Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возраста
Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности (14—15 лет). В этот самый краткий по астрономическому времени период подросток проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения достигает порога юности. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого — мечта малодоступная. Поэтому часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности {Мухина B.C., 1977). - По инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятие, речь, память и стараются при- дать им блеск и глубину. Они переживают радость от приобщения к познанию. Моральные ценности, качество личности также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и так же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность. Отрочество — период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Подросток проходит через дружбу, общение в группе. Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве ребенок нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Однако, рефлексируя на себя и других, подростки открывают в отрочестве глубины своего несовершенства и уходят в состояние психологического кризиса. Субъективно — это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации и отстоять свое право быть личностью. Выделив психические новообразования возраста, психолог может сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей: 1. Развитие самосознания, формирование самооценки — незрелая личность. 2. Интенсивное формирование характера — акцентуации характера. 3. Чувство взрослости — реакции эмансипации. 4. Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) — реакции группирования. 5. Потребность в самоутверждении — патологические увлечения и хобби-реакции. 6. Потребность в активности и социально значимой деятельности — реакции компенсации, гиперкомпенсации. 7. Критическое мышление — негативизм и реакции отказа. 8. Любознательность и жажда проверки себя — побеги, бродяжничество, асоциальное поведение. 9. Повышенная эмоциональность — аффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей (А.Г. Лидере): R4 — физиологических потребностей, запускающих физическую и сексуальную активность; — потребности в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе; - — потребности в независимости и эмансипации от семьи; — потребности в привязанности; — потребности в успехе, проверке своих возможностей; — потребности в самореализации и развитии собственного «Я». Возможны и серьезные затруднения, связанные со спецификой учения подростков: — неумение выполнять действия по образцу, инструкции; — затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, восприятие, классификация, обобщение); — инертность мыслительной деятельности; — несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности; — неосознанность учебной деятельности (целеполагание); — дисгармония мотивов учения. Пррблемы и трудности любого возраста многообразны, и ни один учебник не вместил бы даже общих рекомендаций по их разрешению. Наше решение определить методические подходы к работе с подростками — лишь попытка наметить ее основные вехи для психолога.
|