Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологи Педагоги
1. ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА Мотивация ориентирована Мотивация в значительной на настоящее и ближайшее степени относится к период будущее, а также период дам близкого и отдаленного открытого настоящего. будущего. 2. СОДЕРЖАНИЕ МОТИВАЦИИ Выражена познавательная Выражена ориентация на об-мотивация и мотивация, щение, работу по специаль-связанная с собственной ности, самореализацию в про-личностью, в частности фессиональной сфере, на оп- с «Я-концепцией», высо- ределенный уровень достиже-кий уровень потребностей; ний, альтруистическая моти-окружающих ожидают вация; от окружающих ожи- помощи, надеются на дают любви, уважения, при- удачу. знания. 3. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ Терминальные (ценности-цели) Счастливая семейная Свобода, познание, жизнь, счастье других. Инструментальные (ценности-средства) Широта взглядов, эффек- Воспитанность, аккуратность, тивность в делах, высокие непримиримость к недостат-запросы, независимость, кам в себе и других, рационализм. 4. УСТАНОВКА ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ Уровень контроля Минимальный контроль, Высокий уровень контроля, предпочтение либерального склонность к авторитаризму стиля общения с ребенком. по отношению к ребенку. Представление об ученике Высокая когнитивная Низкая когнитивная сложность восприятия, сложность восприятия, безоценочность оценочность. Эти различия могут являться причиной сложности во взаимодействии педагогов и психологов. Для того чтобы психолог мог реально влиять на воспитательно-образовательный процесс, он должен стать значимым для педагогов. Как показывают социально-психологические исследования, значимость участников совместной деятельности друг для друга обусловлена определенным совпадением их потребностей и ценностных ориентации (Шурина ЕВ., 1989; Шконоров Я.Б., 1980, и др.). Следовательно, психологу необходимо провести специальную работу, направленную на сближение ценностных ориентации и установок, достижение взаимопонимания. На первом этапе профессиональной деятельности психолог формирует у педагога желаемый образ психолога, обретает эмоциональный статус и авторитет профессионала. В дальнейшем он находит общие координаты и формирует на их основе программу профессионального общения. На основе согласованных действий и распределения функций осуществляется программа взаимодействия и формируется общий фонд знаний, умений и навыков. Лишь небольшая часть практических психологов приходит в воспитательно-образовательные учреждения, в которых до них успешно работали психологи. Основная масса является первопроходцами. Их функциональная ниша не сформирована до их прихода, как это имеет место в любой уже сложившейся ^профессии. Функциональные обязанности психолога чаще всего не определены и понимаются по-разному в различных учреждениях, разными педагогическими коллективами и их членами. Практический психолог может столкнуться с ситуацией, когда запрос на его деятельность полностью отсутствует. Педагоги считают, что они не нуждаются в помощи психолога. Такая ситуация в принципе невозможна, если психолог приходит работать в собственно психологическое учреждение, например в психологическую консультацию. Работа психолога в психологической консультации осуществляется в основном по инициативе клиента, который в той или иной мере мотивирован на общение с психологом и принятие его рекомендаций. Попадая в ситуацию отсутствия запроса, начинающие школьные психологи часто испытывают состояние фрустрации. В ряде случаев запрос на работу психолога имеется, однако он является неадекватным. Неадекватность может проявляться в отношении цели, содержания работы психолога. Примеры неадекватных запросов: «Вы будете заниматься с детьми всех 12 групп нашего детского сада по математике. Ваша задача — как можно лучше подготовить их к обучению математике в школе», «Возьмите под контроль трудных детей и наведите порядок на переменах» и т. п. Неадекватность также проявляется в отношении методов, специфики работы психолога. Пример: «Вы должны будете присутствовать в группах, где находятся малоопытные воспитатели, и помогать им налаживать работу». Если мы проанализируем этот запрос, то увидим в нем и адекватную часть, касающуюся цели работы — помощь начинающим педагогам. При этом важно учитывать, какое содержание привносится в само понятие «помощь». Необходимо выделять методический аспект, входящий в функциональные обязанности методиста, и психологический, который составляет содержание работы психолога. Неадекватная часть данного запроса касается методов достижения цели. Заведующая предполагает, что лучший путь — постоянное присутствие психолога в группе. Безусловно, такое представление основывается на незнании специфики психологического труда, низкой психологической подготовленности в целом. Следовательно, на первом этапе взаимодействия психолога с педагогическим коллективом ему необходимо активно заниматься формированием адекватного запроса на свою деятельность, разъяснять, в каких случаях, каким образом и при каких условиях он может быть полезен. Анализ ответов методистов детских садов показывает, что они предпочитают психолога, способного проникнуться проблемами детского учреждения и педагогов, способного органично войти в жизнь детского сада, стать «своим». 51% ответов на вопрос анкеты о проблемах детского сада, в которых, на их взгляд, нужна помощь психолога, касается работы психолога с педагогами: создание благоприятного климата в коллективе; налаживание взаимоотношений педагогов между собой, с родителями, с детьми; помощь педагогам в работе с детьми. Вместе с тем 47% опрошенных отмечают, что данное направление работы является наиболее трудным для психологов, не имеющих опыта работы в детском саду (Леей Т.А., 1996). Такой запрос коренным образом отличается от привычных представлений детских психологов, занимающихся диагностико-коррекционной работой с детьми в отрыве от реальной воспитательно-образовательной ситуации их развития. Задачи, связанные с изучением, моделированием и изменением среды развития детей, являются принципиально новыми для детских психологов. Поэтому они вызывают значительные трудности не только молодых специалистов, но и у опытных психологов, работающих до прихода в детский сад, школу или интернат в психологических консультациях или других специализированных психологических учреждениях. Возможный заказ на сотрудничество педагога, учителя и психолога, по мнению Г.С. Абрамовой, может и должен строиться как взаимодействие с психологической информацией, структурированной понятием норма психического и личностного развития. Если предметом взаимодействия обучающего и обучаемого является учебный предмет, то психолог своим присутствием в этой ситуации должен решать следующие задачи: — проблему адекватности отражения учеником учебного процесса; — проблему адекватности отражения учителем учебного предмета как предмета взаимодействия; — проблему адекватности отражения учеником роли и места учителя в его жизни; — проблему адекватности отражения роли и места ученика в его жизни. Особого внимания заслуживает изучение функциональных ниш различных членов педагогического коллектива. Оно помогает осознать собственную функциональную нишу и места пересечения в работе с другими специалистами. Рассмотрим, к примеру, сферу пересечения в работе психолога и методиста детского сада. Психолог 1. Проводит работу по пропаганде психологических знаний среди родителей 2. Проводит работу по повышению психологической компетентности педагогов 3. Ведет работу по предупреждению возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень
|