Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зак. 195







34 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

Психологическое новообразование - это, во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ре­бенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени. Во-вто­рых, новообразование - это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соот­ветствующий период времени, когда он становится исход­ным для формирования психических процессов и личнос­ти ребенка следующего возраста'.

Каждый возрастной период характеризуется специ­фическими для него психологическими новообразовани­ями. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (на­пример, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в под­ростковом возрасте).

Значимость этого понятия состоит в том, что по­явление принципиально новых психических характери­стик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педа­гогов или врачей. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением их уп­рямства или каких-то капризов. А для врачей, новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ре­бенка, могут стать причиной неверных диагностических решений и ошибочных лечебных мероприятий, особен­но если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса. Вероятность диагностичес­ких ошибок в такие периоды возрастного развития уве­личивается, т.к. врач может не знать ни о вновь возника­ющих психологических качествах, ни об особенностях

Выготский Л. С. Ук. соч.


Глава 1. Психология развития ребенка 35

периода развития, который предшествует их появлению (кризис развития).

Подведем итоги анализа основных понятий, описы­вающих процесс психического развития ребенка. К ним относятся социальная ситуация развития, ведущая деятель­ность^ периоды кризисного и стабильного развития ребен­ка, психологические новообразования.

Примерный характер взаимодействия между ними представлен на рис.1. Кратко прокомментируем его.

с       С  
т   СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ   т  
А   •——|   А  
Б   ^^JL^^   Б  
И   РЕБЕНОК.ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА =   И  
Л       Л  
ь   ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   Ь  
н       н  
ы и   ^   ы и  

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал