![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи психодиагностического обследования детей и подростков
1. Изучение проявлений отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования. 2. Получение данных о динамике развития, влиянии вида обучения, технологии методов, микросоциального окружения на развитие его перспективы. 3. Исследование характера психического развития, его темпов. 4. Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития. Психодиагностика располагает богатым арсеналом мало-формализованных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидактические тесты или тесты учителя) и строго формализованных методов (опросники, психологические тесты). Обоснованный выбор методов, обеспечивающих эффективность психодиагностического исследования определяется: а) учетом поставленных задач: б) выявлением особенностей проявления изучаемых психических свойств в процессе деятельности; в) соотношением различных, взаимодополняющих друг друга методов; г) валидностью методик, т.е. точным соответствием инструмента исследуемому параметру; д) получением дополнительной информации npta неце-1евом использовании других методов; е) оптимальным подбором количества методов в соответствии с целью, возрастом и условиями: ж) предъявлением методик с учетом осооенностеи контакта и в возрастающей степени сложности. Процедура психодиагностического исследования включает ряд этапов: 1. Подготовка к исследованию, определение целей и задач, подбор методик, их освоение. 2. Беседа с ребенком (подростком), установление положительного эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий. 3. Психодиагностический эксперимент. Выводы психодиагностического исследования используются как в широком плане (диагноз личности, прогноз развития, использование выявленных особенностей в учебно-воспитательной работе), так и в узком (индивидуальная работа). Чтобы решение задач взаимодействия с клиентом было корректно, психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, чувствовать ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми участниками ситуации обследования. Практик-диагност должен уметь учитывать конкретные обстоятельства обследования; их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставлять эти индивидуальные результаты с нормативами. Итак, психодиагност-практик работает с конкретной уникальной ситуацией клиента, даже если это ситуация массового обследования. Уникальность ситуации состоит и в том, что каждый раз психолог вступает в новые отношения с заказчиком.
|