Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика, управление, механизмы и технологии разрешения конфликта






ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТА – деятельность по определению сущности и особенностей конфликта на основе его исследования, а также совокупность принципов, приемов и методов изучения конфликта. Диагностика конфликта заключается в разработке описательной, эволюционно-динамической и объяснительной моделей конфликта. (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.)

Управлению конфликта обязана предшествовать стадия диагностики - то есть определение главных составляющих конфликта, причин, которые его породили. Она предполагает следующие составляющие:

- Исследование источников конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов " борьбы", противоречия мнений, потребностей, событий, интересов;

- Разбор биографии конфликта (его историю, фон, на коем он прогрессировал, нарастание конфликта, кризиса и пути его роста);

- Выявление участников конфликта: лиц, групп, подразделений;

- Выявление и четкое определение отношений и позиций между сторонами, их ожиданий, личностных отношений;

- Выяснение первоначального чувства сторон к конфликту - мечтают и имеют возможность стороны сами решить конфликт, каковы их надежды и ожидания, условия, установки, не спровоцированный конфликт специально в интересах одной из сторон, вечно поддерживает напряжение.

Управление конфликтом - это процесс, в ходе которого осознается наличие конфликта, определяется его природа и применяется соответствующая методология, чтобы рассеять существующую эмоциональную энергию и дать возможность конфликтующим сторонам понять и решить свои различия.

Существует множество методов управления конфликтами. Укрупненно их можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свою область применения:

1. Внутриличностные (воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента);

2. Структурные (воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п. К таким методам относят: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения);

3. Межличностные (предполагают, что при создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения, чтобы свести к минимуму ущерб своим интересам. Наряду с такими основными стилями поведения в конфликте, как приспособление (уступчивость), уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, следует обратить внимание на принуждение и решение проблемы);

4. Переговоры;

5. Ответные агрессивные действия (методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций. Применение этих методов приводит к разрешению конфликтной ситуации с позиции силы, в том числе с использованием грубой силы, насилия).

Управление конфликтом (кроме ухода от конфликта, и подавления конфликта) представляет общий алгоритм:

1. Признать существование конфликта, т.е. наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих участников конфликта.

2. Определить возможность переговоров.

3. Согласовать процедуру переговоров: определить где, когда и как начнутся переговоры.

4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.

5. Разработать варианты решений. Конфликтующие стороны предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

6. Принять согласованное решение.

7. Реализовать принятое решение на практике.

Технология разрешения конфликта предполагает перевод конфликта в позитивно-функциональную стадию, придание ему институциализированных и рациональных форм. В рамках технологии выделяются четыре этапа.

Первый этап. " Изучение параметров конфликта": 


Состоит из задач:

1. Исследование степени остроты конфликта.

2. Определение стадии развития конфликта.

3. Определение основных действующих сил.

4. Выявление стереотипов восприятия и механизмов конфликтного поведения.

Второй этап. " Оценка конфликта".


В него входят задачи:

Установить его действительных участников;

Изучить их характеристики;

Выявить их отношения в предконфликтной фазе;

Выявить главные различия интересов, которые привели к конфликту;

Узнать намерения участников и приемлемые для них способы преодоления конфликта;

Разобраться во всех возможных путях преодоления конфликта.

Оценить тип конфликта и составить план действий по его разрешению.

Третий этап. " Воздействие на конфликт"

Включает следующие задачи:

1. Создание атмосферы диалога;

2. Снижение психологической напряженности;

3. Рефлексия социальных и психологических мифов, предрассудков и стереотипов;

4. Создание у оппонентов позитивных установок;

5. Преодоление явлений " замкнутости" сознания;

6. Освоение оппонентами эмпатического видения позиции другого оппонента;

7. Помощь в разработке договора между оппонентами.

Четвертый этап. " Оценка результатов воздействия".


Включает:

1. Диалог с бывшими оппонентами по заключения договора.

2. Оценка результатов воздействия.

3. Принятие решения о новом изучении ситуации, если поставленные цели не достигнуты.

В практике производственной деятельности важно понимать, что конфликт такая же форма взаимодействия, как и любая другая. Точно также он обладает как отрицательными, так и положительными качествами. Из них и стоит исходить, решая начинать конфликт или нет, участвовать в уже существующем конфликте в качестве оппонента или нет, принимать на себя функции посредника или нет.

 

40. Альтернативные формы разрешения юридических конфликтов: неформальный арбитраж, медиация.

Согласно российскому законодательству, к числу альтернативных способов разрешения юридических конфликтов относятся посредничество (медиация) и неформальный арбитраж (третейский суд).

Неформальный арбитраж (третейский суд) представляет собой форму разрешения правового спора, в рамках которой решение по делу принимается не профессиональным судьей, а избранным по обоюдному согласию конфликтующих сторон авторитетным лицом (группой лиц).

1) возбуждение третейского судопроизводства;

2) подготовка третейского судопроизводства;

3)рассмотрение дела по существу;

4) вынесения арбитражного решения по результатам третейского судопроизводства.

Третейские суды бывают двух видов:

  • третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора
  • образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).

Медиа́ ция, в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал