![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тест словаря
Как и другие тесты проверочного комплекса, данный тест построен по принципу выборки: берется определенная (стан- дартная) совокупность слов и определяется, какие из них ребенку известны. На основании полученных ответов судят о словарном развитии ребенка вообще. В распоряжении проверяющих пять стандартных взаимозаменяемых наборов. Поэтому в процессе обследования будущих первоклассников проверяющие могут и должны чередовать эти комплексы: одному ребенку дается один набор, другому — другой и т. п. Наборы слов 1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый. 2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой. 3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий. 4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать. 5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый. Приступая к проверке словарного запаса ребенка, учитель говорит: «Представь себе, что ты встретился (встретилась) с иностранцем — человеком из другой страны, который плохо понимает русский язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означает слово «велосипед». Как ты ответишь?» Поскольку свои ответы ребенок дает в словесной форме, можно судить о его словаре — как пассивном (знает значение лишь отдельных слов), так и активном (употребляет те или иные слова активной речи). Если ребенок не может дать словесного ответа, то проверяющий предлагает ему нарисовать предмет или показать значение этого слова с помощью жестов или движений. Следует подчеркнуть, что тест не предполагает проверку умения владеть понятием, обозначенным определенным словом. Случается, что ребенок этим понятием владеет, но, не будучи знаком с соответствующим словом литературного языка, употребляет вместо него какое-нибудь другое, чаще всего диалектное слово. Нельзя в подобной ситуации предлагать детям слова-синонимы, которые, по мнению проверяющего, они -знают, поскольку тест направлен не на проверку овладения тем или иным понятием, а на знание слов, причем именно таких, которые принадлежат литературному языку. Оценкой по данному тесту служит сумма баллов, выставленных за каждое из десяти слов набора. Шкала оценок 0 баллов — отсутствует понимание слова. Ребенок заявляет, что не знает значения слова или неправильно объясняет его содержание, например: «Мех — его кладут в подушку и спят на нем». 1 балд — понимает значение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования, практических действий или жестов. 1, 5 балла — ребенок словесно описывает предмет, например: «Велосипед — на нем катаются, у него бывает два колеса, а бывает и больше — два больших и одно маленькое». Или: «Это — чтобы на нем кататься». «Зонтик — чтобы прятаться от дождя». 2 балла — ребенок дает определение, которое приближается к научному (т.е. в нем содержится указание на род и отдельные видовые признаки). Например: «Письмо — это бумага, на которой можно написать о себе и послать в конверте по почте». Таким образом, максимально возможная оценка по данному тесту составляет 2x10 = 20 баллов. Поскольку с возрастом словарь ребенка быстро обогащается, ответы шестилеток и семилеток логично оценивать по-разному. В связи с этим для определения уровней развития данной способности рекомендуется пользоваться следующей таблицей:
ТЕСТ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ Как видно из названия, данный тест носит комбинированный характер. Выражается это в использовании одного и того же учебного материала для оценивания двух хотя и взаимосвязанных, но качественно разных способностей — кратковременной памяти и логического мышления. Последняя способность представлена одним из видов умозаключений. Тестирование начинается обращением проверяющего к ребенку: — Ты любишь слушать разные рассказы? (Ребенок обычно отвечает утвердительно.) Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хорошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен? (Ребенок обычно отвечает согласием.) Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори. Если ребенок не может полностью и без существенных искажений воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит: «Ничего, не унывай. Сразу это не получится. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно... Жили-были...» В протоколе фиксируется количество повторений, которые потребовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель служит для оценки уровня кратковременной смысловой памяти обследуемого ребенка: чем меньше потребовалось повторений, тем выше его уровень. При этом используется следующая таблица:
Как только ребенок даст правильный и полный ответ, проверяющий переходит к проверке его способностей осуществлять простейшие умозаключения: — Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь подумай и скажи: кто из мальчиков самый высокий? Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, проверяющий говорит: — Ну-ка давай подумаем еще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Так кто из них самый высокий? (Повторяется лишь заключительная часть рассказа — сам вопрос.) После того как ребенок дает правильный ответ, ему задается еще один вопрос: - А кто из мальчиков самый низкий? При определении уровня развития способности ребенка осуществлять простейшие умозаключения учитывается общее количество повторений, которые потребовались ему для выполнения данного теста в целом (начиная с запоминания). При этом используется следующая таблица:
Наблюдения за выполнением ребенком всех четырех описанных выше тестов дают возможность судить об уровне его умственной активности. При этом используются следующие критерии: 1. Низкий уровень умственной активности: к выполнению заданий ребенок приступает только после дополнительных побуждений, а во время работы часто отвлекается; при выполнении теста фонематического восприятия интерес ребенка вызывает не обнаружение ошибок в артикуляционных действиях проверяющего, как это предполагается замыслом теста, а возможность сугубо внешней реакции (например, хлопнуть ладонью по столу), 2. Средний уровень: ребенок не проявляет интереса к выполнению предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ребенок вначале проявляет интерес к работе, который, однако, затем очень быстро угасает. Вопросов задает сравнительно немного, да и те направлены чаще всего не на сущность задания, а на какие-либо второстепенные моменты: «А кто нарисовал эти красивые буквочки?», «А инопланетянин хороший или плохой?» и т. д. Инициатива в общении с преподавателем и выполнении заданий отсутствует. 3. Высокий уровень умственной активности: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, обстановке, в которой проводится собеседование, к учителю. IS9 Охотно поддерживает с ним разговор, сам задает вопросы. В выполнение заданий включается без промедления, прилагает усилия к преодолению трудностей, нередко пытается продолжить общение с учителем. При выполнении теста словаря охотно включается в игровую ситуацию, внося в нее элементы фантазирования.
|