Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое развитие новорожденного






Известно, что первым периодом в развитии ребенка называют период новорожденности, длящийся от момен­та рождения до одного месяца. В.Шекспир устами короля Лира так описал факт рождения человека:

«Родясь на свет, мы плачем -Грустно нам к комедии дурацкой приступаться».

Философы, как и поэты, большей частью тоже вкла­дывали пессимистический смысл в акт рождения. Однако присмотримся внимательно к жизни ребенка в начальный

ее период.

Новорожденный - естественное существо в полном и точном смысле этого слова. Поэтому в первый период жизни ребенка легче всего наблюдать натуральные формы


86 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

реакций'. Одним из важных показателей будущего разви­тия младенца является наличие у него врожденных безус­ловных рефлексов. Педиатры прекрасно осведомлены о них и одна из первых задач - это уяснение их наличия и качества проявления. Большинство из них исчезают уже на первом году жизни, но некоторые остаются на всю жизнь. О каких рефлексах идет речь?

Рефлекс Бабинского. Пальца стопы младенца долж­ны расходиться веерообразно, а стопа поворачиваться при проведении рукояткой молоточка вдоль наружного края стопы. Эта манипуляция знакома многим взрослым по приемам у невропатолога.

Рефлекс Бабкина. Ребенок поворачивает голову и открывает рот, когда ему надавливают на ладонь.

Хватательный рефлекс легко установить, если погла­дить ладонь новорожденного. Он может так сильно сжать ее в кулачок, что вы можете его приподнять, так что ребе­нок повиснет в воздухе. Не следует путать это, безуслов­но, рефлекторное хватание с актом хватания, который появится у младенца на 17-20 неделе жизни.

Рефлекс Моро. В ответ на громкий звук ребенок раз­водит в стороны руки и ноги и сводит их в исходное по­ложение. Если вы осторожно подбросите ребенка на ру­ках, то он произведет те же действия.

Поисковый рефлекс. При поглаживании щечки мла­денец поворачивает голову в сторону прикосновения. Таким образом, новорожденный, кстати, определяет мес­тонахождение источника пищи.

Плавательный рефлекс. Многие родители возможно с удивлением наблюдают хорошо скоординированные плавательные движения у своего малыша, когда, поддер­живая за животик и грудь помещают его в воду или кла­дут на живот в кровати.


Глава 2. Психическое развитие младенца 87

Рефлекс ходьбы. Не меньшее удивление вызывают движения новорожденного, напоминающие хорошо ско­ординированную ходьбу, если вы поддерживаете своего малыша под ручки при легком касании поверхности сто­ла или пола голыми ножками.

Сосательный рефлекс. Он запускается сразу после поискового рефлекса, когда, определив местонахождение груди матери, ребенок начинает ее сосать. Некоторые новорожденные начинают это после того, как кормящая мать проведет грудью или соской вокруг рта.

Шейный тонический рефлекс. Его легко видеть, когда ребенок лежит на спине, голова повернута, как правило, в правую сторону, оба кулачка сжаты. При этом ручка и нож­ка на этой стороне тела выпрямлены, а на противополож­ной - сжаты, словно малыш приготовился фехтовать.

Рефлекс одергивания. Новорожденный отдергивает ногу при щекотании подошвы. Наличие или отсутствие этих и другие рефлексов - важный показатель нервно-психического развития младенца. По совокупности оце­нок проявления перечисленных рефлексов обычно судят об уровне психомоторного развития младенца.

В последнее время предпринимаются попытки сверх­раннего прогнозирования развития детей, в том числе по характеристикам процесса родов. Установлено, что об­щий индекс психического развития включает 1" 0 значимых физиологических показателей ^-окружность головы, ин­дексы Апгар через 1 и 5 минут после родов, длина, вес и температура тела, длительность первого периода родов, общая длительность родов, длительность безводного про­межутка, частота сердечных сокращений после родов".


88 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

Как отмечал Л.С.Выготский, главное своеобразие младенчества состоит в том, что ребенок отделяется от матери физически, но связан с ней физиологически и по­тому все последующее развитие обусловлено не только разверткой врожденных программ, но и содержанием вза­имоотношений между ним и матерью. Наряду с этим он подчеркивал переходный или смешанный характер жизни ребенка в период новорожденности, поскольку он совме­щает в себе черты утробной и внеутробной жизни'.

Как уже говорилось выше, долгие годы психологи, характеризуя психическую жизнь новорожденного, отмеча­ли ее недифференцированный, нерасчлененный характер, как «сплав влечения, аффекта и ощущений». В то же время Л.С.Выготский подчеркивает, что было бы неверно пред­ставлять себе восприятие мира новорожденным как «хаос отрывочных, бессвязных отдельных ощущений: температур­ных, внутриорганических, слуховых, оптических, кожных и т.д.». Ссылаясь на известные ему исследования, он отме­чает присущую новорожденному способность к структури­рованию, т.е. выделению фигуры и фона, образующую «ис­ходный пункт дальнейшего развития сознания»2.

В свете современных данных, описанных выше, это замечание Л.С.Выготского оказывается весьма своевре­менным. Поэтому довольно трудно согласиться с тем, что психика младенца представляет собою абсолютно «недиф­ференцированное, нерасчлененное» образование. Выявлен­ные в последующих исследованиях дифференцированные врожденные перцептивные и моторные способности обес­печивают параллельное развитие перцептивной и моторной сфер, что, по-видимому, и является причиной и основанием столь стремительного психического развития младенца, когда лишь за один год жизни он совершает гигантский


шаг в своем развитии. В этих же исследованиях было по­казано, что внутри самой сенсорной системы отмечается слитность зрительной, слуховой и осязательной модаль­ностей, а ее дальнейшее развитие идет по пути дифферен-цировки друг от друга.

Новорожденный это активное существо. Подтверж­дением этому является его способность к научению. Вмес­те с тем легко наблюдать, что новорожденный большую часть времени спит. Но спит он чутко, быстро просыпает­ся, так же как и быстро засыпает вновь. Установлены шесть различных состояний новорожденного:

- глубокий сон, когда глаза закрыты, дыхание замед­лено, а мышцы лица расслаблены;

- неглубокий сон. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне. Мышцы лица часто подрагивают во сне, что характерно для сна с быстрым движением глаз, ког­да человек видит сны (на нем мы остановимся ниже);

- состояние дремоты, характерное при засыпании и пробуждении младенца. Глаза малыша тускнеют, на них появляется характерная поволока, дыхание неритмично, движения замедлены;

- бодрствующее пассивное состояние. Дети, словно зачарованные, рассматривают различные предметы, двигая при этом головой и суча ручками и ножками;

- активность в состоянии бодрствования. Это состоя­ние характеризуется значительной двигательной активнос­тью ребенка, глаза открыты, дыхание нерегулярное;

- плач. Часть периода бодрствования ребенок пла­чет. Причины могут быть самые разнообразные, что и обусловливает продолжительность плача.

Итак, сон выступает как одна из основных форм существования новорожденного. Примерно 80% от обще­го времени новорожденный проводит во сне. Иногда бы­вает трудно отделить сон от бодрствования. Главной осо­бенностью сна новорожденного является его полифазный


90 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

характер, когда короткие периоды сна чередуются остро­вками бодрствования.

Каково же значение сна новорожденного? С физио­логической точки зрения сон новорожденного - это пре­имущественно так называемый парадоксальный сон. Его доля составляет 80% от всего сна. Кстати, у взрослого че­ловека он составляет только 20%. С психологической точ­ки зрения важно то, что именно в этот период человек ви­дит сны. Было показано, что если испытуемых будили в этот период сна, то примерно в 80% случаев они говори­ли, что видели сны. Если же их будили в другие периоды сна, то на появление снов указывали лишь 7% испытуе­мых. Каковы же функции сна? По мнению З.Фрейда сон -это осуществление желания. По мнению К.Юнга функция сна состоит в восстановлении психологического баланса, целостного психологического равновесия посредством производства снов, т.е. речь идет о своеобразной компен-саторной функции сна. Вообще психоаналитики рассмат­ривают сны в качестве своеобразных индикаторов бессоз­нательного. Подобная логика объяснения функциональ­ного значения сна приводит нас к выводу о том, что содержание психической жизни новорожденного - это фун­кционирование бессознательного. В связи с этим сон име­ет большое значение как для настоящего, так и будущего психического развития ребенка.

Итак, сон - это одна сторона начавшейся психичес­кой жизни новорожденного; другой ее стороной является бодрствование. Это означает, что период бодрствования -это период активности ребенка и, прежде всего, как показа­но выше - перцептивной и моторной. На некоторых аспек­тах мы уже останавливались выше. Здесь коснемся только некоторых, собственно психологических, аспектов психо­моторного развития новорожденного.

Одним из важных показателей психического разви­тия новорожденного является появление реакции сосредо-


 

Глава 2. Психическое развитие младенца


 


точения. Прежде всего следует отметить два вида сосре­доточения - пищевое и лабиринтное, которые отмечаются сразу после рождения: ребенок сосет соску и укачивается в люльке. Уже на 2-3 неделе он начинает сосать кулачок, а на 3-4 неделе появляется первый сочетательный рефлекс. Наряду с этими, филогенетически более древними реак­циями, у новорожденного отмечаются слуховое и зритель­ное сосредоточение, основанием которых выступают его врожденные способности. Само слуховоесосредоточение появляется не ранее 9-го дня.

Что касается зрительного сосредоточение, то оно становится возможным за счет готовности таких механиз­мов восприятия как бинокулярный параллакс, параллакс движения и оптический градиент расширения.

Большой интерес представляет эмоциональная сфера новорожденного. Однако сегодня психологи не могут похва­стать достижениями в ее изучении. Наши знания чрезвычай­но скудны и в основном они касаются эмоциональной жизни младенца. Согласно данным психологов эмоциональная жизнь новорожденного носит в основном недифференциро­ванный характер. По мнению К. Бриджес для новорожден­ного характерно состояние недифференцированного возбуж­дения, из которого в течение первого года жизни выделяют­ся три группы эмоциональных состояний: собственно возбуждение, неудовольствие (дистресс) и удовольствие.

На первом месяце жизни преобладают отрицатель­ные эмоциональные реакции, свидетельствующие о пере­живании дискомфорта. Они проявляются в виде крика и плача. Эмоции в это время выполняют функцию оценки, побуждения и регуляции поведения ребенка. Но уже на вто­ром месяце прерогатива переходит к положительным эмо­циям - именно они побуждают ребенка к общению.

Характер и интенсивность проявления эмоций - один из важных показателей, который индивидуализирует пси­хическую жизнь новорожденного. Ведь при первом взгляде


92 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

на новорожденных может показаться, что они мало чем отличаются друг от друга. Исследования, проведенные на 141 новорожденном позволили выяснить особенности про­явления их темперамента. Было установлено, что 65% де­тей четко различаются между собой по типу темперамен­та - на «легких», «средних» и «тяжелых» - и только у 35% тип темперамента оказался смешанным.

Для новорожденных с «легким» темпераментом ха­рактерно, во-первых, регулярное проявление основных биологических функций - голода, сна, испражнений, во-вторых, положительное отношение к новым людям и си­туациям, в-третьих, быстрое привыкание к измененному распорядку дня, в-четвертых, преимущественно мягкое, покладистое настроение.

Новорожденных со «средним» темпераментом отли­чают несколько негативно окрашенные реакции на новых людей и ситуации, медленное привыкание к ним; они труд­нее осваиваются в новой для себя обстановке.

Новорожденным с «тяжелым» темпераментом прису­щи нерегулярное проявление биологических функций, не­гативное отношение к новым людям и ситуациям, а также неспособность быстро приспособиться к изменениям, рав­но как и бурное, негативно окрашенное настроение.

К факторам, обусловливающим тот или иной тип темперамента относят наследственность, эмоционально-психическое состояние матери до и после родов, способ и продолжительность родов, физическое состояние младен­ца, характер отношений между новорожденным и матерью после родов. Вообще, тип отношений между родителями и младенцем, как мы увидим позднее, один из важнейших факторов психического развития ребенка, становления его как личности. Следует иметь в виду, что на тип этих отно­шений влияют не только родители, но сами младенцы. Если ваш ребенок безостановочно кричит, то вряд ли это будет стимулировать ваше спокойное, ровное и постоянно до-


Глава 2. Психическое развитие младенца 93

брожелательное отношение к нему. Еще более чувствитель­ны сами дети, тонко и чутко реагирующие на малейшие изменения в психоэмоциональном состоянии родителей. Это хорошо видят родители, когда их дети находятся в ран­нем или дошкольном возрасте. Но годовалый малыш или полугодовалый младенец реагирует еще более остро.

Итак, существенные стороны психической жизни новорожденного сводятся к следующему:

1) ее характеризует наличие бессознательного - важ­ной стороны психической жизни, которая развива­ется под господствующим влиянием эмоций и вле­чений;

2) преобладают недифференцированные, нерасчленен­ные переживания, представляющие сплав влечений, аффектов и ощущений;

3) наличествует индивидуальная психическая жизнь;

4) идет активное становление восприятия - ведущего психического процесса в структуре всех других позна­вательных процессов. У ребенка развиты реакции со­средоточения, позволяющие ему ориентироваться в окружающей среде. По мнению Л.С.Выготского важ­нейшим продуктом психического развития новорож­денного, т.е. так называемым психическим новообра­зованием, является индивидуальная психическая жизнь новорожденного".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал