассмотрение дела по существу; 4) вынесения арбитражного решения по результатам третейского судопроизводства. Третейские суды бывают двух видов:
Медиа́ ция, в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
|